Valergun: Да, было дело...
Кстати, ты с Воронежа?
Два депо - одна история
Прогуляемся по ростовским депо, прокатимся на старом добром трамвайчике и вспомним большую историю данного вида транспорта в моём родном городе.
Побывать внутри депо - мечта ещё очень давняя, но только как её осуществить?... Не буду погружать вас во всю историю, которую удалось мне провернуть, а лучше сразу приступлю к обзору.
Утро началось с красивой подстанции №3, которая была построена ещё в 1931 году. Любопытно, но отчего-то ваятель подписей на этих электростанциях (их несколько по городу), одну из них назвал «Подстанция Ростовкого трамвая», а другую «…Ростовскаго…». Какой такой тайный был в этом смысл? Честно, не знаю. Либо дореволюционная орфография всё ещё крепко сидела в головах людей, либо обе надписи должны были выглядеть как "Ростовскаго", но написав это в Нахичевани,... получил "по шапке", и 2-ю сделал уже в духе новых понятий. В любом случае, любопытно.
Фоткать в самих депо мне было относительно нельзя, поэтому все кадры плохого качества, не ругайтесь. Тем временем слышен скрежет ворот - открылись!
Вообще, данное фото надо бы удалить, ведь на ней работник без каски! (смеялся инженер, когда увидел, что я сфотографировал). Хотя, уже прошло столько лет, что дай бог чтоб он вообще ещё жив был, не говоря уже о смене работы...
Пролетарское депо был скучным и пустым, но зато его старожилы рассказывали много интересных историй. Причём не только из своей жизни, а вообще - исторические зарисовки. Надо признаться, что их уровень знаний был в разы выше моего, по-крайней мере в плане истории ростовского трамвая.
Когда беседы подошли к концу и пора было начинать работу, мне предложили проехаться к следующему депо прямо отсюда.
Усевшись в пустой трамвай, медленно, но верно отправились в сторону Лендворца...
На тот момент я не ездил на подобном виде транспорта уже много лет. Последний раз был ещё в детстве, когда можно было добраться с бабушкой с Чкаловского в самый центр Ростова, к маме на работу. Нет уже бабушки, нет многих маршрутов... Лишь тёплые воспоминания.
Вот оно - Ленгородское депо:
Пройдёт ещё сто лет и ничего не изменится...
Так какой мой способ "проникновения" в депо был не совсем официальным, пришлось делать всё быстро и возможно, многое осталось за кадром.
Юбилейный трамвай уже кто-то успел испортить...
Некоторые стоят на ремонте, кто-то в очереди...
Есть тут и различная спецтехника:
Сейчас действует 7 единиц служебного подвижного состава: ТК-28А (служба пути), КТМ-2 (энергослужба), снегоочистители ВТК-01 (С-6000 и С-8000), снегоочиститель ГС-4 (КРТТЗ) (С-3000), снегоочиститель Tatra T3SU (С-7000), вихревой снегоочиститель Tatra T3SU (ВС-2000).
Если быть честным, то ни разу не видел её в городе, либо просто на обращал внимание.
Общая атмосфера и внешний вид напоминал чем-то ранние 90-е. Сумрак, следы от грязи вперемешку с маслом, трещины, обшарпанные стены...
Обратите внимание - поезд:
Данное табло так и не удалось опознать:
Рядом имеется ещё одно, только не работает уже лет так 20 и висит для красоты:
Ремонт и обслуживание происходит тут же, а также в пристройке сбоку. В пристройке находились люди и что-то громко гудело, поэтому не решился там пройтись.
Сложно представить, каково было работникам, когда они получили в своё распоряжение новенькие трамваи...
Кстати, к 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен в качестве музейного трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер - 105. Правда, спустя недолгое время попал в аварию...
Инопланетянин среди руин:
Напоследок решил пройтись ещё раз, заодно зайти внутрь некоторых, пока никого нет рядом.
Очень жаль, что не получилось пофоткать отстойник близ Пролетарского депо. Там очень ламповые трамваи - списанные, после аварий и так далее. Из-за того, что многие из них до сих пор проходят в судебных делах, проход туда мне был категорически воспрещён.
