Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 29 августа 2018 в 20:29 [ Назад ]

На перекрёстке областей

Обзор 3-х дневной поездки по Ростовской и частично Волгоградской области. Мигулинский подземный монастырь, интересные памятники, красивейшие старинные храмы, заброшенные места и многое другое.

Image

Данная поездка была намечена ещё несколько лет назад, когда узнал о Мигулинских пещерах, но решил, что надо ехать только тогда, когда посмотрю всё, что располагается по пути до них. На это ушло много времени, не только потому, что добираться придётся несколько часов, но и из-за того, что мои путешествия всё время были в разброс - то одна область, то другая... Наконец-то пришёл черёд и этой.

Первый день провели в дороге и успели доехать до Ореховки, где и переночевали, так как рядом располагается небольшой лесок. Ну и к тому же, всё, что после Миллерово, мы никогда не посещали, поэтому было удобно начать утро с новых мест. Как там было - с чего начинается Родина? У нас она началась как раз с ДК Родина:

Image
Сложно поверить, но вплоть до Тихой Журавки не было ничего интересного. Заезжали почти во все посёлки, которые находятся в 2-3км от трассы, но в итоге никакого результата. Давно такого не было, разве что, в Калмыкии, но только там совсем пустота, а тут посёлок на посёлке. Вот единственный снимок за несколько часов - лики "святых":

Image
Первым местом для более-менее основательной остановки стала та самая Журавка, о которой упомянул выше. Всё благодаря одному объекту, а именно - старинная церковь.

Image
Стоит посёлок на берегу речки Тихая, отсюда - и первая часть названия. А вот со второй частью названия сложнее. Что за Журавка такая - можно только предполагать. Во всяком случае, на украинском языке "журавка" - это самка журавля. В селе сохранилась Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", построенная в 1871 году отставным майором Федором Федоровичем Барабанщиковым (1811-1887, по другим данным 1818-1894), чьим поместьем и было это село, полученное по наследству от родной бабки Марфы Акимовны Грековой в 1844 году. Известно, что в 1904-ом сей храм посещал Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий. В Советские времена традиционно в церкви разместили склад, иногда крутили кино и тд и тп.

Image
Пишет в своих воспоминаниях побывавший в здешних местах морозным декабрьским днем 1942 года итальянский оккупант Эудженио Корти: "К полудню я добрался до Тихо-Журавской, симпатичной деревушки, в центре которой находилась очень красивая церквушка, хотя ее тоже превратили в склад, как и все церкви, которые мне довелось видеть в России. Деревня расположилась у подножия невысокого холма". До настоящего времени церковь находится на территории какого-то машинно-тракторного парка. Правда, заметно, что предпринимаются попытки возродить здесь приход.

Относительно рядом имеется ещё один храм, но уже культуры, который пребывает примерно в таком же удручающем состоянии, что и постройка на фото выше. Правда, если одно хоть как-то восстанавливают своими силами, то другое, государственное, почти бросили на произвол судьбы. Отвлечёмся от грустных мыслей и вернёмся к путешествию, ведь мы уже возле Мигулинки.

Image
Места удивительно красивые, но есть неприятный нюанс - комары. Их столько, что невозможно даже описать словами - просто комариный слой, как простыня! Пришлось бегом добираться до входа, но тут нас ждал провал, точнее обвал на входе в большую пещеру.

Image
Я знал заранее, что нас может ждать такая картина, но надеялся, что всё-таки повезёт. Увы, чуда не случилось, хоть и есть легенда о том, что местные постоянно раскапывают лаз. Покажу фотки коллег с малой и расскажу немного истории.

Image
Пещеры расположены в меловом склоне правого берега Дона, недалеко от станицы Мигулинской Верхнедонского района Ростовской области. Исследователи считают, что Мигулинские пещеры старше, чем станица Мигулинская, возраст которой составляет около шести столетий, или были созданы в то же время что и станица, а первые кельи появились во времена татаро-монгольского ига. Монастырь под землей, а не на поверхности, мог быть построен по соображениям безопасности - так его было бы легче защищать от нападений врагов. Также он мог служить укрытием, существуют легенды и доказательства существования туннеля, при помощи которого можно было выйти на другой берег Дона.

