Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 6 февраля 2020 в 22:16 [ Назад ]

Новогодние истории Ставрополя. Заключение

Последняя часть обзоров о большом путешествии по Ставрополю и округе. В этом посте как обычно нас ждёт: советские отголоски, заброшенные объекты, культурно-исторические места и самые тленные дебри края.

Image


Осмотрев частный музей и от души наговорившись с его владельцем, мы отправились на заслуженный отдых. Впереди оставался последний день путешествия, причём нам надо было успеть не только досмотреть оставшиеся места, но ещё и успеть вернуться домой.

Image
День начался с ебеней, где иногда можно было найти что-то для фото. Например, советские стелы, ну или чешский учебно-тренировочный самолёт L-39, который находится на окраине Грачёвки.

Image
Image
Затем отправились на законсервированную авиационную часть. Добирались до неё через поля в обход "живой" территории и надо сказать - это было очень весело, так как через пол часа ноги начали гудеть от тяжести, то есть налипшей грязи... Собственно, поехали сюда только по той причине, что мне были интересны рисунки, но об этом чуть позже.

Image
Справка: заброшенный со всей инфраструктурой аэродром на самом деле является расформированной в 1994 году в/ч 27927. Сейчас ВПП и рулежные дорожки сильно заросли, приводные пункты разрушены. Пару зданий ещё несколько лет назад сохранились неплохо - обитаемый автопарк, казарма, здания складов ГСМ. Теперь наземные резервуары склада ГСМ вывезены, подземные - выкапывают. Караулка, КДП снесены и на месте последнего яма, тех. домик снесен, ангар стоит, но пуст. В 2015 году проходили судебные слушания о передаче военного городка в муниципальную собственность. Судя по появившимся на КПП табличкам гласящим о объекте МО РФ, дальнейшие судебные заседания не проводились.

Image
Полеты здесь начались в 1969 году. Сначала была просто грунтовая полоса (разгон брезентом воды после дождя с полосы для приведения ее в порядок, у учащихся тех лет до сих пор в памяти), в 1975 году же положили бетон. На удивление, внутри ангара нашлись автографы от земляков:

Image
Кто знает, может, кто-то из них тоже здесь расписывался на память?

Image
А вот очень интересная штуковина, которую увидел впервые, так как далёк от всех этих военных тем - газоотбойник (газоотражатель, дефлектор газовой струи). Устройство, предназначенное для защиты персонала и оборудования от струираскалённых реактивных газов в момент взлёта реактивного самолёта:

Image
Боюсь представить, сколько же всего этого добра тут, особенно, если перевести в денежный эквивалент... Видимо, лишь отбойники и остаётся охранять.

Image
Image

Только было собрались пойти к рисункам, как заметил машину, как раз в той стороне, куда нам надо было идти. Честно сказать, после усталости в ногах от нацеплявшейся грязи, да и в целом - уже общей усталости от нескольких дней беспрерывной ходьбы и вождения машины, как-то не очень горел искать обход. Плюнули и отправились обратно к тачке, собирая дальше полевой чернозём. Собственно, вот те самые изображения, что хотел глянуть. Ими, как и ретро-фотками, поделился коллега со Ставрополя:

Image
Image
Кстати, оказывается, в 1985 году списанный самолет СУ-15 с данного аэродрома, поставили в качестве памятника в честь Дня Победы. Стоит до сих пор и его можно было увидеть в одном из предыдущих моих обзоров о Ставропольском крае.

Image
Теперь наш путь был проложен обратно в Светлоград. В нём нам уже довелось бывать, причём с нашим ставропольским коллегой, но тогда проехали только в центр, сейчас решили осмотреть куда более основательно.

Image
И это дало свои результаты - любуйтесь!)

Image
Жаль, что полюбоваться ДК уже не сможем - чуть-чуть не успели...

Image
И пусть он был пустой внутри, но хоть на лепнину бы глянул... Кстати, забавный момент, что в 2016 году он полностью сгорел, а буквально за несколько дней до пожара на собрании пайщиков президент Агрохима пообещал, что бывший ДК будет полностью восстановлен. Видимо, теперь на этом точно можно ставить крест.

Image
Зато сбоку уцелел отголосок советского прошлого, ещё и с рисунками!

