Новогодние истории Ставрополя. Часть 3
Продолжение обзора о путешествии в Ставрополь и округу. В третьей части закончим прогулку по центру города и отправимся на окраины, где посмотрим несколько заброшенных и интересных мест.
Предыдущий пост завершил на центральной площади, куда мы только что пришли. Осмотрев первые постройки на территории, приступаем к главным местам:
Как могли понять, площадь названа в честь вождя пролетариата (ранее - Александровская площадь). Позади Ленина располагается правительство Ставропольского края, а по бокам от Ильича вот такая красота в виде различных скульптур:
Пересмотрев сотни старых снимков, показалось, что всё выглядело куда уютнее, чем сейчас...
К сожалению, мы забыли про памятник Лопатину (надеюсь, знаете кто это), так как увлеклись наблюдением гулянками только что прошедшего праздника.
Чуть дальше - стадион Динамо, о названии которого можно догадаться по значкам на шпилях. Стадион построен в 1957 году, последний капитальный ремонт был произведён в 1997 году. Сейчас, видимо, скрыли руины и обшарпанные стены, дабы не портить никому настроение.
Памятный знак об указе награждения Ставрополя орденом Октябрьской революции отмечен лишь на некоторых картах. В сети старых фотографий не обнаружил. Наверное, сейчас просто это не повод для гордости.
Покидаем центральную площадь и отправляемся к дворцу детского творчества:
Но не за фонтаном или памятнику юным защитникам Отечества сюда ехали, а чтоб посмотреть на красоту внутри постройки. Огромное спасибо вахтёру, который не побоялся впустить нас внутрь и показать великолепные мозаики:
Среди местных бытует интересна история, что в середине 80-х здание начали строить как партийное учреждение, что-то вроде крупной партийной школы для советских управленцев. В город с визитом явился Михаил Горбачёв. Местные похвастались перед ним новой школой. Он увидел это богатство, а там было на что посмотреть, несколько сортов одного только мрамора привезли из разных стран, и устроил разборки при закрытых дверях. И очень скоро объявили, что здание строили детям - новый Дом детского творчества... В постройке было столько помещений, что местные детские организации ломали голову, не знали, чем их занять, какими кружками и секциями. Даже после переезда на новое место бывшего Дворца пионеров всё равно осталось очень много места. К тому же, приблизительно в то же время, в городе открылся ещё и Дворец культуры и спорта профсоюзов, тоже гигантского масштаба, по-крайней мере для скромного краевого центра с 300 тыс. жителей (говорят, Дворец был 2-й или 3-й по величине в стране тогда). Такая вот занятная история конца 80-х прошлого века.
Вернёмся к мозаике - почти каждый лестничный пролёт украшен большим панно:
Если подниматься с первого по третий этаж по правой лестнице, то можно увидеть как растёт урожай: сначала на одном панно крестьяне сеют пшеницу, рядом уже трактор - как символ технического прогресса. На последнем этаже идёт жатва. На другом пролёте по такому же принципу снизу вверх показана история письменности.
Теперь отправимся посмотреть на одно из самых красивых зданий города (сугубо личное мнение):
Радует, что сохранили почти в том же виде, как и было задумано:
Разбавим прогулку заброшками:
Это усадебное место первоначально принадлежало купцу первой гильдии Игнатию Юдовичу Волобуеву, построившему здесь (под № 102) два доживших до нас кирпичных дома с арочными воротами. Затем усадьба перешла его дочери Анне Игнатьевне Волобуевой, вышедшей замуж за известного предпринимателя, почетного гражданина города и городского голову - Сергея Федоровича Деревщикова. Рядом с отцовским домом молодожены решили возвести новый, в четыре этажа, своей архитектурой напоминающий древний замок. Вскоре здание было возведено.
Когда строительство уже завершалось, глава семьи скончался, и женщина не могла содержать дом, а потому продала. Новые хозяева стали сдавать комнаты. На верхних этажах этого особняка одно время жили монахи из Закавказья, которые своими странными песнопениями вгоняли в ужас местных жителей и дали повод для слухов о привидениях и оргиях. Во время русско-японской войны здесь впервые открылся госпиталь. Потом Первая мировая - и тут снова госпиталь. А в гражданскую в этом же госпитале пролилась кровь нескольких десятков раненых красных: их перерезали воины известной дикой дивизии (состоящей из горских воинов). После Великой Отечественной здесь разместили туберкулезный диспансер. В 60-х - общежитие студентов-медиков. Общежитие просуществовало до начала XXI века. С тех пор здание пришло в такой упадок, что больше не подлежит восстановлению. Сейчас это одно из самых популярных мест в городе, окутанное байками и сказками про приведения и прочее мракобесие.