Image
Со временем монастырь был разрушен из-за неблагоприятных внешних факторов. Исследователи допускают существование других подземных туннелей, длина которых могла составлять около 15 километров. На протяжении всего пути в туннелях встречались колодцы.

Image
Точная дата, когда пещеры начали обустраиваться монахами, не известна, но в 1700 году они уже там были. В начале XX столетия в подземном монастыре жили 2 отшельника, и один из них оставался там ещё в 1920-х годах. Местные жители и краеведы знали о расположении Старой пещеры, информация про Новую появилась лишь в 1969 году, когда группа студентов приехала на практику в станицу Мигулинскую, услышала легенды о монастыре в подземных пещерах и начала собственные исследования. Был найден вход в пещеры на правом берегу Дона. В 1980-х годах из пещер хотели создать хранилище для овощей, но глава совета станицы запретил подобные действия. В начале XXI столетия группа, в состав которой входили спелеологи ростовской федерации альпинизма и журналистка, провели собственные исследования.

Image
Малая пещера представляет из себя небольшую систему коридоров и келий вырубленных в меловой толще. Внутри сохранились кресты, молитва написаная на стене и адамовы головы. Пещера подверглась нашествию варваров. Стены исписаны так, что живого места нет (надписи вырезаны глубоко в камне и стоят даты 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов 20 века), вырезанные в камне иконы выпилены, адамовы головы изуродованы и стали похожи на персонажа картины Мунка "Крик".

Image
Image
Адамова голова:"Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста".

Image
Image
Вот такая история, а мы тем временем добежали обратно к машине, сели и начали гнать по полям с открытыми окнами, так как комарья в момент посадки залетело немерено. Гнали, гнали и догнали до Казанской - следующее место нашей остановки. По пути неожиданно встретили Су-24. Нет ни табличек, ни отметки на карте - просто стоит возле школы на небольшой полянке.

Image
Казанская - это самая верхняя по Дону казачья станица, столица (райцентр) Верхнедонского района Ростовской области. Вообще, интересно, что Ростовская область как-то "монополизировала" право на использование наименования "Донской" и именует себя не иначе как "Донской край", упуская из виду, что Дон - это еще и Воронежская, и Липецкая область, и даже Тульская, не говоря уже о Волгоградской области. Собственно, если есть в Ростовской области Донской край - то это Казанская, как самая крайняя станица бывшей Области Войска Донского. Так как выше по течению казачьи земли заканчивались, Дон в районе Казанской и был для казаков самым верхним. Хотя в общегеографическом смысле это - не Верхний, а Средний Дон. Датой основания Казанской принято считать 1647 год. Говорят, что Казанская повела свое название от имени источника Казанской Божией матери, который был здесь. На берегу Дона возле пляжа действительно имеются выходы родников, которые заботливо оформлены в виде колодцев-журавлей.

Живые журавли имеются в районе моста (кстати, не простой, а с поднимающейся центральной частью, что является большой редкостью в наших краях), где на водонапорной башне они устроили себе гнездо. Где-то в тех же краях можно обнаружить памятник полуторке ГАЗ АА. Несколько лет назад постамент выглядел совсем ужасно, но к моменту нашего путешествия уже всё было отремонтировано.

Image
На территории станичной школы имеется поистине уникальный памятник - Генеральному прокурору СССР А.М.Рекункову. Только в Казанской можно сделать селфи в обнимку с прокурором... Родился генеральный прокурор СССР в хуторе Стоговском, что на противоположном берегу Дона-реки, а в детстве посещал в Казанской среднюю школу. На центральной площади стоит создатель советского государства Ленин. Как известно из истории, Ильич учился в Казанском университете. Правда, университет был не в этой станице Казанской, но памятник от этого не теряет своей казанской уместности.

Ещё имеется интересный музей, если судить по описанию с интернета, но в него мы не попали, так как он был закрыт. Ничего не остаётся как отправиться на помойку, которой с годами становится всё хуже и хуже:

Image
Заброшенный комбикормовый завод расположен на окраине станицы. Был открыт в начале 1970-х и закрыт в начале 1990-х годов. На территории находится основной корпус и постройки транспортного цеха. В основном корпусе - административная часть, главный цех и зернохранилище, в котором до сих пор пахнет зерном. По довольно прочным внешним металлическим лестницам раньше можно было забраться на крышу. Ни оборудования, ни мебели не осталось, сняты даже отопительные батареи.

