Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 25 сентября 2019 в 11:17 [ Назад ]

Два депо - одна история

Прогуляемся по ростовским депо, прокатимся на старом добром трамвайчике и вспомним большую историю данного вида транспорта в моём родном городе.

Image

Побывать внутри депо - мечта ещё очень давняя, но только как её осуществить?... Не буду погружать вас во всю историю, которую удалось мне провернуть, а лучше сразу приступлю к обзору.

Утро началось с красивой подстанции №3, которая была построена ещё в 1931 году. Любопытно, но отчего-то ваятель подписей на этих электростанциях (их несколько по городу), одну из них назвал «Подстанция Ростовкого трамвая», а другую «…Ростовскаго…». Какой такой тайный был в этом смысл? Честно, не знаю. Либо дореволюционная орфография всё ещё крепко сидела в головах людей, либо обе надписи должны были выглядеть как "Ростовскаго", но написав это в Нахичевани,... получил "по шапке", и 2-ю сделал уже в духе новых понятий. В любом случае, любопытно.

Image
Фоткать в самих депо мне было относительно нельзя, поэтому все кадры плохого качества, не ругайтесь. Тем временем слышен скрежет ворот - открылись!

Image
Вообще, данное фото надо бы удалить, ведь на ней работник без каски! (смеялся инженер, когда увидел, что я сфотографировал). Хотя, уже прошло столько лет, что дай бог чтоб он вообще ещё жив был, не говоря уже о смене работы...

Image
Пролетарское депо был скучным и пустым, но зато его старожилы рассказывали много интересных историй. Причём не только из своей жизни, а вообще - исторические зарисовки. Надо признаться, что их уровень знаний был в разы выше моего, по-крайней мере в плане истории ростовского трамвая.

Image
Когда беседы подошли к концу и пора было начинать работу, мне предложили проехаться к следующему депо прямо отсюда.

Image
Усевшись в пустой трамвай, медленно, но верно отправились в сторону Лендворца...

Image
На тот момент я не ездил на подобном виде транспорта уже много лет. Последний раз был ещё в детстве, когда можно было добраться с бабушкой с Чкаловского в самый центр Ростова, к маме на работу. Нет уже бабушки, нет многих маршрутов... Лишь тёплые воспоминания.

Image
Вот оно - Ленгородское депо:

Image
Пройдёт ещё сто лет и ничего не изменится...

Image
Image
Так какой мой способ "проникновения" в депо был не совсем официальным, пришлось делать всё быстро и возможно, многое осталось за кадром.

Image
Image
Юбилейный трамвай уже кто-то успел испортить...

Image
Некоторые стоят на ремонте, кто-то в очереди...

Image
Есть тут и различная спецтехника:

Image
Image
Image
Image
Сейчас действует 7 единиц служебного подвижного состава: ТК-28А (служба пути), КТМ-2 (энергослужба), снегоочистители ВТК-01 (С-6000 и С-8000), снегоочиститель ГС-4 (КРТТЗ) (С-3000), снегоочиститель Tatra T3SU (С-7000), вихревой снегоочиститель Tatra T3SU (ВС-2000).

Image
Если быть честным, то ни разу не видел её в городе, либо просто на обращал внимание.

Image
Общая атмосфера и внешний вид напоминал чем-то ранние 90-е. Сумрак, следы от грязи вперемешку с маслом, трещины, обшарпанные стены...

Image
Обратите внимание - поезд:

Image
Image
Данное табло так и не удалось опознать:

Image
Рядом имеется ещё одно, только не работает уже лет так 20 и висит для красоты:

Image
Image
Ремонт и обслуживание происходит тут же, а также в пристройке сбоку. В пристройке находились люди и что-то громко гудело, поэтому не решился там пройтись.

Image
Сложно представить, каково было работникам, когда они получили в своё распоряжение новенькие трамваи...