Надо сказать, что по Ставрополю надо бы прогуляться с недельку, чтоб позаглядывать в каждый двор и дом, поискать отголоски былых времён - даты на козырьках, старинная плитка, выбитые инициалы и прочее. Всем этим город очень богат и многое ещё дожило до наших дней. В общем, для гостей и любителей старины - тут будет чем заняться точно.
Продолжим о заброшках:
Ресторан Колос находится в самом центре города, построен в начале 1950-х годов. Закрыт в середине 1990-х. На сегодняшний день находится в убогом заброшенном состоянии и, естественно, не работает. Здание выставлено на продажу уже более 15-ти лет. На дверях замки, окна забиты, крыша местами обвалилась. Внутри здания был главный зал, кухня, подвал и складские помещения для продуктов. Также сохранилось некоторая мебель: стулья, столы, шкафы.
Постройка никем не охраняется, но лезть внутрь было лень, так как ничего уникального там нет, но при этом надо было бы пачкаться, чего совсем не хотелось. Поэтому отправились обратно, но уже по другим улицам. Таким образом заметили Ильича и Маркса, которые спрятались среди хвойных пород. Если не изменяет память, то на этом месте был большой памятник какому-то царю, который, конечно же, исчез в годы революции.
Наш путь пролегал в сторону вокзала, по пути заметили ещё один памятник - генерал-губернатору Н. Е. Никифораки:
И вот он - красавец-вокзал:
Подходить ближе не стали, так как знаем зачастую неадекватную реакцию органов на людей с фотиком, которые хотят запечатлеть старинное здание...
Теперь поговорим о большом и могучем заводе Красный металлист, который являлся крупнейшим станкостроительным предприятием, которое могло создавать станки для деревообработки с нуля, и поставляло их в 57 стран мира, а ныне...
Ныне такая же история, как и везде - руины, хуже чем во времена ВОВ.
Все заводы-гиганты мне кажутся чем-то одинаковым, одинаково крутыми. Был какой-нибудь АБК, где располагался огромный актовый зал и столовая, украшенная мозаикой или барельефами; свой музей об историей предприятия; цеха, которым нет конца и края... И в один прекрасный момент всё это превращается в руины. И хорошо, когда видишь итог, но хуже, если уцелели фотографии с разорванными стендами и плакатами, вырезанными на металл станками, выброшенными на помойку фотографиями передовиков производства... Лучше закрытый гроб, чем изуродованное тело.
Всё это - фотографии лазающих ребят, которые успели застать хоть что-то. Я же довольствовался лишь мемориалом, что на фото ниже - к нему мы и пройдём сейчас:
Завод Красный Металлист, некогда один из самых основных и важных заводов города, производивший деревообрабатывающее оборудование в начале двухтысячных пришел в упадок и в конце концов был признан банкротом. Судебные дела шли в течении нескольких лет и за это время с завода растаскивали все, что только можно. Больше половины строений отдали в аренду, кроме сердца завода – сборочного цеха. В нем медленно текла жизнь, несколько станков работали, выполняя небольшие заказы от частников. Но вот суд вынес вердикт о полном банкротстве предприятия. В начале октября 2019 начата окончательная расчистка территории от остатков зданий для строительства жилого комплекса.
Давайте пройдём к заводскому скверу и посмотрим на памятники. На одной из стен можно узнать всю историю предприятия.
Сквер находится возле бывшей 2-ой территории завода Красный Металлист, с которой начиналась история предприятия. Здесь находятся вечный огонь (который умер вместе с заводом в конце 90-х), памятник работникам завода сражавшихся за Родину в Великой отечественной войне, получившим медали, ордена и звания героев. На чугунных плитах отлитых на заводе указаны имена и портреты этих людей, ранее тут же стоял миномет рядом с бетонными солдатами. Справа от этого мемориала находится доска почета завода Красный металлист, здесь так же имеются барельефы бывших работников.
