Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 15 марта 2020 в 21:35 [ Назад ]

Замок истории. Часть 1.

Обзор относительно нового Донского военно-исторического музея расположенного в хуторе Недвиговка. Посмотрим на экспонаты, прогуляемся по территории и вспомним историю той или иной экспозиции представленной здесь.

Image

В данный музей пытался попасть несколько раз, но мне всё время отказывали в этом, так как на тот момент он ещё не был официально открыт (как помню - у хозяина музея были проблемы с оформлением, причём со стороны администрации, которая никак не хотела давать разрешение). Однако, периодически пропускали некоторых журналистов, реконструкторов, фотографов и прочих личностей, но "человека с улицы", то есть меня - нет. Прошло несколько лет, уже успел позабыть об этом месте, как в Инстаграме выскочила реклама, в которой указывалось - день открытых дверей, ждём гостей! Я был рад этой новости, но смущало только то, что цена составляла в районе 200 рублей, при условии, что это с большой скидкой, так как потом будет в 3-4 раза дороже. Интересно - за что же такие деньги?

Image
Для справки: в 2006 году в Ростовской области был зарегистрирован Донской Военно-исторический музей. При создании этой организации руководствовались следующими целями и задачами: пропаганда идей военной истории, участие в военно-патриотической деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения, освещение роли армии в жизни Советского и Российского государств, участия Северо-Кавказского военного округа в Великой Отечественной войне, помощь ветеранам войны, действующим частям и подразделениям СКВО. Музей проводит реконструкции событий Великой Отечественной войны, собирая под своим началом представителей многих профессий и социальных слоев. Снимаются историко-публицистические фильмы. Наиболее известные из них - Февраль 43. Освобождение Ростова, Прорыв Миус-фронта, Щит и Меч Отечества были показаны по каналам областного телевидения. Территориально музей расположен в хуторе Недвиговка, рядом с музеем Танаис. Экспозиция включает в себя открытую площадку, где выставлены макеты танков Второй мировой войны, автомобильной техники, и крытых ангаров, где представлены макеты пушек и ММГ стрелкового оружия. Энтузиасты военно-исторических клубов и работники музея принимали участие в проведении различных культурно-массовых и зрелищных мероприятий: юбилеях и годовщинах Победы в Великой Отечественной войне, праздновании дат частей СКВО, днях освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков, вели поисковую деятельность.

Image
Ещё до знакомства с музеем успел начитаться отзывов о том, что здесь мало оригиналов и в основном это копии на советских шасси - с посылом, что каждый может такое своять и ничего уникального нет. Как понимаю, это уже придирались знатоки, а мне, как простому обывателю, который интересуется военной техникой лишь поверхностно, сложно было это различить. Да и зачем? Нигде не увидел информации о том, что они претендуют на оригиналы, цель ведь совсем другая, как можно прочесть из справки.

Image
Как только прошёл на территорию замка (музей выглядит именно так) - почти сразу упёрся в Т-34-85. Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943-1944 гг. Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76. Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир наконец был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа. Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков. После окончания войны составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, когда он был сменён Т-54. Официально танк был снят с вооружения российской армии только в 1993 году. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялся во многие страны мира и участвовал во множестве вооружённых конфликтов, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других.

Рядом, но уже на земле, а не на постаменте, стоял Витязь, а точнее - бронеавтомобиль "Остин-Путиловец". В 1916 году в русской армии появились первые импортные бронеавтомобили. Самым распространенным среди них был английский "Остин". Однако у этой неплохой в целом машины выявились серьезные недостатки. К ним относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня "остинов" была слишком тонкой (4-5 мм), и ее с расстояния 200 м пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперед. Пришлось партиями отзывать с фронта на доработку. На них устанавливали 6-мм броневые листы, усиливали задние мосты. В конце концов Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались на Путиловском и Ижорском заводах. На шасси полуторатонного грузовика с усиленными рамой, задним мостом и рессорами монтировали корпус из ижорской стали толщиной 8 мм, который винтовочные пули не пробивали с любых дистанций. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Низкие башни разместили по диагонали, что позволяло вести одновременно фланговый огонь из обоих "максимов". Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками, расположенными под крышей башни. Такая система улучшила охлаждение стволов.