Image
Кстати, к 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен в качестве музейного трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер - 105. Правда, спустя недолгое время попал в аварию...

Image
Инопланетянин среди руин:

Image
Напоследок решил пройтись ещё раз, заодно зайти внутрь некоторых, пока никого нет рядом.

Image
Image
Image
Image
Image
Очень жаль, что не получилось пофоткать отстойник близ Пролетарского депо. Там очень ламповые трамваи - списанные, после аварий и так далее. Из-за того, что многие из них до сих пор проходят в судебных делах, проход туда мне был категорически воспрещён.

Image
Что же, пора прощаться! Несколько фото напоследок:

Image
Честно признаться, я всеми конечностями ЗА данный вид транспорта. Забавно смотреть, когда какой-либо район ещё только строился, вокруг пустые поля и одни котлованы, а ветка трамвая уже была проложена; или трамвайные маршруты в самые дальние и дикие дебри, лишь бы человек мог добраться до дома\работы... Но нам каждый год твердят, а умники повторяют, что трамвай неудобен, приводя десятки глупых причин. Он неудобен в данной системе - с этим соглашусь полностью, а вот если сделать по уму... Хотя, о чём это я.

Image
В заключении обзора хочу вспомнить пример города Шахты, где в 90-х происходил тотальный ад с транспортом, в том числе и трамваем. Вспомнить ростовские маршруты, которые исчезли навсегда... К слову, не успел отфоткать одну крутую книжку про историю трамвая в Ростове, но когда-нибудь обязательно это сделаю!

Image
Для справки: трамвай Ростова-на-Дону - единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. Трамвайная система Ростова одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение - Богатяновский Спуск; Сенной Базар - Смирновский Спуск; Городское депо - ул. Большая Садовая; Вокзал - Нахичевань (Нахичевань была соседним с Ростовом городом и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).

Image
Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы с трамваями - Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка в соседнем городке - Нахичевани, и первый в России междугородный (!) электрический трамвай начал свою работу. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник - в Ленгородке. В 1925 году управление Ростово-Нахичеванского-на-Дону электрического трамвая находилось по адресу: Богатяновский пер., № 75. Движение осуществлялось по 6 маршрутам: 1) По ул. Фр. Энгельса (от Ростовского вокзала до 36 линии в г. Нахичевани); 2) По Будённовской линии (от здания ж.д. больницы до ул. Фр. Энгельса); 3) По Боенской линии (от боен до Смирновского спуска); 4) По Сенной линии (от ул. Фр. Энгельса до Смирновского спуска); 5) 2-я Нахичеванская линия (от Нахичеванского базара до станции Нахичевань-Донская); 6) Богатяновская линия (от ул. Фр. Энгельса до депо). В 1925 году плата за проезд в дневном движении составляла: по одному поясу - 6 копеек, по одному городу - 8 копеек, по одному городу с правом пересадки - 10 копеек, по двум городам - 12 копеек. Плата за проезд в ночном движении составляла по одному городу - 12 копеек, по двум городам - 16 копеек, по Будённовской линии - 10 копеек.

Image
В 1928 году маршрутная сеть трамвая уже составляла 8 маршрутов, изменились также их наименования. Так, все маршруты получили свои номера: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и № 8. С 1957 года в городе Ростове-на-Дону впервые в СССР стали эксплуатироваться чешские трамвайные вагоны Татра. Этому способствовал то факт, что ширина колеи в Ростове-на-Дону соответствует европейскому стандарту 1435 мм. В 1990-е годы произошло очень большое сокращение маршрутной сети трамвая города Ростова-на-Дону. Сохранились линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду сложного рельефа местности и больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай другим видом транспорта не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два - Ленгородское и Пролетарское, которые были представлены в обзоре. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3.