Пройдёт ещё некоторое время и на этом месте тоже можно будет построить высотку. Главное, чтоб понемногу всё забывалось.
Совсем рядом находится цирк-летающая тарелка, строительство его было завершено в 1976 году, на 1940 мест по типовому проекту:
Так как подобное здание уже не первое на моём опыте, то пошёл искать мозаики или барельефы на боковых стенах. И нашёл! Но только один рисунок, так как остальные спрятаны под баннерами...
По пути к старинной мельнице заехали на одну фотографию арки, которая имеет давнюю историю:
Согласно архивным документам, начало строительства Триумфальной арки, именуемой Тифлисскими воротами, относится к 1841 году. Строителем ее был известный подрядчик купец Гавриил Тамамшев. За оказанную городу услугу, он одним из первых в Ставрополе получил звание почетного гражданина, что по тем временам приравнивалось к дворянскому званию. Поскольку построена была арка в районе Тифлисской заставы, откуда начинался тракт на Георгиевск и далее в Закавказье на Тифлис, то она имела и другое название - Тифлисские ворота. В декабре 1859 года из крепости Темир-Хана-Шура в Ставрополь под усиленным конвоем прибыл некогда грозный властелин Кавказа Шамиль. Здесь он проследовал под Тифлисскими воротами, которые с победным окончанием Кавказской войны в 1864 году все чаще стали именоваться Триумфальной аркой. Все существовавшие фотографии говорят о том, что она была отделена штукатуркой светлых тонов. В центральном портале была смонтирована двухсторонняя икона очевидно Христа Спасителя. Здесь же, как сообщают обнаруженные планы Ставрополя того времени, находилась кордегардия, или охранный пост, в виде небольшого крепостного каменного сооружения, где постоянно находились казаки с пушкой. Отсюда раз в неделю, в полдень, о чем возвещал пушечный выстрел крепостного орудия, в сторону Кавказских Минеральных Вод, в Георгиевск и Владикавказ отправлялись гражданские экипажи, охраняемые конными казаками. Вместе с тем Тифлисские ворота выполняли не только охранную функцию, но они являлись и памятником Отечественной войны 1812 года. В России широко отмечалось 30-летие победы русского оружия над французскими завоевателями. В той войне принимали участие и дислоцирующиеся в городе Хоперский и Таганрогский полки, принявшие свой первый бой с французами под Смоленском. Была разрушена во второй половине 30-х годов. В 1998 году была восстановлена на прежнем месте на пожертвования горожан и предприятий краевого центра к 221-й годовщине со дня основания Ставрополя.
Далее наш коллега повёл нас к очередному знаменитому и богатому на историю месту:
История жизни бакинского олигарха Ага Балы Гулиева напоминает киношную мелодраму, в которой сначала все очень плохо, потом - очень хорошо, а в середине - страсти, похищения, любовь. Маленький мальчик Ага родился в середине XIX века. Рос в бедной семье. Чтобы хоть как-то прокормиться, он продавал на рыночных площадях Баку кутабы (лепешки с начинкой, по виду напоминают чебуреки), которые пекла его мать. Потом мальчик вырос и стал уважаемым человеком. Ага Бала Хаджи Гулу оглы Гулиев не ограничился мелкой торговлей. Предпринимательская жилка подсказала ему: покупай хлеб, продавай хлеб - и будешь королем. Так он и поступил. А потом скопил денег и построил собственную мельницу.
Чутьё всегда безошибочно помогало Гулиеву определить, в каком направлении двигаться. И он стал развивать бизнес на Ставрополье. В конце XIX века к Ставрополю провели ветку Владикавказской железной дороги. Предполагалась, что она свяжет хлебные районы юга страны. 1 января 1897 года, по рельсам прошел первый поезд. В районе железнодорожного вокзала мельницы росли как грибы после дождя. Переработка зерна здесь была чуть ли не единственным производством. Естественно, с появлением железной дороги случился мельничный бум. Продавать переработанный продукт выгоднее, чем сырье, тем более на экспорт. Мукомолы начали возводить паровые вальцовые мельницы - гораздо более производительные, чем прежние водяные и ветряные мельницы с жерновами. Майкопский купец Иван Баранов построил такую с южной стороны старой Ярмарочной площади. Она была одной из самых крупных в городе, самой современной и отличалась удобным положением - железнодорожные пути подходили прямо к ней. Редкое предприятие могло похвастаться такой инфраструктурой.
