
Немного о быстровозводимых аэродромных укрытиях для самолётов

Буквы как обычно под картинками и не моя вина, что кто-то настолько тупенький, что не может сопоставлять текст с фото в таком (общепринятом в мире книжном) виде. Образовывайтесь больше, читайте знания, дерёвни. :)

Типовое укрытие имеет размеры 12,9 x 28 м (конечно бывают отдельные арочные укрытия, построенные и короче и длиннее), толщину стен в 60 см.Снаружи укрытие покрывает земляная обсыпка толщиной не менее метра, обкладывавшаяся дерном, где высаживались деревья (как правило хвойные). Пол площадки перед укрытиями и рулежные дорожки к ним выкладывались из аэродромных железобетонных плит.
Толчком к активному массовому строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 г., когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмом и кассетными бомбами. Но строились они и раньше в начале 1960-х гг. Кому интересно гуглите руководства по войсковым фортификационным сооружениям начала 60-х гг.
А самые первые укрытия из подручных средств строили ещё во время ВОВ, но это уже совсем другая история и имеет мало общего с данными ЖБУ.
Есесна их строительство, в первую очередь, началось на аэродромах вокруг Москвы и Ленинграда. Во вторую очередь, уже с учётом замеченных ошибок и устранением недоработок, модернизированные арочные укрытия были возведены на аэродромах Прибалтийского военного округа и Группы войск в Восточной Европе, а в дальнейшем возводились и на всех новых или реконструируемых аэродромах истребительной и бомбардировочной авиации на территории СССР.
В период 1968-1984 гг. было построено 3800 арочных и других капитальных укрытий для фронтовой авиации. Из них на аэродромах Групп войск - свыше 1500, на территории СССР - 2000. Так пишет педивикия, но у меня другие цифры, которые отжали у групп войск более 500 укрытий. Считать мне лень, проверяйте сами.

Первыми сооружались укрытия типа 2/11. Самые ранние створки откатных ворот в таких укрытиях собирались из пустотелых железобетонных блоков с песчаной засыпкой. Толщина таких створок была около метра.
А самые первые укрытия имели остов в двух вариантах (картинки с какой-то вумной книжки):


Сверху конструкция обваловывалась грунтом и обкладывалась железобетонными блоками.

Для запуска двигателя самолета непосредственно внутри сооружения для быстрого выезда машин из укрытий, в торцевой стене оборудовался газоотводный канал, предназначенный для отвода газов из сопел самолёта и выходящий наружу под углом 90 градусов. Он перекрывался обычными металлическими воротами. На самых первых укрытиях он был оборудован рассекателем и был шире.

На их входы монтировались уже более тонкие створки откатных ворот, собранные из железобетонных панелей обшитых металлоизоляцией, иногда оборудованные снаружи дополнительными катками с рёбрами жёсткости.



Но уже в первые годы эксплуатации выявились недостатки ворот такого типа. Часто наблюдалось проявление перекоса створок, протирание тросовых вставок, выходили из строя из за воздействия осадков электролебёдки. Кроме того осадки проникали в щели между створками и арками. В дальнейшем с конца 1980-х гг. на большинстве аэродромов откатные ворота арочных укрытий насовсем были оставлены в открытом виде с раздвинутыми створками.


Для предотвращения проникновения осадков между створками и арками во внутренние помещения, над воротами оборудовались защитные козырьки.

Кстати самолеты с изменяемой геометрией крыла (например Су-24) при стоянке размещались со сложенными крыльями, что собственно логично, а некоторые крупные машины (например Су-25) порой размещались диагонально.





Для летательных аппаратов более крупной размерности - дальних и стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, самолётов военно-транспортной авиации и т.д. арочные укрытия обычно не строились, ввиду их большой размерности и соответствующей стоимости, но в ряде случаев строились защищённые ТЭЧ. Например эта ТЭЧ на аэродроме "Каменный ручей". Для прохода киля и хвостовых стабилизаторов над откатными воротами оборудована дополнительная створка защитных ворот.


З.Ы. Хотел засунуть в полезное, но судя по разделу, полезного там и нет, так что общение норм.
Шкряб-шкряб.

Иван Барабан dghdfh
написал 11 января 2020 в 13:49

Оброзуванийе ЕГЭ
dghdfh: Самолёты обычно не своим ходом закатывают.
Лёгкие самолеты (например, МИГ-21) закатывались вручную силами технического, а иногда и летного состава. Техник этого самолета при помощи буксировочного устройства (водила) направлял самолет.
Тяжелые самолеты (например, МИГ-23) закатывались в ЗУ с помощью тягача-буксировщика/авиационного пускового агрегата АПА-5 на базе автомобиля УРАЛ-375. Или так же с помощью водила, один конец которого крепился к колесам носовой стойки шасси самолета, а второй конец к передней буксировочной проушине АПА. Водило некоторых самолётов имело параллелограммный механизм, с помощью которого техник самолета в процессе закатки самолета в ЗУ мог поворачивать колеса передней стойки самолета. Сам поворот параллелограммного механизма, а соответственно и колес самолета, осуществлялся с помощью длинного фигурного рычага (гитары), входящего в комплект водила.
Лёгкие самолеты (например, МИГ-21) закатывались вручную силами технического, а иногда и летного состава. Техник этого самолета при помощи буксировочного устройства (водила) направлял самолет.
Тяжелые самолеты (например, МИГ-23) закатывались в ЗУ с помощью тягача-буксировщика/авиационного пускового агрегата АПА-5 на базе автомобиля УРАЛ-375. Или так же с помощью водила, один конец которого крепился к колесам носовой стойки шасси самолета, а второй конец к передней буксировочной проушине АПА. Водило некоторых самолётов имело параллелограммный механизм, с помощью которого техник самолета в процессе закатки самолета в ЗУ мог поворачивать колеса передней стойки самолета. Сам поворот параллелограммного механизма, а соответственно и колес самолета, осуществлялся с помощью длинного фигурного рычага (гитары), входящего в комплект водила.

Небусь какой нить Калининград.
-3
Ссылка
| 5 отв.

Давид Козырев Zivert
написал 11 января 2020 в 21:21
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Предвидя вопрос о том, как это можно в них поставить самолёт по диагонали.