Image
Этот заброшенный дворец культуры принадлежал сельскохозяйственному производственному кооперативу Ордена Трудового Красного Знамени колхоза Победа - именно о нём и идёт речь на стендах. Колхоз образован 15 сентября 1951 года, примерно в то же время и был построен центр культурного отдыха для селян.

Image
Image
Затем наш друг повёл нас в какие-то ебеня, а точнее - на карьер. Вспомнилась классика - песчаный карьер! Два человека!

Image
Сам карьер на фиг бы не сдался, а вот старая ржавая техника - это круто. Особенно для спутницы, которая обожает подобные штуки:

Image
Да и мне самому нравится подобное, где в Ростове увижу такое?

Image
А вот по мотивам следующего "экспоната" даже появилась небольшая карта нашего путешествия:

Image
Пусть маршрут указан лишь частично и не подробно, но как по мне - выглядит круто!

Image
Пока добирались до следующей большой контрольной точки, заскакивали в небольшие посёлки, но улов наш был мал.

Image
Пока не увидели наб бугре что-то большое и брошенное. Делаем вид, что изучаем мемориал, так как местные уже взяли на мушку неизвестных ребят...

Image
Как уже могли понять - это ДК, ведь что ещё может быть? Доказательства изнутри:

Image
Самым приятным, пожалуй, была трибуна с гербом:

Image
Image
Остальные помещения пусты, унылы и заметены осенней листвой, которая годами залетает сюда через разбитые окна...

Image
До Ипатово остаётся совсем немного, на пути изредка встречаются забавные мелочи, которые не упускал из вида объектива:

Image
Image
В этом городе доводилось бывать пару лет назад, но осталось одно неосмотреное место - межрайонная база. Хоть она и огромна, но смотреть толком не на что: либо пустое, либо закрытое на замки.

Image
Прокладываем по навигатору к следующему месту, по пути останавливаясь возле мозаичных остановок:

Image
Их тут не так много, как в той же Ростовской области, но хоть что-то.

Image
Вот и следующий объект, только попасть в него пришлось через закрытую территорию, где бегают настоящие волкодавы.

Image
Военная часть №96039, 602 отдельная радиолокационная рота. Находилась на консервации и по документам проходила как учебная авиационная база. Имелся: плац с большим памятником в виде антенны, подземный командный пункт, множество полуподземных и наземных гаражей, позиции для размещения комплексов в виде больших насыпей и креплений под растяжки антенн, казарма, караульная вышка, склад ГСМ, а так же непонятного назначения подземное сооружение с бетонным куполом, в котором имелись иллюминаторы. Так было раньше - сейчас почти ничего уже не осталось...

Image
КП раскопан и сняты плиты перекрытий, на территории складируют бытовой мусор с ближайших сёл. Охраны, конечно, никакой нет - охранять стало нечего...

Image
Тот самый КП - снаружи и изнутри:

Image
Image
А тут когда-то стоял памятник, но исчез:

Image
Image
В заключении - территория части в былые времена:

Image
Как уже сказал чуть выше - мозаичных остановок встречали мало, но тут на нашем пути появилась ещё одна. Причём очень даже забавная:

Image
Image
Постояли минут 5, попытались угадать животных и поехали дальше, обнаружив девочку, которая тянется к солнцу:

Image
Следующие объекты описывать нет смысла, скорее фотографировал для себя, но покажу немного и вам:

Image
Например, монументальную бороду Маркса или Ильича, который то прячется в зарослях, то разделяет территорию с церковью...

Image
Image
Как итог - приехали в Новоалександровск, который известен только тем, что отсюда родом знаменитый в прошлом футболист - Кириченко. Увы, исторические справки многих поселений унылы, а некоторые, судя по всему, просто копировали друг у друга, так как похожие предложения попадаются на каждой второй странице Википедии.

И всё-таки нашли для себя некоторые объекты - самолет Су-15ТМ. До недавнего времени был в плачевном состоянии - в корпусе зияли дыры, фонарь кабины был разбит, повсюду красовались убогие деревенские граффити. В настоящий момент памятник и территория вокруг приведены в порядок - самолет серебристый, звезды - алые, берёзки вокруг...