Image
Image
С этого момента начинается пустота, тотальная. Все населённые пункты по пути были малонаселёнными, порой вымершими. Ни памятников, ни ДК, не говоря уже о чём-то большем. В итоге около двух часов трассы проехали без единой остановки. Иногда лишь баловал вид из окна: то коровка подойдёт посмотреть, что это тут за гости приехали, то лошадка:

Image
Image
Асфальт закончился и началась полевая дорога, но когда это нас останавливало? Не остановил и песок, но чем дальше были от цивилизации, тем глубже был его слой. В какой-то момент стали понимать, что скоро застрянем, но до последнего надеялись, что это лишь такой участок и дальше будет лучше. Увы, лучше не стало. Сначала встряли не сильно и достаточно быстро выкарабкались, после чего хотели развернуться и поехать назад, но не тут-то было! Сели окончательно... Итог: 2 часа раскапывания, полные ботинки песка и потеря сил со временем. Но разве полученные эмоции и приключения не стоят того? - Конечно же стоят.

Image
На дураков даже откуда-то прибежали посмотреть коровки. Видимо, с тех посёлков, куда идёт эта "дорога". Уже дома почитал про поселения, что ждали нас впереди - оказалось, там проживает по 2-3 человека...

Image
Кстати, ехали мы в Еланскую, которую после данного случая стали называть немного иначе, добавив букву "б". Если без шуток, интересна станица двумя вещами. Первое - старинный храм.

Image
Начатый 1823 году, в память славной победы над Наполеоном, храм был освящен уже в 1826 году. Построенное здание Еланской Никольской церкви представляло собой монументальное сооружение в классическом стиле. Сохранились фотографии ее, датированные началом XX в., на них запечатлены ныне утраченные элементы здания. Церковь однокупольная, имела три портала с колоннадами в ионическом стиле, ныне сохранился один портал с колоннами. В одной связи с основным зданием находится каменная колокольня. Церковь трехпрестольная: главный алтарь посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, а два боковых придела, правый - во имя Спаса, левый - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была выполнена петербургскими мастерами согласно эскизу зодчего И.Е. Старова, имена их пока не известны. Новая церковь требовала и новых церковных принадлежностей. На сборе станицы казаки решили собрать деньги на внутреннее благоустройство церкви, что и было сделано. Теперь церковь была прекрасна как снаружи , так и изнутри. Для стьаницы Еланской она стала настоящим достоянием. В ней начиналась и заканчивалась жизнь каждого жителя Еланского юрта, здесь крестили, отпевали и погребали на единственном тогда Еланском кладбище, а по душе усопшего обязательно звонил церковный колокол. Поминали усопших по православному обычаю. Лучшие свои времена Свято-Никольская церковь пережила до 1917 г. В 30-е годы Свято-Никольскую церковь закрыли, колокол разбили на куски и увезли на переплавку, капитальную ограду разобрали, здание же самой святой церкви приспособили под хозяйственные нужды, ссыпали зерно в нее. Священник церкви о. Афанасий был арестован и больше о его судьбе никто ничего не знает до сих пор. Во время войны в церкви жили солдаты, несколько позднее - пленные итальянцы, которые к удивлению верующих сланцев истово молились Богу в православном храме. Станица не была оккупирована, но немцы били прямой наводкой по Еланской станице из пушек, минометов и пулеметов, гибли станичники и их дома, церковь же выстояла, хотя и было одно попадание.

Возле церкви проходили съёмки фильма Тихий Дон (2014 года). Данную информацию можете пролистать, но мне показалось интересным, поэтому поделюсь.


Описание окружающей местности Роман «Тихий Дон», завершённый Михаилом Шолоховым в 1940 году, стал одним из величайших произведений русской литературы. Знаменитая эпопея охватывает события Первой мировой войны, Октябрьской революции и последовавшей за ней гражданской войны. Самые жестокие, кровавые годы лихолетья на Дону, время, когда брат шёл на брата, когда забыто всё человеческое, – и только любовь остается вечной ценностью - как любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Бессмертная книга принесла автору всенародное признание, всемирную славу и Нобелевскую премию. В 2015 году вышла четвёртая экранизация «Тихого Дона». По свидетельствам очевидцев, режиссёру Сергею Урсуляку предлагали работать над фильмом поближе к столице, но тот был категоричен: «Буду снимать на Дону!». И вот летом 2014 года в окрестностях станицы Вёшенской начали монтировать три съёмочные площадки. Строили их больше года. Несмотря на то, что съёмки проходили в тех же местах, что и действие романа, к моменту производства новой картины там уже мало что напоминало о далёких событиях. Пожалуй, единственное, что не поддалось влиянию времени, - это восхитительная донская природа. Деревянно-пенопластовые декорации оказались столь обширными, что если их соединить воедино, то своими размерами получившаяся станица вполне могла бы повторять настоящую!