Что же, пора прощаться! Несколько фото напоследок:
Честно признаться, я всеми конечностями ЗА данный вид транспорта. Забавно смотреть, когда какой-либо район ещё только строился, вокруг пустые поля и одни котлованы, а ветка трамвая уже была проложена; или трамвайные маршруты в самые дальние и дикие дебри, лишь бы человек мог добраться до дома\работы... Но нам каждый год твердят, а умники повторяют, что трамвай неудобен, приводя десятки глупых причин. Он неудобен в данной системе - с этим соглашусь полностью, а вот если сделать по уму... Хотя, о чём это я.
В заключении обзора хочу вспомнить пример города Шахты, где в 90-х происходил тотальный ад с транспортом, в том числе и трамваем. Вспомнить ростовские маршруты, которые исчезли навсегда... К слову, не успел отфоткать одну крутую книжку про историю трамвая в Ростове, но когда-нибудь обязательно это сделаю!
Для справки: трамвай Ростова-на-Дону - единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. Трамвайная система Ростова одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение - Богатяновский Спуск; Сенной Базар - Смирновский Спуск; Городское депо - ул. Большая Садовая; Вокзал - Нахичевань (Нахичевань была соседним с Ростовом городом и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).
Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы с трамваями - Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка в соседнем городке - Нахичевани, и первый в России междугородный (!) электрический трамвай начал свою работу. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник - в Ленгородке. В 1925 году управление Ростово-Нахичеванского-на-Дону электрического трамвая находилось по адресу: Богатяновский пер., № 75. Движение осуществлялось по 6 маршрутам: 1) По ул. Фр. Энгельса (от Ростовского вокзала до 36 линии в г. Нахичевани); 2) По Будённовской линии (от здания ж.д. больницы до ул. Фр. Энгельса); 3) По Боенской линии (от боен до Смирновского спуска); 4) По Сенной линии (от ул. Фр. Энгельса до Смирновского спуска); 5) 2-я Нахичеванская линия (от Нахичеванского базара до станции Нахичевань-Донская); 6) Богатяновская линия (от ул. Фр. Энгельса до депо). В 1925 году плата за проезд в дневном движении составляла: по одному поясу - 6 копеек, по одному городу - 8 копеек, по одному городу с правом пересадки - 10 копеек, по двум городам - 12 копеек. Плата за проезд в ночном движении составляла по одному городу - 12 копеек, по двум городам - 16 копеек, по Будённовской линии - 10 копеек.
В 1928 году маршрутная сеть трамвая уже составляла 8 маршрутов, изменились также их наименования. Так, все маршруты получили свои номера: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и № 8. С 1957 года в городе Ростове-на-Дону впервые в СССР стали эксплуатироваться чешские трамвайные вагоны Татра. Этому способствовал то факт, что ширина колеи в Ростове-на-Дону соответствует европейскому стандарту 1435 мм. В 1990-е годы произошло очень большое сокращение маршрутной сети трамвая города Ростова-на-Дону. Сохранились линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду сложного рельефа местности и больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай другим видом транспорта не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два - Ленгородское и Пролетарское, которые были представлены в обзоре. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3.
В 1998 году 26 апреля произошло глобальное разрушение трамвайной сети: были отменены маршруты № 2, 8, 9 ,11, 12, 13, 16, 17, 18. В июне того же года отменили №14. Были укорочены почти все маршруты. Таким образом, после 1998 года, из восемнадцати трамвайных маршрутов осталось семь. На рубеже 2001-2003 были демонтированы трамвайные линии по многим участкам. Кировское трамвайное депо превратилось в торгово-развлекательный центр с супермаркетом и кинотеатром, а Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо снесено под застройку новостроек. Таким образом почти полностью ушла история, а сейчас остаются лишь жалкие её остатки. Сохранить хотя бы их...
Спасибо за внимание.
Побывать внутри депо - мечта ещё очень давняя, но только как её осуществить?... Не буду погружать вас во всю историю, которую удалось мне провернуть, а лучше сразу приступлю к обзору.