Если честно, то когда увидел постройку впервые, то удивился её масштабам и красоте! А ещё тому, что всё это рушат и сносят.
Затем решили осмотреть район близ Ж\Д вокзала, того самого, что мелькал в обзоре чуть выше. И тут прям ебеня-ебеня: старые ветхие дома, сохранившиеся подземные погреба во дворах, серость, грязь - всё как надо.
Но главной целью было то, что находится позади вокзала - территория с заброшенными постройками и убежищами.
Уровень дестроя и хаоса зашкаливает, но мне было интересно хоть одним глазком глянуть на защитные сооружения.
То, что располагается под зданием на фото выше - уныло до безобразия, но герму сфоткал:
А вот чуть дальше - редкое для нашего края отдельно стоящее убежище:
И пусть здесь уже нет ФВУ и штурвалов, главное ведь планировка - это бочка. Подобный тип ЗС встречается очень редко, а в ЮФО так и подавно. На моём опыте за все годы это примерно лишь четвёртое.
Перейдя через мостик, который идёт через железку, стали приближаться к территории СТАПРИ. Ленин на КПП немного приуныл и склонил голову.
Ставропольский завод поршневых колец был основан в 1956 году для производства поршневых колец. В период 1961-1965 годах на СЗПК была проведена частичная модернизация производств, в результате которой было установлено 180 единиц нового специального оборудования и смонтировано 8 поточных линий. С 1980-х годов завод "СТАПРИ" постепенно оснащается новейшим оборудованием для литейного, гальванического производств и цеха механообработки. В 2000-2003 годах была проведена реконструкция формовочного отделения. В данный момент цеха еще работают и бурными темпами восстанавливаются, а вот административно-бытовой комплекс завода, примыкающий к одному из цехов - заброшен. Внутри АБК расположились: парикмахерская, медицинский кабинет, различные мастерские и складские помещения, а под ним находится убежище № 21, в котором из уцелевшего осталось несколько коробок со ржавыми фильтрами и бак для хранения воды. Сам корпус находится на самой территории завода, имеет 8 этажей и выход на крышу.
По предыдущей и следующей фотографии можно подумать, что это какая-то колония. Не удивлюсь, если данные фотки стырят и будут прикреплять к каким-нибудь новостям о 20 миллионах погибших в ГУЛАГе.
Понемногу смеркалось, поэтому у нас оставалось совсем мало времени на последние на сегодня места. Одним из таковых был старинный мост, который на том же urban3p подписан как Чапаевский - видимо, по названию улицы и района, где он находится. Мост проложен через реку Ташла, соединительной ветви бывшей железной дороги Армавир-Туапсе. В данный момент никак не используется. С одного края пристроены гаражи, другим упирается в лес. Один из самых высоких и длинных балочных мостов ветки Ставрополь-Армавир.
Если верить некоторым источникам, то настоящее название моста - Ташлинский (Турецкий) - железобетонный виадук с балочными пролетами в микрорайоне "Чапаевка". Дата строительства: 1915-1916 гг. По некоторым сведениям, строился силами турецких военнопленных.
Об этой старинной ветке и других мостах ещё поговорим в будущем, а пока посмотрим на советскую мозаику с трёхэтажный дом, которая находится в совсем неожиданном месте, а из-за серости и унылости вокруг - сливается с цехом и её сложно сразу заметить.
Если верить Викимапии - это территория завода автомобильных кранов, а сам цех с мозаикой отмечен как литейный завод. Ещё на территории имеется забавный экспонат - памятник автомобильному крану. Автокран К-2,5-1ЭА на шасси ГАЗ-51А. К сожалению, посмотреть на него не нам не удалось. Современные фото с сети показывать не хочу, лучше давайте глянем на ретро:
И последнее на сегодня - ещё одна старинная мельница, но целая и невредимая. Не знаю, работает ли что-то сейчас внутри постройки, но сам заводик ещё вроде жив.
На этом мой обзор подходит к концу, пора готовиться к большой поездке по Волгограду.
