Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 15 марта 2020 в 21:36 [изменен через 27 секунд] [ Назад ]

Замок истории. Часть 2.

Обзор относительно нового Донского военно-исторического музея расположенного в хуторе Недвиговка. Посмотрим на экспонаты, прогуляемся по территории и вспомним историю той или иной экспозиции представленной здесь.

Image
Читать дальше


Продолжение "обрезанного" поста: https://urban3p.ru/blogs/44352


Следующий бронеавтомобиль в документации именовался МЗА1 Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе его называли просто "Скаут". Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Главной особенностью Скаута стала рельс-шина, охватывавшая по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Image
Вооружение разведчика было очень мощным: 12,7-мм крупнокалиберный пулемет Browning M2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Browning M1919A4 по его бортам. В частях Красной Армии пулеметы Browning иногда заменяли пулеметами "максим". В СССР по ленд-лизу поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 машины. "Скауты" стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 1970-х годов и даже позже. В конце 1990-х годов они сохранились на вооружении только в Доминиканской Республике.

Image
После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса воздух-воздух РС-82 (1937 г.) и 132-мм реактивных снарядов класса воздух-земля РС-132 (1938 г.) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов - Реактивным НИИ - задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. 21 июня 1941 года на смотре образцов вооружения Красной Армии ракетная пусковая установка была впервые представлена руководству СССР. В тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина-13).

Image
Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А. Флерова, была вооружена семью пусковыми установками. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой. Исключительная эффективность действий батареи капитана И.А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. В апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. При создании установки конструкторы критически проанализировали все детали и узлы, стремясь повысить технологичность их производства и снизить стоимость. Все узлы установки получили самостоятельные индексы и стали, по существу, универсальными. В качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль Студебеккер, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.

Image
К концу 30-х концерн Крупп стал одним из крупнейших поставщиков продукции для германского вермахта. Возглавлявший фирму Густав Крупп фон Болен принадлежал к тем финансовым магнатам, которые непосредственно влияли на руководство фашистским движением, опираясь в то же время на военные круги. Основу военной программы автомобильного отделения составляли легкие 3-осные шасси серий "L2H" и "L3H". 3-тонные армейские грузовики L3H63 и L3H163 (6x6), выпущенные в 1931-38 гг. в количестве 2 тысячи единиц, имели классическую конструкцию и комплектовались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями водяного охлаждения мощностью 90 и 110 л.с. соответственно.

Image
В Вермахт поступали также стандартные 3,5-тонные машины L3,5 и 6,5-тонные LD6,5 со 125-сильным дизелем. Огромный вклад Круппа в вооружение фашистской Германии привел в конце войны к практически полному разрушению его предприятий, а сам концерн по решению Ялтинской и Потсдамской конференций подлежал ликвидации. Для его сохранения производство автомобилей было перенесено в баварский город Бамберг, где до 1954 года их собирали под нейтральной маркой "Зюдверке" (Sudwerke). В 1953-ем там начался выпуск принципиально новых грузовиков "Драхе" (Drache) с 4-цилиндровыми двухтактными дизельными двигателями и характерным коротким тупым "носом" с плоской передней панелью. В 1955 году 7,7-тонная модель "Драхе AL8 Dr4" (4x4) со 150-сильным мотором была выставлена на конкурс по созданию новых армейских машин и впоследствии в небольших количествах поставлялась в американские подразделения в Германии и в Бундесвер.

Image
Mercedes-Benz 260 D (или Mercedes-Benz W138) - первый в мире (по многим источникам) серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем от компании Mercedes-Benz, впервые представленный в Берлинском автомобильном салоне 21 февраля 1936 года.

Image
Image
Машина зенитного прикрытия - выпускалась фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Эта машина является этапной в военном автомобилестроении, именно она, а не Willis стала образцом для наших послевоенных внедорожников ГАЗ-69 и УАЗ-469. Главной заслугой "Штовера" в военной области является создание первого в мире семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4 - своеобразных немецких джипов, появившихся за 5 лет до известного "Виллиса-МВ" (Willys). Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах. Автомобили снабжали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами.

Image
В 1940-43 гг. выпускалась упрощенная модель "Тип 40" с передними управляемыми колесами и гидроприводом тормозов. Многоцелевые варианты с открытым цельнометаллическим кузовом на 4 человек имели военные индексы Kfz.1 и Kfz.3, 2-местный вариант с радиостанцией - Kfz.2, полевая мастерская - Kfz.2/40, а Kfz.4 снабжался спаренной зенитной установкой. Все исполнения имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75-80 км/ч. В 1937-40 гг. их собирали также фирмы БМВ (BMW) и "Ганомаг" (Hanomag). Из общего количества 13 тыс. автомобилей этой гаммы на долю "Штёвера" пришлось 7,7 тыс. экземпляров, в том числе 4,7 тыс. машин "Тип 40".