Утро началось с красивой подстанции №3, которая была построена ещё в 1931 году. Любопытно, но отчего-то ваятель подписей на этих электростанциях (их несколько по городу), одну из них назвал «Подстанция Ростовкого трамвая», а другую «…Ростовскаго…». Какой такой тайный был в этом смысл? Честно, не знаю. Либо дореволюционная орфография всё ещё крепко сидела в головах людей, либо обе надписи должны были выглядеть как "Ростовскаго", но написав это в Нахичевани,... получил "по шапке", и 2-ю сделал уже в духе новых понятий. В любом случае, любопытно.
Фоткать в самих депо мне было относительно нельзя, поэтому все кадры плохого качества, не ругайтесь. Тем временем слышен скрежет ворот - открылись!
Вообще, данное фото надо бы удалить, ведь на ней работник без каски! (смеялся инженер, когда увидел, что я сфотографировал). Хотя, уже прошло столько лет, что дай бог чтоб он вообще ещё жив был, не говоря уже о смене работы...
Пролетарское депо был скучным и пустым, но зато его старожилы рассказывали много интересных историй. Причём не только из своей жизни, а вообще - исторические зарисовки. Надо признаться, что их уровень знаний был в разы выше моего, по-крайней мере в плане истории ростовского трамвая.
Когда беседы подошли к концу и пора было начинать работу, мне предложили проехаться к следующему депо прямо отсюда.
Усевшись в пустой трамвай, медленно, но верно отправились в сторону Лендворца...
На тот момент я не ездил на подобном виде транспорта уже много лет. Последний раз был ещё в детстве, когда можно было добраться с бабушкой с Чкаловского в самый центр Ростова, к маме на работу. Нет уже бабушки, нет многих маршрутов... Лишь тёплые воспоминания.
Вот оно - Ленгородское депо:
Пройдёт ещё сто лет и ничего не изменится...
Так какой мой способ "проникновения" в депо был не совсем официальным, пришлось делать всё быстро и возможно, многое осталось за кадром.
Юбилейный трамвай уже кто-то успел испортить...
Некоторые стоят на ремонте, кто-то в очереди...
Есть тут и различная спецтехника:
Сейчас действует 7 единиц служебного подвижного состава: ТК-28А (служба пути), КТМ-2 (энергослужба), снегоочистители ВТК-01 (С-6000 и С-8000), снегоочиститель ГС-4 (КРТТЗ) (С-3000), снегоочиститель Tatra T3SU (С-7000), вихревой снегоочиститель Tatra T3SU (ВС-2000).
Если быть честным, то ни разу не видел её в городе, либо просто на обращал внимание.
Общая атмосфера и внешний вид напоминал чем-то ранние 90-е. Сумрак, следы от грязи вперемешку с маслом, трещины, обшарпанные стены...
Обратите внимание - поезд:
Данное табло так и не удалось опознать:
Рядом имеется ещё одно, только не работает уже лет так 20 и висит для красоты:
Ремонт и обслуживание происходит тут же, а также в пристройке сбоку. В пристройке находились люди и что-то громко гудело, поэтому не решился там пройтись.
Сложно представить, каково было работникам, когда они получили в своё распоряжение новенькие трамваи...
Кстати, к 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен в качестве музейного трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер - 105. Правда, спустя недолгое время попал в аварию...
Инопланетянин среди руин:
Напоследок решил пройтись ещё раз, заодно зайти внутрь некоторых, пока никого нет рядом.
Очень жаль, что не получилось пофоткать отстойник близ Пролетарского депо. Там очень ламповые трамваи - списанные, после аварий и так далее. Из-за того, что многие из них до сих пор проходят в судебных делах, проход туда мне был категорически воспрещён.
Что же, пора прощаться! Несколько фото напоследок:
Честно признаться, я всеми конечностями ЗА данный вид транспорта. Забавно смотреть, когда какой-либо район ещё только строился, вокруг пустые поля и одни котлованы, а ветка трамвая уже была проложена; или трамвайные маршруты в самые дальние и дикие дебри, лишь бы человек мог добраться до дома\работы... Но нам каждый год твердят, а умники повторяют, что трамвай неудобен, приводя десятки глупых причин. Он неудобен в данной системе - с этим соглашусь полностью, а вот если сделать по уму... Хотя, о чём это я.