Image
На другом конце посёлка имеется ЗиС-5 на постаменте. Установлен в 1988 году:

Image
На этом наша совместная поездка с коллегой из Ставрополя подошла к концу, мы от души благодарим его за помощь и компанию, подбрасываем до дома и катим дальше уже сами. Кстати, расстались не на такое уж большое время - уже летом вместе отправились в Крым, но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас приступим к заключительной части путешествия. На обратном пути для самостоятельного изучения нам подкинули несколько адресов - первым из них был вот такой автогараж, где красуется ГАЗ-51:

Image
На главной проходной стоит зерноуборочный комбайн Ростсельмаш РСМ-081:

Image
Судя по всему, у предприятия дела не так уж и плохи, в отличии от тех, что мы видели в других посёлках, раз они могут позволить себе иметь даже небольшой музей техники. Так как всё теперь частное, всюду камеры, штрафы и выговоры охране, посторонних людей (то есть нас) пускать не хотели. Благо, тётка на КПП попалась доброй и наказала спрятать машину куда-нибудь подальше и бежать сюда, пока руководства нет на месте. Всё сделано - мы на территории и уже фоткаем ДТ-75М Волгоградского тракторного завода, который выпускался с 1967 года:

Image
МТЗ-5 "Беларусь", 1956-1972 года выпуска:

Image
По всему хозяйству установлены огромные щиты, прославляющие местных тружеников, а на территории гаража в память о первых механизаторах установлен трактор Фордзон-Путиловец. Именно на таких стальных конях трудились колхозники в начале прошлого столетия. Впрочем, как признались работники «России» (племколхоз был образован ещё в 1921 году!), трактор этот только условно можно считать раритетом: они собрали его из подручных материалов. Например, моторный отсек позаимствован со списанного ГАЗа. Видимо, и поэтому колхозники бережно относятся к своему творению, а его состоянию могут позавидовать памятники культуры и даже музейные экспонаты:

Image
Самоходное шасси СШ-75 "Таганрожец" в варианте самосвал, 1965-1973 гг. Кстати, такой как-то видел в полях Азовского района!

Image
Помимо техники есть тут ещё очень красивый храм Покрова Пресвятой Богородицы (1899 года постройки). История его банальна, поэтому включать в обзор не буду:

Image
Напротив профтехучилища стоит на постаменте трактор ДТ-54А - памятник сельскохозяйственному труженику. При прочтении текста таблички стало как-то тепло и грустно: посвящается выпускникам этого училища - славным хлеборобам, маханизаторам, чья профессия самая почётная на селе!

Image
Последним местом, которое можно было посмотреть, стала заброшенная церковь среди маленьких частных домиков:

Image
Небольшой храм находится возле кладбища, по некоторым слухам, был построен в 19-м веке. С приходом к власти большевиков храм закрыли. Наиболее ранние упоминания о нем имеются лишь за 80-е годы 20-го века, когда сельская общественность решила восстановить одну из церквей села.

Image
Крыша рухнула ещё в 1960-е. На окнах осталась родная кованая решетка, а также, предположительно, родные двери. Росписи нет, как естественно, и церковной утвари. Внутри уже настоящие джунгли:

Image
Так получилось, что по времени мы немного опережали наш план путешествия, поэтому начали заезжать в различные посёлки, где пытались найти что-нибудь новое и интересное.

Image
Киров на фоне относительно нового (после ремонта) одноимённого ДК или Ленин на фоне увядающего управления бывшего колхоза - примерное такие картины видели в этих местах.

Image
Уже казалось, что зря здесь ездим, так как ничего нового не найдём... Пока не наткнулись на памятник космонавту Горбатко, а напротив - ДК с прекрасными мозаиками! О данном лётчике можете прочесть очень много в интернете, я лишь укажу некоторые интересные факты. Например, 9 июня 1970 года он участвовал в шахматной партии Космос - Земля - первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и представителями Земли. На Земле в паре играли руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Н. П. Каманин и В. В. Горбатко, а в космосе - экипаж космического корабля «Союз-9» - А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Все участники были приняты в почётные члены Центрального шахматного клуба СССР.