Image
Позже, когда уже собирался уезжать отсюда, на этом броневике появился Ленин с татухой на шее, который что-то рассказывал о революции. К этому всему ещё вернёмся, сейчас же хочу показать самое интересное - то, что хранится в крытых ангарах. Начнём по порядку. Sd.Kfz.222 - германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов.

Image
Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в середине 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. Серийное производство началось в 1937 году и продолжалось до февраля 1944 года, всего выпущено 989 бронеавтомобилей этого типа. Sd.Kfz.222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны, 12 продано Китаю и 17 Болгарии.

Image
БА-64 - легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64, был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов. Экипаж состоял из 2 человек. Водитель находился по центру машины, за ним располагался командир, он же стрелок-пулеметчик.

Image
Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного пулемета ДТ. Не смотря на свой основной недостаток-малую огневую мощь, бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведрейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность вести стрельбу по верхним этажам зданий. Весной 1943 года бронеавтомобиль модернизировали: улучшили его поперечную устойчивость, увеличили мощность двигателя и усилили переднюю подвеску. Модернизированный бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. Серийные бронеавтомобили типа БА-64 отличались простотой устройства, надежностью в боевом применении, неприхотливостью в эксплуатации и заслуженно пользовались доверием у воинов Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Их по праву называют оружием Победы. Всего за период с 1942 по 1946 г. Горьковский автозавод выпустил 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209-БА-64Б.

Image
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б - советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощенным открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1.

Image
ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач. С учетом технологических и экономических факторов в годы войны это был оптимальный легковой армейский автомобиль. Надежный, устойчиво работающий на низкокачественных горюче-смазочных материалах, выдерживал значительные перегрузки и отрабатывал заданный срок службы. За годы войны было изготовлено 5250 экземпляров ГАЗ- 67 и ГАЗ-67Б, ставших наряду с американскими джипами стандартными командирскими машинами Красной Армии.

Image
Завершаем первую "линию" экспонатов:

Image

GMC CCKW-352/353, он же "Джимми", самый массовый военный грузовик Второй мировой. Первая серийная модель этого класса появилась в 1940 году. Это был грузовик ОМС ACKWX-353. В том же 1940 году появилась еще одна модель - GMC CCKWX-353. На первых серийных грузовиках использовались клепаная кабина из металлических заготовок, полученных штамповкой и горячей вытяжкой листа. Ее форма доставалась в наследство от коммерческой модели GMC, отличаясь лишь в деталях, подобно поднимающемуся ветровому стеклу и, позже, люку на крыше. Через этот люк можно было вести огонь из пулемета, для крепления которого на крыше монтировался кольцевой станок.

Image
С июля 1943 года металлические кабины были заменены брезентовыми, с матерчатыми дверями и боковыми окнами из прозрачного пластика. Такая кабина по сравнению с металлической имела два серьезных преимущества - во первых, она уменьшала потребление дефицитного металла, во-вторых, уменьшала полную высоту и объем машины, что было важно при транспортировке морскими судами. Но в условиях Русской зимы матерчатые кабины "ленд-лизовых" грузовиков вызывали обоснованные нарекания. Мощность 94 л.с., скорость 72 км/ч. Хотя официальная грузоподъемность составляла 2.5 тонны, Главное автомобильное управление Красной армии разрешало эксплуатировать GMC и "Студебеккеры" с нагрузкой до 4 тонн. По лендлизу в СССР было было поставлено 6700 GMC CCKW-353. В Красной Армии CCKW-353 использовали для транспортировки и перевозки боеприпасов, личного состава, арт систем, а так же на них монтировали реактивные минометы БМ-13.

Image
ЗиС-5 - это глубокая модернизация грузовика АМО-3. ЗиС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки. Конструкция машины была классической - лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина - прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Привод тормозов - механический, двигатель - шестицилиндровый мощностью 73 л.с.. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.