Декорации к Тихому Дону интересны и сами по себе, но если «знать матчасть», впечатления могут быть обогащены многократно. Столичным актерам пришлось не только привыкать к палящей донской погоде и комарам, но и по-настоящему вживаться в роли своих персонажей. Ещё перед тем, как начать съемки, сам Сергей Урсуляк объехал старожилов Вёшенской и окрестностей, чтобы расспросить их об обрядах, манерах и песнях, знакомых только им. Бабушки с охотцей рассказывали режиссеру, как на Дону играли свадьбы, почему казачки не ходили с распущенными волосами и воровали ли тогда туфлю. Самим же актерам пришлось учиться правильно разговаривать и смеяться, плясать и ходить, купаться в Дону, креститься, лепить вареники, жарить яичницу и резать арбузы. Так, молодые актрисы учились прясть и доить коров, носить воду на коромысле. А мужчины - рубиться шашками и стрелять из винтовок. Щедры были станичники на всё, без чего невозможен казачий быт: горшки и стаканы, чугунные сковородки и латунные чайники, скатерти и занавески, гармошка и сундуки, пяльцы и наперстки.

Москвичам пришлось даже самим вырастить быка, чтобы научить его работать в упряжке. Лошадей же донской породы для фильма собирали со всей Ростовской области. Из-за этого, кстати, коней пришлось «дружить» между собой, так как те поначалу не желали друг друга признавать, били копытом, ржали и фырчали. Актёры, все без исключения, брали уроки верховой езды и, в итоге, выучились отлично держаться в седле. Кстати, кони оказались очень талантливыми: они вели себя в кадре как настоящие артисты и понимали всё с полуслова. Киношники признаются, что одной из самых опасных съёмок был пожар, когда Мишка Кошевой поджигает станицу. Причём, всё было натурально. Пожар был настоящим, деревянные постройки горели мгновенно, возможности снимать дубли не было. Вторым опасным моментом стало падение Пантелея Прокофьевича с лодки. По сценарию они ловили с сыном Григорием рыбу, но тут каюк перевернулся, и народный артист упал за борт. В итоге, Евгений Ткачук был первым, кто принялся спасать киношного отца. Среди станичников теперь ходит байка, что спасатель, дежуривший на съёмках, в это время звонил близким - хотел сообщить «горячую» новость о ЧП... Знаменитого актера тогда быстро спасли. После этой сцены съемки пришлось отложить на день. Поскольку нос главному герою приделывали по нескольку часов. Для того, чтобы в кадре появилось огромное поле подсолнухов, в котором происходит встреча Аксиньи и Григория, съемочной группе даже пришлось арендовать большой участок земли. Они засеяли его раньше срока. Ведь только так можно было добиться, чтобы подсолнухи достигли нужной фазы цветения как раз к моменту съёмок. Потом же съёмочная группа ждала, когда эти подсолнухи ударит первым морозом, чтобы снять уже совсем другую сцену. Одну из знойных летних сцен снимали в ноябре. Температура +5, изо рта валит пар, а по сюжету актёру должно быть очень жарко… Пар, конечно, убрали потом, при обработке картины, а вот выступивший на лице пот приходилось рисовать специальным «герметиком»…

Церковь Святителя и Чудотворца Николая, часто появляющаяся в кадре, - это единственное не бутафорское здание. В фильме хорошо видна разница между обшарпанными стенами всего объёма церкви, возвышающимися над станицей, и белоснежными колоннами в кадрах станичного Круга (эту часть отремонтировали специально для фильма). Декорации к четвёртому киновоплощению «Тихого Дона» оставлены на месте на радость местным жителям и туристам. Сколько они ещё здесь простоят – никто не знает.