Встретимся в следующем году и спасибо за внимание.
Предыдущий пост завершил на центральной площади, куда мы только что пришли. Осмотрев первые постройки на территории, приступаем к главным местам:
Как могли понять, площадь названа в честь вождя пролетариата (ранее - Александровская площадь). Позади Ленина располагается правительство Ставропольского края, а по бокам от Ильича вот такая красота в виде различных скульптур:
Пересмотрев сотни старых снимков, показалось, что всё выглядело куда уютнее, чем сейчас...
К сожалению, мы забыли про памятник Лопатину (надеюсь, знаете кто это), так как увлеклись наблюдением гулянками только что прошедшего праздника.
Чуть дальше - стадион Динамо, о названии которого можно догадаться по значкам на шпилях. Стадион построен в 1957 году, последний капитальный ремонт был произведён в 1997 году. Сейчас, видимо, скрыли руины и обшарпанные стены, дабы не портить никому настроение.
Памятный знак об указе награждения Ставрополя орденом Октябрьской революции отмечен лишь на некоторых картах. В сети старых фотографий не обнаружил. Наверное, сейчас просто это не повод для гордости.
Покидаем центральную площадь и отправляемся к дворцу детского творчества:
Но не за фонтаном или памятнику юным защитникам Отечества сюда ехали, а чтоб посмотреть на красоту внутри постройки. Огромное спасибо вахтёру, который не побоялся впустить нас внутрь и показать великолепные мозаики:
Среди местных бытует интересна история, что в середине 80-х здание начали строить как партийное учреждение, что-то вроде крупной партийной школы для советских управленцев. В город с визитом явился Михаил Горбачёв. Местные похвастались перед ним новой школой. Он увидел это богатство, а там было на что посмотреть, несколько сортов одного только мрамора привезли из разных стран, и устроил разборки при закрытых дверях. И очень скоро объявили, что здание строили детям - новый Дом детского творчества... В постройке было столько помещений, что местные детские организации ломали голову, не знали, чем их занять, какими кружками и секциями. Даже после переезда на новое место бывшего Дворца пионеров всё равно осталось очень много места. К тому же, приблизительно в то же время, в городе открылся ещё и Дворец культуры и спорта профсоюзов, тоже гигантского масштаба, по-крайней мере для скромного краевого центра с 300 тыс. жителей (говорят, Дворец был 2-й или 3-й по величине в стране тогда). Такая вот занятная история конца 80-х прошлого века.
Вернёмся к мозаике - почти каждый лестничный пролёт украшен большим панно:
Если подниматься с первого по третий этаж по правой лестнице, то можно увидеть как растёт урожай: сначала на одном панно крестьяне сеют пшеницу, рядом уже трактор - как символ технического прогресса. На последнем этаже идёт жатва. На другом пролёте по такому же принципу снизу вверх показана история письменности.
Теперь отправимся посмотреть на одно из самых красивых зданий города (сугубо личное мнение):
Радует, что сохранили почти в том же виде, как и было задумано:
Разбавим прогулку заброшками:
Это усадебное место первоначально принадлежало купцу первой гильдии Игнатию Юдовичу Волобуеву, построившему здесь (под № 102) два доживших до нас кирпичных дома с арочными воротами. Затем усадьба перешла его дочери Анне Игнатьевне Волобуевой, вышедшей замуж за известного предпринимателя, почетного гражданина города и городского голову - Сергея Федоровича Деревщикова. Рядом с отцовским домом молодожены решили возвести новый, в четыре этажа, своей архитектурой напоминающий древний замок. Вскоре здание было возведено.
Когда строительство уже завершалось, глава семьи скончался, и женщина не могла содержать дом, а потому продала. Новые хозяева стали сдавать комнаты. На верхних этажах этого особняка одно время жили монахи из Закавказья, которые своими странными песнопениями вгоняли в ужас местных жителей и дали повод для слухов о привидениях и оргиях. Во время русско-японской войны здесь впервые открылся госпиталь. Потом Первая мировая - и тут снова госпиталь. А в гражданскую в этом же госпитале пролилась кровь нескольких десятков раненых красных: их перерезали воины известной дикой дивизии (состоящей из горских воинов). После Великой Отечественной здесь разместили туберкулезный диспансер. В 60-х - общежитие студентов-медиков. Общежитие просуществовало до начала XXI века. С тех пор здание пришло в такой упадок, что больше не подлежит восстановлению. Сейчас это одно из самых популярных мест в городе, окутанное байками и сказками про приведения и прочее мракобесие.