Image
Грузили на ЗиС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва. Популярными "трехтонки" были и в Красной Армии, где к июню 1941 года их насчитывалось 104 тысячи. С началом Великий Отечественной войны потребность в ЗиС-5 резко возросла - в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. С июня 1942 года с заводского конвейера стали сходить "трехтонки" в упрощенном варианте военного времени - модели ЗиС-5В (индекс "В" как раз обозначает, что это "военная" модель). В послевоенные годы демобилизованная "трехтонка" освоила множество гражданских специальностей. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов.

Image
"Пробелы" между рядами техники заполняют вот такие экспозиции, которых пока что мало, но выглядят вполне себе в тему и очень даже хорошо. Надеюсь, сделают подобное и в других частях музея.

Image
Пожалуй, плавно перейдём к самому интересному. Начнём с АТ-П (артиллерийский тягач полубронированный) - советский лёгкий полубронированный гусеничный артиллерийский тягач периода 1950-60-х годов. Был разработан в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) в 1951-1952 годах и предназначался на роль лёгкого быстроходного тягача переднего края, подобного довоенному Т-20 Комсомолец.

Image
Серийное производство АТ-П осуществлялось ММЗ с 1954 по 1962 год, также на его базе был создан ряд специализированных боевых машин (Артиллерийский подвижной наблюдательный пункт - АПНП-1, АПНП-2). АТ-П активно применялся ВС СССР в 1950-х-1960-х годах, в основном для буксировки 85-мм противотанковой пушки, 100-мм полевой и противотанковой пушек, орудий дивизионной артиллерии, 57-мм зенитной пушки и 160-мм миномёта. Официально АТ-П был снят с вооружения ВС России лишь в 1998 году. В отличие от большинства советской бронетехники подобного класса, сведения о поставках АТ-П другим странам неизвестны, по имеющимся данным, по состоянию на 1976 год тягач состоял лишь на вооружении Советской армии.

Image
Т-2 (полное название - Panzerkampfwagen II, также известен как Sd Кfz 121) - лёгкий немецкий танк времён Второй мировой войны. Разработан в 1937 году. В различных модификациях производился до 1942 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса.

Image
Танк вооружен 20-мм автоматической пушкой KwK 30 и 7,92-мм пулеметом MG 34. Возможности Рz.Kpfw.II ненамного превосходили разведывательный танк, однако он был быстроходен, надежен и проявил себя в ряде германских завоевательных кампаний 1940-1942 гг. Его возможности борьбы с танками противника были весьма ограниченны из-за слабого бронебойного действия снарядов его основного вооружения. Всего до декабря 1942 года было выпущено 1800 танков Pz. II всех модификаций.

Image
Легкий танк Т-70 был разработан в инициативном порядке на Горьковском автомобильном заводе и предназначался для замены менее мощного Т-60. Танк был одобрен Сталиным, и поначалу производился параллельно с Т-60. После прекращения выпуска предыдущей машины все мощности завода переключились на Т-70. Этот танк, хотя и относился к классу легких, имел лобовую броню той же толщины, что и Т-34, и являлся, по-видимому, самым тяжелобронированным легким танком Второй Мировой.

Image
Сохранение небольшой массы было обеспечено уменьшением габаритных размеров танка, что привело к некоторой тесноте внутри корпуса. На испытаниях опытный образец Т-70 впервые в мировой практике оснащался литой башней, но в серийной модели ее заменили на стандартную сварную. Вооружение танка составляли 45-мм пушка и 7,62-мм пулемет. Известны случаи, когда на малых дистанциях и при удачном угле встречи снаряда с броней Т-70 выводил из строя даже такой тяжелобронированный танк, как Пантера.

Image
БТ-5 - советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства БТ (Быстроходные танки). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 1933-1934 годах. Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 в направлении усиления пушечного вооружения и двигателя советского производства, незначительно увеличена высота и масса.

Image
Предназначен для укомплектования механизированных и танковых корпусов РККА. Серийный выпуск организован на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в 1933 году. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк. Гусеничный движитель и подвеска опорных катков были проще чем у Т-26. Машина была не сложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. В 1934 году создана его модификация БТ-7, обладающая более высокими тактико-техническими показателями.