Image
В апреле 1988 года на V Пленуме правления Всесоюзного общества филателистов избран председателем правления и членом Президиума ВОФ. В октябре 1989 года на VI съезде ВОФ избран председателем Центрального правления Союза филателистов СССР. На III съезде СФР, проходившем 1-2 декабря 2001 года, избран Президентом Союза филателистов России. 12 декабря 2009 года V съезд СФР избрал В. В. Горбатко почётным президентом СФР. Полёты космических кораблей «Союз-7», «Союз-24» и «Союз-37» с участием Виктора Горбатко были отмечены выпусками почтовых марок. В декабре 1991 года был одним из тех, кто подписал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР...

Image
Одна из мозаик была в тему памятника, вторая - уже собирательные образы. Причём хочу обратить ваше внимание на панно сверху. И дело не в проводах, которые решили проложить прямо через рисунок, а в дегенератах, которые закидали мозаику ударными петардами. Но на этом весь ад не закончился...

Image
Появилась мысль, что раз Дом Культуры так украшен снаружи, то возможно, что есть что-то и внутри? Для этого отправляемся к вахтёрше, объясняем наше увлечение и спрашиваем, а есть ли ещё что в ДК? - Не, ребят, только на стенах снаружи. И всё бы хорошо, если бы не то, что находилось у неё за спиной:

Image
Пришлось уговаривать пройтись по зданию, ведь я чувствовал, что на втором этаже или в актовом зале что-то ещё точно должно быть! И угадал!

Image
В такие моменты от меня появляются ироничные вопросы вслух - вы же говорили, что ничего тут нет? - Ах, ну да, забыла - тихо сказала женщина. Просто мы сюда не поднимаемся, ведь крыша течёт, всё в аварийном состоянии...

Image
Надо отметить, что весь посёлок находится в аварийном, или правильнее было бы сказать - предсмертном. Разрушено почти всё, что видели: увядающий ДК; заброшенный универмаг и обшарпанная водонапорка того же года - 1955; отсутствие аптек и магазина, больницы. И самое главное - работы. Колхоз в руинах ещё с 90-х.

Image
Проговаривая свои мысли вслух, женщина стояла и молча слушала, пока не показала нам в окно на деревянную церковь, похожую на киоск с газетами. Ну почему же, не всё так плохо, вон - церковь у нас отстроили! Видимо, на этом моменте нам стоит покидать ДК. И знаете, я не злюсь и понимаю этих людей, ведь кроме веры в чудо и объяснения, что на всё воля божья - им ничего не остаётся.

Image
Удивительно, но в этом посёлке есть ещё и старинная усадьба! Она принадлежала помещику Миснянко и построена примерно в 1908 году.

Image
В советские годы в здании располагалось почтовое отделение и гостиница. В 1976 году тут снимался фильм Трынь - трава с Федосеевой-Шукшиной и Сергеем Никоненко (он же режиссер). Основное здание - двухэтажная постройка. К нему пристроена одноэтажная постройка, предположительно кухня, так как в некоторых помещениях сохранились остатки плитки. Под этим же зданием расположен подвал с арочными сводами. В помещениях пусто, местами замусорено. Стёкла все выбиты, часть рам на месте. Состояние очень аварийное, местами провалился потолок второго этажа, остались только деревянные перекрытия. Часть крыши тоже обвалилась, лестница на второй этаж также отсутствует, но попасть наверх есть возможность. За усадьбой располагался красивый сад - сквер, к нему вела красивая каменная лестница. Лестница практически не сохранилась, а сад весь уже давно зарос.

Image
Но самое забавное - это табличка, которая гласит о том, что это памятник архитектуры, который охраняется государством и законом...


На этом у меня всё, большая серия обзоров о путешествии в Ставрополь и округу подошла к концу, надеюсь, вам было интересно.
Закрыт
porcufine
Человек Яйца porcufine написал 7 февраля 2020 в 14:47 [исправлен через 1 минуту]
Техника на постаментах это всегда охуенно, а ржавые БелАЗы вообще прелесть. Теперь придется пролистать все части, которые пропустил
+3
Ссылка | 2 отв.
kerrang
kerrang написал 7 февраля 2020 в 20:46
porcufine: полистай, может что интересное для себя найдёшь :)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
porcufine
Человек Яйца porcufine написал 8 февраля 2020 в 17:59
kerrang: нашел :)
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 7 февраля 2020 в 20:40
Такая густая наполненость советскими маркерами - просто сносит башню. Офигенны все эти мозаики, панно, памятники, плакаты... А БелАЗ такой, только игрушечный у меня в детстве был. Точная копия :)
+4
Ссылка | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 7 февраля 2020 в 20:48
saiLor777: ну, это одна из главных целей - запечатлеть советские отголоски, наверное поэтому такая густая наполненность.