Надо сказать, что по Ставрополю надо бы прогуляться с недельку, чтоб позаглядывать в каждый двор и дом, поискать отголоски былых времён - даты на козырьках, старинная плитка, выбитые инициалы и прочее. Всем этим город очень богат и многое ещё дожило до наших дней. В общем, для гостей и любителей старины - тут будет чем заняться точно.
Продолжим о заброшках:
Ресторан Колос находится в самом центре города, построен в начале 1950-х годов. Закрыт в середине 1990-х. На сегодняшний день находится в убогом заброшенном состоянии и, естественно, не работает. Здание выставлено на продажу уже более 15-ти лет. На дверях замки, окна забиты, крыша местами обвалилась. Внутри здания был главный зал, кухня, подвал и складские помещения для продуктов. Также сохранилось некоторая мебель: стулья, столы, шкафы.
Постройка никем не охраняется, но лезть внутрь было лень, так как ничего уникального там нет, но при этом надо было бы пачкаться, чего совсем не хотелось. Поэтому отправились обратно, но уже по другим улицам. Таким образом заметили Ильича и Маркса, которые спрятались среди хвойных пород. Если не изменяет память, то на этом месте был большой памятник какому-то царю, который, конечно же, исчез в годы революции.
Наш путь пролегал в сторону вокзала, по пути заметили ещё один памятник - генерал-губернатору Н. Е. Никифораки:
И вот он - красавец-вокзал:
Подходить ближе не стали, так как знаем зачастую неадекватную реакцию органов на людей с фотиком, которые хотят запечатлеть старинное здание...
Теперь поговорим о большом и могучем заводе Красный металлист, который являлся крупнейшим станкостроительным предприятием, которое могло создавать станки для деревообработки с нуля, и поставляло их в 57 стран мира, а ныне...
Ныне такая же история, как и везде - руины, хуже чем во времена ВОВ.
Все заводы-гиганты мне кажутся чем-то одинаковым, одинаково крутыми. Был какой-нибудь АБК, где располагался огромный актовый зал и столовая, украшенная мозаикой или барельефами; свой музей об историей предприятия; цеха, которым нет конца и края... И в один прекрасный момент всё это превращается в руины. И хорошо, когда видишь итог, но хуже, если уцелели фотографии с разорванными стендами и плакатами, вырезанными на металл станками, выброшенными на помойку фотографиями передовиков производства... Лучше закрытый гроб, чем изуродованное тело.
Всё это - фотографии лазающих ребят, которые успели застать хоть что-то. Я же довольствовался лишь мемориалом, что на фото ниже - к нему мы и пройдём сейчас:
Завод Красный Металлист, некогда один из самых основных и важных заводов города, производивший деревообрабатывающее оборудование в начале двухтысячных пришел в упадок и в конце концов был признан банкротом. Судебные дела шли в течении нескольких лет и за это время с завода растаскивали все, что только можно. Больше половины строений отдали в аренду, кроме сердца завода – сборочного цеха. В нем медленно текла жизнь, несколько станков работали, выполняя небольшие заказы от частников. Но вот суд вынес вердикт о полном банкротстве предприятия. В начале октября 2019 начата окончательная расчистка территории от остатков зданий для строительства жилого комплекса.
Давайте пройдём к заводскому скверу и посмотрим на памятники. На одной из стен можно узнать всю историю предприятия.
Сквер находится возле бывшей 2-ой территории завода Красный Металлист, с которой начиналась история предприятия. Здесь находятся вечный огонь (который умер вместе с заводом в конце 90-х), памятник работникам завода сражавшихся за Родину в Великой отечественной войне, получившим медали, ордена и звания героев. На чугунных плитах отлитых на заводе указаны имена и портреты этих людей, ранее тут же стоял миномет рядом с бетонными солдатами. Справа от этого мемориала находится доска почета завода Красный металлист, здесь так же имеются барельефы бывших работников.
Пройдёт ещё некоторое время и на этом месте тоже можно будет построить высотку. Главное, чтоб понемногу всё забывалось.