Image
Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком Вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. Танки PzKpfw III во множестве различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год. Немецкие инженеры постоянно улучшали конструкцию машины: модернизировали ходовую часть, усиливали броню, меняли вооружение, вносили множество мелких изменений. Всего 12 серийных модификаций. PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени.

Image
Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли успешно бороться с более мощными Т-34, KB и Матильдами в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками. Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. Вооружение PzKpfw III G : 50-мм пушка KwK 38 и два пулемета MG 34.

Image
Гвоздь программы, возле которого не фоткался только самый ленивый - Тигр. Немецкие танкисты считали его самым лучшим танком, которому, по сути, не было равных, кроме появившегося в конце войны ИС-2. Вот что пишет в своих мемуарах танковый командир Отто Кариус, воевавший на Восточном фронте в составе группы армий "Север" в одном из первых экипажей "Тигров": Даже если наш Тигр и не был красавцем, его запас прочности воодушевлял нас. Он был толстым; почти все плоские поверхности горизонтальные, и только передний скат приварен почти вертикально. Более толстая броня компенсировала отсутствие округлых форм...

Image
Вооружение - 88-мм пушка KwK 36, разработанная на базе зенитного орудия Flak 18. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. О высокой эффективности вооружения танка говорит и тот факт, что за два года боев командиру одного из «Тигров» унтер-шарфюреру СС Виттману удалось подбить 138 танков противника! Поворот башни осуществлялся с помощью специального привода. Ее бронирование было достаточно сильным - толщина лобовой брони составляла 100 мм. Вспомогательное вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 34, спаренного с пушкой, и еще одного такого же пулемета, закрепленного в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Кроме того, на башне танка монтировались три дымовые мортирки NbK39 для постановки дымовых завес, а использовавшиеся на Восточном фронте Тигры дополнительно оборудовались 5 мортирками для отстрела противопехотных шрапнельных мин типа S. Управление танком было облегчено благодаря использованию рулевого штурвала с полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом. Всего за период серийного производства на заводе фирмы "Henschel" было изготовлено порядка 1354 танков.

Image

Если не ошибаюсь, то соседом является Танк Т-34 образца 1941 года, который был вооружен 76,2-мм пушкой Ф-34. Дополнительное вооружение танка состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ. Немецкая противотанковая оборона не была готова к встрече с Т-34. Это заставило немцев оценить Т-34 как лучший и наиболее ценный советский танк. Быстрый, мобильный, хорошо вооруженный и бронированный. Благодаря своему удачному силуэту необычайно трудный для поражения.

Image
Конструкция танка постоянно совершенствовалась с учетом отзывов, поступающих из танковых частей. Слабым местом танка было место соединения башни с корпусом. Немцы хорошо знали об этом и даже отмечали этот факт в официальных документах. Эту проблему удалось решить очень быстро, наварив вокруг основания башни стальную пластину. Специальные комплекты отправили на фронт для оснащения старых танков. В 1942 году появилась литая башня для Т-34, которую стали устанавливать на танки наряду со сварной. Вместо одного большого люка в крыше башни сделали два круглых меньшего размера. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй Мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

Image
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод в сжатые сроки разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своей предшественницы БА-3.

Image
На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК (губчатая камера), заполненные губчатой резиной. В башне, в общей установке, монтировалась 45-мм пушка 20К и 7,62-м пулемет ДТ. Ещё один такой же пулемет был установлен в лобовом листе корпуса справа от водителя. Боекомплект состоял из 60 снарядов и 3339 патронов (53 дисков). На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. Благодаря мощной 45-мм пушке БА-6 без проблем управлялись с легкой бронетехникой противника. Бронеавтомобили БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии.

Image

Урбан почему-то не хочет пропускать весь пост, видимо, из-за слишком большого количества текста и фото, поэтому пришлось разделить на две части.
Закрыт
Nullklever
Nullklever написал 18 марта 2020 в 22:38
Интересно. Сначала не хотел плюсовать из-за людишек на заглавном фото, они тут как ложка дёгтя в бочке мёда... портят атмосферу.
0
Ссылка | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 25 марта 2020 в 21:57
Nullklever: от них никуда там не избавиться... Вообще никак :) Хотел бы без них, но увы.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.