В заключении обзора хочу вспомнить пример города Шахты, где в 90-х происходил тотальный ад с транспортом, в том числе и трамваем. Вспомнить ростовские маршруты, которые исчезли навсегда... К слову, не успел отфоткать одну крутую книжку про историю трамвая в Ростове, но когда-нибудь обязательно это сделаю!
Для справки: трамвай Ростова-на-Дону - единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. Трамвайная система Ростова одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение - Богатяновский Спуск; Сенной Базар - Смирновский Спуск; Городское депо - ул. Большая Садовая; Вокзал - Нахичевань (Нахичевань была соседним с Ростовом городом и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).
Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы с трамваями - Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка в соседнем городке - Нахичевани, и первый в России междугородный (!) электрический трамвай начал свою работу. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник - в Ленгородке. В 1925 году управление Ростово-Нахичеванского-на-Дону электрического трамвая находилось по адресу: Богатяновский пер., № 75. Движение осуществлялось по 6 маршрутам: 1) По ул. Фр. Энгельса (от Ростовского вокзала до 36 линии в г. Нахичевани); 2) По Будённовской линии (от здания ж.д. больницы до ул. Фр. Энгельса); 3) По Боенской линии (от боен до Смирновского спуска); 4) По Сенной линии (от ул. Фр. Энгельса до Смирновского спуска); 5) 2-я Нахичеванская линия (от Нахичеванского базара до станции Нахичевань-Донская); 6) Богатяновская линия (от ул. Фр. Энгельса до депо). В 1925 году плата за проезд в дневном движении составляла: по одному поясу - 6 копеек, по одному городу - 8 копеек, по одному городу с правом пересадки - 10 копеек, по двум городам - 12 копеек. Плата за проезд в ночном движении составляла по одному городу - 12 копеек, по двум городам - 16 копеек, по Будённовской линии - 10 копеек.
В 1928 году маршрутная сеть трамвая уже составляла 8 маршрутов, изменились также их наименования. Так, все маршруты получили свои номера: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и № 8. С 1957 года в городе Ростове-на-Дону впервые в СССР стали эксплуатироваться чешские трамвайные вагоны Татра. Этому способствовал то факт, что ширина колеи в Ростове-на-Дону соответствует европейскому стандарту 1435 мм. В 1990-е годы произошло очень большое сокращение маршрутной сети трамвая города Ростова-на-Дону. Сохранились линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду сложного рельефа местности и больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай другим видом транспорта не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два - Ленгородское и Пролетарское, которые были представлены в обзоре. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3.
В 1998 году 26 апреля произошло глобальное разрушение трамвайной сети: были отменены маршруты № 2, 8, 9 ,11, 12, 13, 16, 17, 18. В июне того же года отменили №14. Были укорочены почти все маршруты. Таким образом, после 1998 года, из восемнадцати трамвайных маршрутов осталось семь. На рубеже 2001-2003 были демонтированы трамвайные линии по многим участкам. Кировское трамвайное депо превратилось в торгово-развлекательный центр с супермаркетом и кинотеатром, а Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо снесено под застройку новостроек. Таким образом почти полностью ушла история, а сейчас остаются лишь жалкие её остатки. Сохранить хотя бы их...
Спасибо за внимание.
Валерий Бичель Valergun
написал 2 октября 2019 в 06:54
Валерий Бичель Valergun
написал 10 октября 2019 в 22:15
kerrang
написал 15 октября 2019 в 12:40
Валерий Бичель Valergun
написал 21 октября 2019 в 09:03
kerrang
написал 21 октября 2019 в 20:15
Валерий Бичель Valergun
написал 14 ноября 2019 в 21:34
kerrang
написал 1 октября 2019 в 22:10
Горыныч Gorinich
написал 5 октября 2019 в 12:13
Трамваи ван лав :) Мне, с точки зрения трамфана интересно было почитать :)
0
Ссылка
| 5 отв.
kerrang
написал 5 октября 2019 в 19:36
Горыныч Gorinich
написал 6 октября 2019 в 00:32
kerrang
написал 6 октября 2019 в 19:21
Горыныч Gorinich
написал 18 октября 2019 в 00:25
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Спасибо за немного ностальгии!