Image
История создания фильма заслуживает уважения, но скажу честно, что результат мне не понравился. Слишком надоела нынешняя мода - переснимать классику. Надеюсь, наши киношники когда-нибудь перестанут копировать советские фильмы и создадут сами что-нибудь новое.

А теперь пару слов о втором месте, которое "прославило" Еланскую на всю страну - мемориальный комплекс "Донские казаки в борьбе с большевиками". Находится на территории усадьбы казака-предпринимателя Мелихова Владимира Петровича. В состав комплекса входят: музей, памятник Матери-Казачке, скульптура генерала Петра Краснова, поклонный Крест, барельефы белых военначальников: Е. А. Волошинова, А. М. Каледина, С. В. Денисова, А. М. Назарова, В. М. Чернецова, И. А. Полякова, памятные Кресты трагических мест для казачества: Лиенц, Чаталджи, Крым, Новороссийск. Музей увековечивает память белоказаков Дона. В экспозиции исторического музея представлены материалы разных этапов жизни казаков, отражающие их культуру, воинскую службу, страницы истории. Среди них: фотографии, личные вещи, книги, личные дневники, документы донского казака – генерал-лейтенанта Балабина Евгения Ивановича, прялки, старинные сундуки, плакаты и др. Рядом с музеем установлены бронзовые скульптуры казака в военной форме с винтовкой и коленопреклоненного казака с винтовкой. Около входа в музей установлен бронзовый памятник донскому атаману, генералу Российской Императорской армии Петру Николаевичу Краснову. Генерал изображен стоящим на высоком бетонном пьедестале, облицованном камнем, в военной форме с царским жезлом в поднятой правой руке.

Image
Музей хотел посетить забавы ради, но если честно, то это полное мракобесие. Хотя чему удивляться, когда есть Ельцин-центр. На этом и закончу, так как все эмоции и слова по этому поводу не высказать в одном посте.

Куда приятнее описывать своё путешествие, которое завело в Кулмыженскую.

Image
Триколоры, гербы СССР, Ленин, Сталинки, тусовки местной молодёжи возле тонированных девяток...

Image
Между тем, известны эти места не только этим:

Image
Image
Но об этих событиях расскажу чуть позже. Сейчас покажу неизвестную церковь, о которой не нашёл ничего, вообще. Поглядите, какая красота!

Image
Про Кулмыженскую больше нечего и рассказать, разве что о помойке, которую заметили совершенно случайно:

Image

Казалось, обычный жилой дом, но из-за отсутствия помоек в крови, всё-таки залезли внутрь.

Image
Каким же удивлением было увидеть колонны и красивое деревянное оформление главного входа!

Image
Пока помещения пусты и не совсем понятно, что же тут раньше было...

Image
Image
Но пару комнат с уцелевшей утварью и единственная сохранившаяся табличка сразу же дают ответ на наш вопрос:

Image
Image
Image
Больница оставила хорошее впечатление и приподнятые духом мы отправились дальше по маршруту. Час езды, два... Изредка мелькали мелкие посёлки в 10-15 домов и на этом всё. Зато какие пейзажи - голая степь перешла в буйные хвойные леса! С одной стороны Воронежская область, с другой Волгоградская, позади Ростовская... Как-то особенно приятно находиться на перепутье нескольких областей, жаль, что время не бесконечно и можно успеть посмотреть лишь что-то одно. Кстати о времени, оно уже вечернее и пора бы искать место для ночлега.

С этим заданием вышла небольшая загвоздка. Было думали остановиться на окраине одного из ближайших поселений, но как на зло в интернете прочёл, что в последние годы часто наблюдаются "набеги" волков на этот посёлок. Их я конечно люблю, но в зоопарке, а не лицом к лицу... Пришлось проехать дальше, где нашли укромное местечко на окраине леса, где с одной стороны была трасса, а с другой относительно рядом жилые дома какого-то хутора. В принципе, куда безопаснее всех тех вариантов, что были до этого. И ещё, в сезон дождей здесь много змей, так как леса топятся и они выползают на возвышенности и сухие участки, коими являются все посёлки рядом.

Ночь прошла без гостей, что со стороны людей, что со стороны зверей. Хорошо выспавшись, перекусив, мы собрали вещи обратно в машину и отправились в замечательный город под названием Серафимович. По пути заезжали в небольшие поселения.