Image
Автомобиль Крупп L2H143 или, другое ее название - специальная машина Kfz 69, является одним из наиболее примечательных германских военных грузовиков. Из-за своеобразной формы капота грузовик получил у солдат вермахта прозвище Schnauzer - носатый. Он был разработан в 1937 году на базе выпускавшегося с 1934 года грузовика L2H43 и предназначался для буксировки противотанковых пушек, легких пехотных орудий и 20-мм зенитных пушек. На начальном этапе второй мировой войны грузовиками L2H143 были укомплектованы многие роты 37-мм противотанковых пушек пехотных полков вермахта, в разведывательных батальонах и моторизованных полках они использовались для перевозки пехоты.

Image
37-мм пушка Pak 35/36 иногда размещались в кузове автомобиля, и он таким образом превращался в самоходную противотанковую установку. После снятия с вооружения 37-мм противотанковых пушек грузовик L2H143 использовался в качестве тягача 50- и 75-мм противотанковых пушек. Кроме вермахта, легкие грузовые автомобили Kpupp L2H143 применялись и венгерской армией.

Image
Пожалуй, один из самых узнаваемых - Виллис. В 1940 году, эта американская фирма получила заказ на разработку легкого армейского автомобиля, который на военном языке назывался "транспортным средством грузоподъемностью четверть тонны". Автомобиль был разработан в кратчайшие сроки и уже с 1941 года серийно выпускался как "Виллис" модели "MB".

Image
Одновременно на "фордовских" конвейерах собирались однотипные "Ford-GP" и "GPV", очень похожие на "Виллис-МВ". Аббревиатура "GP" произносилось как "Джи-Пи", которую американские солдаты сократили до "Джип". Так появилось слово, которым во всем мире стали называть любые грузопассажирские вседорожные автомобили. В Красную Армию Виллисы поступали по ленд-лизу с лета 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение, в первую очередь, как командирские автомобили и тягачи 45-мм противотанковых пушек.

Image
Автомобили серии WC (от англ. Weapons Carrier - "носитель оружия") отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. С 1942 года поставлялись в СССР по договору ленд-лиза. В Красной Армии получил прозвище "Додж Три Четверти" из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны). Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки отделения пехотинцев или расчета орудия, он вскоре стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более что наряду с базовой моделью вскоре появились командно-штабная, закрытая санитарная, разведывательная и ряд других модификаций.

Image
Всего их было выпущено свыше 253 тысяч. В Красной Армии "Доджи", начав службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, по мере их поступления стали все шире использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны и автомобили высших офицеров, в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулеметы. Водителям "Додж три четверти" полюбился за мощность, скорость и устойчивость даже на плохих дорогах. Недаром один старый водитель рассказывал: "От Доджа по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина - ни Эмка, ни Опель, ни Мерседес". Широкая колея (1870 мм), мягкая подвеска с гидравлическими амортизаторами, большой клиренс, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами (типа "граунд грип") давали явные преимущества перед любым другим автомобилем.

Бронеавтомобиль БА-20 - был разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ-М и выпускался с 1938 по 1941 год. Корпус сварной из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм. Боевое отделение располагалось в задней части бронеавтомобиля. В смонтированной здесь башне в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет. На бронеавтомобиле устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной. В качестве средств связи использовалась радиостанция 71-ТК-1.

Image
Машина широко использовалась в Красной Армии как средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Был разработан также вариант для движения по железной дороге со скоростью 80 км/час. Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии. Модернизированный вариант БА-20М появился в 1938 году и отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3. Бронемашины БА-20 и БА-20М состояли на вооружении Красной Армии и принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны.

Image
Знаменитая "Эмка" (ГАЗ-М1) - это второе поколение автомобилей ГАЗ. Перед началом Великой Отечественной войны в различных штабах и тыловых учреждениях Красной Армии использовалось более 10500 легковых автомобилей ГАЗ-М1. Автомобиль ГАЗ-М1 имел неплохие скоростные характеристики. На шоссе он развивал скорость до 105 км/ч, для разгона с места до скорости 80 км/ч ему требовалось 24 секунды. Средний эксплуатационный расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Несмотря на то, что ГАЗ-М1 создавался как гражданская модель, его проходимость по грунтовым дорогам была достаточно высока, что позволило создать на его шасси бронеавтомобиль БА-20. Автомобиль ГАЗ-М1 выпускался до 1943 года. Всего было выпущено 62888 машин этого типа, значительная часть которых использовались Красной Армией до конца войны. На базе ГАЗ-М1 было разработано много модификаций "Эмок". Например, пикап ГАЗ-М-415 мог перевозить до 400 кг грузов. С 1938 года появились "Эмки" ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3485 куб.см и мощностью 76 л. с. На основе ГАЗ-11-73 была сделана "Эмка" ГАЗ-11-40 с кузовом типа фаэтон.

Image
Артиллерию помимо Катюши представляет и немецкое 75-мм легкое пехотное орудие, 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2, 45-мм противотанковая пушка и так далее.