Совсем рядом находится цирк-летающая тарелка, строительство его было завершено в 1976 году, на 1940 мест по типовому проекту:
Так как подобное здание уже не первое на моём опыте, то пошёл искать мозаики или барельефы на боковых стенах. И нашёл! Но только один рисунок, так как остальные спрятаны под баннерами...
По пути к старинной мельнице заехали на одну фотографию арки, которая имеет давнюю историю:
Согласно архивным документам, начало строительства Триумфальной арки, именуемой Тифлисскими воротами, относится к 1841 году. Строителем ее был известный подрядчик купец Гавриил Тамамшев. За оказанную городу услугу, он одним из первых в Ставрополе получил звание почетного гражданина, что по тем временам приравнивалось к дворянскому званию. Поскольку построена была арка в районе Тифлисской заставы, откуда начинался тракт на Георгиевск и далее в Закавказье на Тифлис, то она имела и другое название - Тифлисские ворота. В декабре 1859 года из крепости Темир-Хана-Шура в Ставрополь под усиленным конвоем прибыл некогда грозный властелин Кавказа Шамиль. Здесь он проследовал под Тифлисскими воротами, которые с победным окончанием Кавказской войны в 1864 году все чаще стали именоваться Триумфальной аркой. Все существовавшие фотографии говорят о том, что она была отделена штукатуркой светлых тонов. В центральном портале была смонтирована двухсторонняя икона очевидно Христа Спасителя. Здесь же, как сообщают обнаруженные планы Ставрополя того времени, находилась кордегардия, или охранный пост, в виде небольшого крепостного каменного сооружения, где постоянно находились казаки с пушкой. Отсюда раз в неделю, в полдень, о чем возвещал пушечный выстрел крепостного орудия, в сторону Кавказских Минеральных Вод, в Георгиевск и Владикавказ отправлялись гражданские экипажи, охраняемые конными казаками. Вместе с тем Тифлисские ворота выполняли не только охранную функцию, но они являлись и памятником Отечественной войны 1812 года. В России широко отмечалось 30-летие победы русского оружия над французскими завоевателями. В той войне принимали участие и дислоцирующиеся в городе Хоперский и Таганрогский полки, принявшие свой первый бой с французами под Смоленском. Была разрушена во второй половине 30-х годов. В 1998 году была восстановлена на прежнем месте на пожертвования горожан и предприятий краевого центра к 221-й годовщине со дня основания Ставрополя.
Далее наш коллега повёл нас к очередному знаменитому и богатому на историю месту:
История жизни бакинского олигарха Ага Балы Гулиева напоминает киношную мелодраму, в которой сначала все очень плохо, потом - очень хорошо, а в середине - страсти, похищения, любовь. Маленький мальчик Ага родился в середине XIX века. Рос в бедной семье. Чтобы хоть как-то прокормиться, он продавал на рыночных площадях Баку кутабы (лепешки с начинкой, по виду напоминают чебуреки), которые пекла его мать. Потом мальчик вырос и стал уважаемым человеком. Ага Бала Хаджи Гулу оглы Гулиев не ограничился мелкой торговлей. Предпринимательская жилка подсказала ему: покупай хлеб, продавай хлеб - и будешь королем. Так он и поступил. А потом скопил денег и построил собственную мельницу.
Чутьё всегда безошибочно помогало Гулиеву определить, в каком направлении двигаться. И он стал развивать бизнес на Ставрополье. В конце XIX века к Ставрополю провели ветку Владикавказской железной дороги. Предполагалась, что она свяжет хлебные районы юга страны. 1 января 1897 года, по рельсам прошел первый поезд. В районе железнодорожного вокзала мельницы росли как грибы после дождя. Переработка зерна здесь была чуть ли не единственным производством. Естественно, с появлением железной дороги случился мельничный бум. Продавать переработанный продукт выгоднее, чем сырье, тем более на экспорт. Мукомолы начали возводить паровые вальцовые мельницы - гораздо более производительные, чем прежние водяные и ветряные мельницы с жерновами. Майкопский купец Иван Баранов построил такую с южной стороны старой Ярмарочной площади. Она была одной из самых крупных в городе, самой современной и отличалась удобным положением - железнодорожные пути подходили прямо к ней. Редкое предприятие могло похвастаться такой инфраструктурой.