Про Белаз, кстати, всегда мечтал увидеть, но только другую модель, которая огромная совсем (если не путаю ничего).
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
porcufine
Человек Яйца porcufine написал 8 февраля 2020 в 12:43
kerrang: самых больших - 7571 (полукилотонных) - всего несколько штук произведено пока, но что на 290 тонн, что, тем более, на 360 все равно выглядят как звери инфернальные
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 13:26
porcufine: да, когда стоишь возле "колёсика" то чувствуется мощь :) Особенно, когда потом садишься ещё в маленькую гранту.
Baron
Baron написал 7 февраля 2020 в 21:28
Устройство, предназначенное для защиты персонала и оборудования от струираскалённых реактивных газов в момент взлёта реактивного самолёта
Не в "момент взлёта", а в момент прогрева на стоянке. Чтобы можно было погонять двигатели, не опасаясь пожечь на полном газу то что находится сзади. Вместо таких переносных чаще находишь капитальные - обваловки, облицованные бетонными плитами.
0
Ссылка | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 13:27
Baron: надо задать вопрос ставропольцу, который помогал в описании :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Baron
Baron написал 8 февраля 2020 в 14:14
kerrang: Ему достаточно было просто включить логику: в момент взлёта самолёт движется по взлётной полосе, а не стоит на стоянке. Во время рулёжки он тоже движется, но двигатели работают на малом газу и ничего пожечь они не могут. Полный газ или "взлётный режим" даётся непосредственно на взлёте, либо при "прогонке" двигателей на стоянке (нельзя взлетать, не опробовав двигатели на всех режимах). Вот для гонки двигателей при прогреве и существуют эти отсекатели. Там правила такие: сначала запуск, прогрев, потом нужно прогнать моторы на всех режимах по нескольку секунд, убедиться что всё работает нормально и только после этого рулить на взлёт.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 16:48
Baron: я бы мог обратиться к своему отцу, который являлся военным лётчиком, но решил не тревожить, поэтому пользуюсь помощью коллег :) Ну ошибся если даже, ничего страшного.
TubeTarena
TubeTarena написал 7 февраля 2020 в 22:15
Памятник дк резко стал маской..
-10
Ссылка | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 13:28
TubeTarena: ничего не понял
Lana
Lana Sator Lana написала 8 февраля 2020 в 00:17
Мозаики кайф
0
Ссылка | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 13:29
Lana: я почему-то когда разбираю фотки и пишу, мысленно представляю, что ты со своим коллегой посмотришь на них хаха :)
+10
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 8 февраля 2020 в 14:54
kerrang: да, мы смотрим!
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 16:49
Lana: это радует :)
Greed
Евген Гридман Greed написал 8 февраля 2020 в 01:01
Универмаг отдельно доставил. Он вроде как и чисто советский, но при этом внешне отдаёт какой-то... Дореволюционностью что-ли. По крайней мере у меня такое ощущение возникло.
Ну и за БелАЗы тоже класс. Как будто старую советскую игрушку просто увеличили до реальных размеров.
0
Ссылка | 5 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 13:29
Greed: жаль, что фото не передаёт всё. Он реально крутой (универмаг, да и техника вся)
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Greed
Евген Гридман Greed написал 8 февраля 2020 в 16:33
kerrang: а есть другие фотки универмага, которые в отчёт не попали?
Изнутри или с других ракурсов.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 16:50
Greed: с других ракурсов он смотрелся как жилой ветхий дом... Оставил только одну. Внутри не был, всё забито намертво.
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Greed
Евген Гридман Greed написал 8 февраля 2020 в 16:59 [исправлен через 12 секунд]
kerrang: эх, досадно... Ну да ладно.
Всё равно спасибо за отличный отчёт.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 8 февраля 2020 в 23:18
Greed: всегда пожалуйста :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.