Image
Мотоциклов пока всего-лишь две штуки - BMW R-61 и М-72. К началу Великой Отечественной потребность Красной Армии в тяжёлой мотоциклетной технике не была в достаточной степени удовлетворена. В первую очередь это казалось качественных показателей. Стоявшие на вооружении ТИЗ-АМ600, ПМЗ-А750 быстро устаревали и не отвечали всё более возраставшим требованиям. В начале 1940 года в Москве было созвано совещание военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. Военные потребовали немедленно освоить выпуск более мощного мотоцикла. В качестве образца был взят немецкий БМВ-Р-71, один из самых мощных мотоциклов немецкой армии тех лет. Из Германии были доставлены несколько экземпляров Р-71 и передали их на Московский мотоциклетный завод (ММЗ), где и был освоен выпуск новой марки М-72. Мотоцикл был оснащён телескопической передней вилкой, оппозитным двигателем мощностью 22 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью карданного вала. Весной 1941 года опытные образцы М-72 продемонстрировали в Кремле представителям командования Красной Армии. Сборка велась на Московском автозаводе имени Сталина (ЗиС), а после эвакуации завода в г. Миасс некоторое время М-72 отправлялись на фронт с конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Выпуск мотоцикла продолжался всю войну и после неё, вплоть до 1961 года М-72 широко использовался как в действующей армии, так и в тылу, зарекомендовав себя надёжным и безотказным. Позже раму и двигатель этого мотоцикла использовали для создания новой модели М-63 и семейства мотоциклов «Урал».

Image
BMW R-61 с полной уверенностью можно сказать, что были самыми распространёнными в немецкой армии. Кроме специально разработанного мотоцикла, вермахт получил в своё распоряжение ещё 8 моделей прославленной марки. Получив задание от высшего военного начальства, на проектирование тяжелого колясочного мотоцикла с приводом на колесо коляски, фирма создает одну из легендарнейших машин Второй Мировой. Мотоцикл оснащался 746-кубовым оппозитным двигателем, мощность 26 л.с.. Для удобства обслуживания коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. В системе зажигания использовалось магнето, оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания. Впервые модель R61 была представлена на автомобильной выставке в феврале 1938 года в Берлине и создавалась как современная туристическая машина. В действительности R61 явилась развитием модели R6, получив новую раму и свечную подвеску. Нижнеклапанный шестисоткубовый двигатель, управление и светотехника остались прежними. Большой крутящий момент и мощность 18 л.с. сделали этот мотоцикл самым излюбленным для эксплуатации с боковым прицепом. За четыре года, с 1938 по 1941, было выпущено 3747 экземпляров этой модели.

Кстати, чтоб сфотографировать эти мотоциклы, пришлось отстоять около 30 минут, дабы дождаться момента, когда за их рулём никого не будет. Всё тщетно - пожалуй, это самые любимые объекты детворы!)

Image
Поэтому решил бросить это дело и вскарабкался на Тигра, чтоб запечатлеть весь ангар с высоты.

Image
Совсем забыл рассказать о стрелковом оружии, за которым постоянно выстраивалась очередь. Ещё бы, ведь можно было всё потрогать, покрутить, спустить курок... На полу также имеются: немецкий единый пулемёт Mg-34, Советский пехотный пулемёт ДП-27 и танковый ДТ, Чехословацкий станковый пулемёт ZB vz. 37 и ручной пулемет ZB vz. 26, Советский станковый пулемёт Максима обр. 1930 года и многое другое. Описывать каждый из них не стану, так как это затянется на ещё один обзор.

Image
Есть и то, что трогать нельзя, поэтому находится под стеклом:

Image
Image
Только на этой фотографии видно Американский пулемёт "Браунинг" М1919, Советский карабин обр. 1938 года и винтовка Мосина обр.1891/30г., а в руках у тётеньки советская самозарядная винтовка СВТ-40. Это, конечно, не все экземпляры.

Image
Осмотрев и подержав в руках оружие лично, решили покинуть ангар и прогуляться по территории замка. К удивлению, двор был забит детьми и их родителями - где-то показывали сцены расстрела, на броневике Ленин что-то рассказывает, дымят самовары с горячим чаем, рядом ребятня кидает гранаты в импровизированный ДОТ... В общем, началась такая активная движуха везде и всюду!) Конечно, это не могло не радовать.

Image
Но уж простите, не могу обойтись и без ложки дёгтя. Как минимум, стоит упомянуть о том, что территория музея местами выглядит как действующая стройка. Ощущение, что пришёл в гости, где только что отремонтировали одну квартиру, но все остальные десять находятся в начальной стадии. Понимаю, что владельцу хотелось как можно скорее начать окупать всё, но поторопился, как мне кажется. Во-вторых, заметил много непонятных для меня нюансов, например, какие-то вопрос\ответ с гостями. Я, как человек интересующийся историей, не смог ответить ни на один вопрос - что же говорить о пришедших гостях. Шутливые формы подачи, всё как-то несерьёзно и в слишком игривой форме. Может, ворчу как старый дед, но с моей колокольни видно именно так. Хотя, когда видишь улыбки и горящие глаза детей, которые только что приехали с покатушек на танке, лошадях или военной машине - начинаешь забывать о негативе. Правда, это удовольствие оплачивается отдельно.

Image
В общем, задел у музея хороший, осталось лишь довести всё до ума. Если у владельца не очередная мысль как заработать бабки на былой истории страны - то всё получится.

Спасибо за внимание.
Закрыт
Только жители сайта могут оставлять комментарии.