Image
Image
Кроме двух отголосков былых времён ничего не было, хотя в посёлках имелось много различных построек, где подобная красота могла бы быть (и должна) по идее. Видимо, не нашлось местных художников или кого-либо ещё, кто мог создать что-то подобное.

В окрестностях города Серафимович на высоком берегу Дона стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь - самый древний из ныне действующих монастырей Волгоградской митрополии. Почему Усть-Медведицкий? Да потому, что раньше город Серафимович был станицей Усть-Медведицкой Области Войска Донского, и потому что неподалеку находится устье речки с необычным названием Медведица, А Серафимовичем станицу назвали в годы Советской власти по псевдониму писателя Александра Серафимовича, который в отличие от своего земели и ученика Шолохова был настоящим родовым казаком, с настоящей церковной фамилией Попов, и который жил и творил здесь. В самом Серафимовиче, кстати, с 18-го века сохранился Вознесенский храм.

Image
Храм оказался не сильно красивым, поэтому его фоткать не стали и поехали сразу в центр, к тому самому писателю. Совсем рядом обнаружили великолепную плиточную мозаику. Причём не с фасадной стороны, а где-то в глуши, сбоку! Ещё не успел прочесть надпись, а в голове уже играет та самая песня.

Image
Скажу честно, что город заслуживает более тщательного изучения, так как оказался интересным. Старинные домики, тихие улочки, какие-то памятные таблички... Атмосфера старины была повсюду, чего давно не испытывал в своих поездках. Однозначно надо будет когда-нибудь заглянуть сюда снова. А пока отправляемся в главную достопримечательность. Хоть в Серафимовиче дороги такие же, как и в Волгограде (не зря же в этой области находится), но дорога до монастыря оказалась идеальной.

За оградой монастыря скрывается немало чудес. Самое значительное из них - это величественное здание собора Казанской иконы Божией матери, строительство которого велось 10 лет под наблюдением известного по созданию Новочеркасского собора (кстати, о нём писал большой обзор) архитектора А.А. Ященко. Освящен собор в 1855 году.

Image
Здание многострадальное, ибо неоднократно подвергалось разрушительным поруганиям в годы "безбожной" власти. И спас его, кстати, Александр Серафимович, который предложил властям не разрушать здание храма, а разместить в нем дизельную электростанцию. Благодаря этому мы можем сейчас наблюдать величественный храм и удивительные мраморные колонны в его интерьере.

Image
Эти мраморные колонны были привезены из Венеции и обрабатывались в Санкт-Петербурге. На рубеже 2000-ых из Германии поступило предложение демонтировать для себя эти колонны, за что предлагали засфальтировать все дороги в Серафимовиче и вокруг него. Но власти на это "пойтить не смогли". А вот так интерьер храма выглядел в 90-ые годы прошлого века, уже после того, как в бывшем монастыре побывал пионерский лагерь.

Image
В 60-ые годы дважды в здание закладывали взрывчатку и производили подрывы. Требовался мощный заряд, но тогда бы могла пострадать расположенная по соседству нефтебаза, и попытки изничтожить храм были оставлены. Интересно, что монастырь продолжал существовать здесь и после революции вплоть до 1928 года. Правда, его потеснила детская трудовая колония.

Image
Другим чудом монастыря можно назвать храм Преображения Господня о 33-х золотых куполах, символизирующих годы земной жизни Спасителя. Храм этот хоть и новодельный, но такого нигде больше не встречал.

Image
Построен он взамен старого монастырского храма , которому "повезло" гораздо меньше, чем Казанскому, ибо он был разрушен. От старого здания Преображенского храма осталась лишь арка ворот, используемая нынче под малую звонницу. А в годы пионерщины в арке была устроена летняя эстрада.

Еще чудо монастыря - это его пещерный Арсеньевский храм. Вход в него расположен в притворе Казанского храма. Здесь хранится сокровище монастыря - камень игуменьи Арсении, бывшей настоятельницы храма. Говорят, что эта женщина лично прорубила и прокопала 77 метров подземелья, которое освещается сейчас только светом свечей. В одном из ответвлений хода и лежит "монашкин камень". На нем видны рельефные отпечатки ладоней и колен, которые оставила матушка Арсения, возносившая здесь свои благочестивые молитвы.