Если честно, то когда увидел постройку впервые, то удивился её масштабам и красоте! А ещё тому, что всё это рушат и сносят.
Затем решили осмотреть район близ Ж\Д вокзала, того самого, что мелькал в обзоре чуть выше. И тут прям ебеня-ебеня: старые ветхие дома, сохранившиеся подземные погреба во дворах, серость, грязь - всё как надо.
Но главной целью было то, что находится позади вокзала - территория с заброшенными постройками и убежищами.
Уровень дестроя и хаоса зашкаливает, но мне было интересно хоть одним глазком глянуть на защитные сооружения.
То, что располагается под зданием на фото выше - уныло до безобразия, но герму сфоткал:
А вот чуть дальше - редкое для нашего края отдельно стоящее убежище:
И пусть здесь уже нет ФВУ и штурвалов, главное ведь планировка - это бочка. Подобный тип ЗС встречается очень редко, а в ЮФО так и подавно. На моём опыте за все годы это примерно лишь четвёртое.
Перейдя через мостик, который идёт через железку, стали приближаться к территории СТАПРИ. Ленин на КПП немного приуныл и склонил голову.
Ставропольский завод поршневых колец был основан в 1956 году для производства поршневых колец. В период 1961-1965 годах на СЗПК была проведена частичная модернизация производств, в результате которой было установлено 180 единиц нового специального оборудования и смонтировано 8 поточных линий. С 1980-х годов завод "СТАПРИ" постепенно оснащается новейшим оборудованием для литейного, гальванического производств и цеха механообработки. В 2000-2003 годах была проведена реконструкция формовочного отделения. В данный момент цеха еще работают и бурными темпами восстанавливаются, а вот административно-бытовой комплекс завода, примыкающий к одному из цехов - заброшен. Внутри АБК расположились: парикмахерская, медицинский кабинет, различные мастерские и складские помещения, а под ним находится убежище № 21, в котором из уцелевшего осталось несколько коробок со ржавыми фильтрами и бак для хранения воды. Сам корпус находится на самой территории завода, имеет 8 этажей и выход на крышу.
По предыдущей и следующей фотографии можно подумать, что это какая-то колония. Не удивлюсь, если данные фотки стырят и будут прикреплять к каким-нибудь новостям о 20 миллионах погибших в ГУЛАГе.
Понемногу смеркалось, поэтому у нас оставалось совсем мало времени на последние на сегодня места. Одним из таковых был старинный мост, который на том же urban3p подписан как Чапаевский - видимо, по названию улицы и района, где он находится. Мост проложен через реку Ташла, соединительной ветви бывшей железной дороги Армавир-Туапсе. В данный момент никак не используется. С одного края пристроены гаражи, другим упирается в лес. Один из самых высоких и длинных балочных мостов ветки Ставрополь-Армавир.
Если верить некоторым источникам, то настоящее название моста - Ташлинский (Турецкий) - железобетонный виадук с балочными пролетами в микрорайоне "Чапаевка". Дата строительства: 1915-1916 гг. По некоторым сведениям, строился силами турецких военнопленных.
Об этой старинной ветке и других мостах ещё поговорим в будущем, а пока посмотрим на советскую мозаику с трёхэтажный дом, которая находится в совсем неожиданном месте, а из-за серости и унылости вокруг - сливается с цехом и её сложно сразу заметить.
Если верить Викимапии - это территория завода автомобильных кранов, а сам цех с мозаикой отмечен как литейный завод. Ещё на территории имеется забавный экспонат - памятник автомобильному крану. Автокран К-2,5-1ЭА на шасси ГАЗ-51А. К сожалению, посмотреть на него не нам не удалось. Современные фото с сети показывать не хочу, лучше давайте глянем на ретро:
И последнее на сегодня - ещё одна старинная мельница, но целая и невредимая. Не знаю, работает ли что-то сейчас внутри постройки, но сам заводик ещё вроде жив.
На этом мой обзор подходит к концу, пора готовиться к большой поездке по Волгограду.
Встретимся в следующем году и спасибо за внимание.
Nullklever
написал 23 декабря 2019 в 13:11
Дом на заглавном фото на замок похож!
0
Ссылка
| 1 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.