Image
В 1998 году 26 апреля произошло глобальное разрушение трамвайной сети: были отменены маршруты № 2, 8, 9 ,11, 12, 13, 16, 17, 18. В июне того же года отменили №14. Были укорочены почти все маршруты. Таким образом, после 1998 года, из восемнадцати трамвайных маршрутов осталось семь. На рубеже 2001-2003 были демонтированы трамвайные линии по многим участкам. Кировское трамвайное депо превратилось в торгово-развлекательный центр с супермаркетом и кинотеатром, а Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо снесено под застройку новостроек. Таким образом почти полностью ушла история, а сейчас остаются лишь жалкие её остатки. Сохранить хотя бы их...


Спасибо за внимание.
Закрыт
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 29 сентября 2019 в 00:33

Спасибо за немного ностальгии!

Я своими глазами наблюдал разрушение трамвайной сети в 98 году. Дело в том что я тогда жил на проспекте Октября (ныне Нагибина), по которому проходила одна из самых загруженных трамвйных линий, и помню, как в 96-97 годах на ней сделали капитальный ремонт, а в 1998 году движение по совсем новым путям закрыли. Помню, как со знакомым лазили в Октябрьское депо, где после закрытия движения догнивали старые вагоны. И как в конце 99 варварски вырывали из асфальта рельсы... Печальная история...
0
Ссылка | 9 отв.
kerrang
kerrang написал 29 сентября 2019 в 22:01
Valergun: Да, было дело...

Кстати, ты с Воронежа?
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 2 октября 2019 в 06:54
kerrang: сейчас временно Воронеже живу, с 2015.. А так - родился и первые 15 лет прожил в Ростове, потом 14 лет в Питере
0
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
kerrang
kerrang написал 3 октября 2019 в 08:22
Valergun: хороший разброс :)
0
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 10 октября 2019 в 22:15
kerrang: ага, помотало :) а сейчас я чую я каждый месяц в Ростов наведываться буду :)
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
kerrang
kerrang написал 15 октября 2019 в 12:40
Valergun: Было б только что у нас ещё смотреть, пока бываешь в городе...
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 21 октября 2019 в 09:03
kerrang: Да я больше по делам личного характера. Так то по всяким местным красивостям и заброшенностям я еще в детстве налазился :) Кирпичник заброшенный и кассетник в свое время домашними объектами были.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 21 октября 2019 в 20:15
Valergun: о да... Причём частично до сих пор стоят! :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 14 ноября 2019 в 21:34
kerrang: вообще у меня любимые места - это окрестности квадрата (пл. Ленина) - поскольку родные места, ну и окрестности станции "Ростов-Берег", где заброшенный то ли ДК, то ли Клуб был (на Амбулаторной,сейчас вместо него детская площадка)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 16 ноября 2019 в 19:05
Valergun: вроде да, дк (клуб) был
Anarchy
Anarchy написал 1 октября 2019 в 12:34
А бомбарики там были?
0
Ссылка | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 1 октября 2019 в 22:10
Anarchy: не помню, если честно. В одном вроде только
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 5 октября 2019 в 12:13
Трамваи ван лав :) Мне, с точки зрения трамфана интересно было почитать :)
0
Ссылка | 5 отв.
kerrang
kerrang написал 5 октября 2019 в 19:36
Gorinich: рад, что понравилось :) Жаль только то, что совсем обленился и не стал выкладывать подборку ретро вагонов, которую как-то собирал для себя
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 6 октября 2019 в 00:32
kerrang: Что ж ты так? Надо такое запиливать, ибо маст хэв. У меня вот тоже накопилось порядочное количество фоток за много лет с разнообразным ретро-ПС. Тему создать пора насчет этого безобразия.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 6 октября 2019 в 19:21
Gorinich: просто только вернулся с путешествия, сил моральных и физических нет, а пост был до поездки написан :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 18 октября 2019 в 00:25
kerrang: Отдыхать тоже нужно :) Но, тем не менее, жду тематических фоток в будущем :)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 18 октября 2019 в 19:52
Gorinich: сделаем-с :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.