Image
Местные верующие говорят, что эти следы оставила сама Богородица. С подземельем связаны истории о том, что где-то тут лежат несметные сокровища монастыря, которые в годы запустения манили сюда толпы кладоискателей. К слову, клады искать мы не собирались, а вот прогуляться по закрытой территории хотелось, но вскоре передумали, представив, какой хай будет поднят при поимке...

На выходе из подземелий немного изучили старые фото, которые висят на стенах.

Image
Image
Коллега запечатлел зимой на монастырском подворье Спасательный автомобиль Спасо-Преображенской обители. К сожалению, в своей поездке данное авто не нашёл.

Image
Даже если вы далеки от религии, всё равно заскочите сюда, хотя бы полюбоваться красивой архитектурой, оно того точно стоит. И тем более стоит того советская архитектура, когда она ещё и заброшенная:

Image
С данным ДК вышла интересная ситуация. Наш основной план поездки уже был выполнен, но в запасе оставался ещё один день. Ехать домой не хотелось, поэтому мы выбрали несколько мест, которые хотели досмотреть в другой поездке. Каким-то чудом, пока находились в дороге, одна из знакомых скинула мне фото данной заброшки, с указанием его расположения. Чудо, не иначе, что находилась постройка по пути нашего следования.

Image
Да даже если бы было и не по пути, всё равно бы отправился смотреть на эту красоту, а так вышла двойная удача: экономия времени и средств.

Image
Находится бывший Дом Культуры в глуши, где уже проезжал рядом, но не соизволил доехать до конца основной дороги, так как подумал, что ничего интересного не будет.

Image
Изумительные статуи на входе с улицы, красивый барельеф в фойе... И самое главное, что заставило остановиться и молча любоваться:

Image
Если бы ещё и актовый зал был целым, то это было бы уже комбо, но тут такого не произошло. Да и на это уже было всё равно, красоты до этого хватило с головой. Тем более, что что-то подобное мы ещё встретим, но позже, а пока на этом всё.

Image
Спасибо за внимание.
Закрыт
abv
abv написал 30 августа 2018 в 09:43
вау, как же здорово, что такие советские места ещё существуют! жаль, что они приходят в упадок. тут столько социалистического искусства, что можно было бы официально иностранцам показывать. а они только в московское метро за ним и едут.
-1
Ссылка | 6 отв.
kerrang
kerrang написал 30 августа 2018 в 19:37
abv: увы.
triarius
Игорь Сибилев triarius написал 30 августа 2018 в 21:14
abv: эм, как-то странно сравнивать по уровню действительно достойные в плане архитектуры постройки советского периода с типовым ДК в деревне, украшенным убогим соцреализмом (хах, соцреализм сам по себе убог). Естественно люди поедут смотреть уникальные сооружения, а вот такое добро уже давно пора посносить и построить что-нибудь нормальное. Ради примера посмотри на Китай: они со старым и ненужным хламом не носятся и не считают его чем-то достойным.
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Smile
Smile написал 31 августа 2018 в 08:20
triarius: именно поэтому например жители Харбина борятся за сохранение построек периода российской империи. Так не носятся, что даже мост 1920 года постройки пытались сохранить.
Smile
Smile написал 31 августа 2018 в 08:24
triarius: и "что нибудь нормальное", это что? Бетонную коробку отделанную сэндвич панелями или просто плиткой, на край просто покрасить?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
triarius
Игорь Сибилев triarius написал 31 августа 2018 в 15:56
Smile: Мост 1920 года =/= обычный ДК в деревне, разве не так? Я так понимаю, ты говоришь про Ж/Д мост? Есть здания, которые имеют историческую ценность, а есть "бетонные коробки", которые не жалко. И тут уже не важно, когда построена эта самая коробка: при царе, при СССР или сейчас.
abv
abv написал 31 августа 2018 в 10:22
triarius: к однотипным зданиям, если это архитектурное убожество, мой комментарий не относится. я говорю лишь о живописи и скульптурах, которые можно лицезреть на или внутри даже таких объектов. ну а тут уж - на вкус и цвет товарища нет. каждому своё. мне соцреализм нравится, не всегда, но многое. хотя, не спорю, есть и полное дерьмо.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.