Застывший памятник советского метростроения
Одна из важнейших вещей, привлекающих в подземных полазках – это дух исследования, изучения неизведанного или, вернее сказать, субъективно неизведанного. А хорошее исследование должно быть максимально полным. Таким мы его и постарались сделать
Окончательное выполнение плана десятой пятилетки было ознаменовано торжественным событием - открытием первой очереди нового метрополитена. Длившийся 9 лет титанический труд проектировщиков, гидротехников и метростроевцев наконец был завершён, и городские улицы вздохнули свободно. Мало кто тогда представлял себе, что до конца существования нерушимого союза оставались считанные годы, и далеко не всем задумкам по развитию нового метрополитена суждено сбыться.
Легендарные девяностые навсегда захлопнули окно возможностей последних ударников коммунистического труда, но проекты путевого развития уже успели сойти с бумаги. Среди жилых домов, под асфальтом в толще породы, будущим поколениям достался расчленённый и застывший в забвении, но самый настоящий памятник советского метростроения
Первая очередь была успешно сдана, теперь центр города обеспечен новым элементом транспортной инфраструктуры, разгрузившим милионник. Отряды метростроя уже трудились над продлением ветки в южную промышленную часть города, когда в проектном институте активизировались разговоры о продлении и на север.
Решение о строительстве было верным. На севере уже находились новые районы с бурно растущим населением, активно велась жилая застройка. Ситуация осложнялась особым фактором: центр города и новые районы разделяла река. Это не только приводило к регулярным транспортным затруднениям на нескольких автомобильных мостах, соединяющих части города, но и ставило перед строителями задачу по сооружению метромоста.
Площадка №1 была создана на том же берегу, что и ближайшая действующая станция метро Д. Здесь шло строительство тоннелей от оборотных тупиков до берега реки, где должен был начинаться метромост
Близость к действующему метро двояко сказалась на состоянии тоннелей стройплощадки №1. С одной стороны, только здесь они полностью пройдены, и система подземных выработок является наиболее разветвлённой. С другой, из-за своей разветвлённости и гейта с действующим метро она представляет наибольший интерес для всевозможных исследователей подземелий, графитчиков и зевак. Добраться до неё от ближайшей действующей станции легче, чем до любой другой площадки, ведь все остальные находятся на противоположной стороне реки. По всем этим причинам именно здесь наибольший трафик посетителей, тэги на стенах и даже возможность кого-нибудь встретить. Масло в огонь подливает полное отсутствие охраны
Первое, что встречает нас на территории - надшахтный горный комплекс
С глубины сюда поднимались вагонетки с породой
При помощи площадки на тросовой тяге вагонетки перемещались в опрокид, под которым на уровне земли уже ждала грузовая машина
Рабочее место рукоятчицы
Тельферная эстакада для спуска вниз элементов обделки тоннеля
Рядом с копром традиционно расположено здание подъёмной установки
Пыль завораживающе кружится в лучах солнца, пробивающихся к подъёмной машине
Так сегодня выглядит место машиниста за пультом управления
Пришло время спуститься за нулевой горизонт
Солнечный день сменяется влажностью и прохладой, шахтный ствол уходит на десятки метров вглубь горной породы
Внизу тишина. Сверху из города доносятся только резкие или звонкие звуки, наподобие постоянно сигналящих в пробке водителей
Руддвор
У шахтного двора стоят остатки старого электровоза, доставлявшего сюда вагонетки со скальной породой
В силу особенностей грунта при строительстве этого метрополитена активно использовались буровзрывные работы. Лишь на южных направлениях строителям удалось использовать проходческий щит, где в условиях равнины отсутствовала скальная порода. В итоге там тоннели были достроены и сданы
Здесь, на севере, строителям приходилось бурить перфораторами серию шпуров, в которые закладывались заряды со взрывчатым веществом. Их одновременный взрыв обеспечивал отрыв от скального массива большого количества породы
В сильно разрушенных породах, насыщенных водой, проходка велась при помощи отбойных молотков
Как известно, метрополитен выполняет не только транспортную функцию. Зачастую на него возлагаются задачи по гражданской обороне. Поэтому согласно предписаниям проектировщиков, в стороне от тоннелей для поездов метростроевцы начали создавать две объёмные камеры
Обе они предназначались для размещения ТЭСОРПГА - тепловой электростанции обеспечения резервного питания генераторно-аккумуляторной
Пройдя по выработкам около сотни метров в другую сторону, можно упереться в два забоя, которые должны были стать началом схожего с ТЭСОРПГА по размерам спецобъекта - ФВУ
Шахтные стволы строились в стороне от основной трассировки
С тоннелями их соединяли специальными подходными горными выработками. Двигаясь по ним, можно попасть как к недостроенным спецобъектам, так и в тоннели метро
В этих выработках выделывались небольшие помещения, в которых располагались склады взрывчатых веществ, зарядные для аккумуляторов, насосы, вентиляционные установки и другое оборудование. Далеко не все эти помещения достроены
Арочная крепь осталась сложена на полу
В этом месте начинаются два полноразмерных тоннеля для поездов. Одной стороной они упираются в реку, а другой в действующее метро
По свидетельствам самих метростроевцев, из-за глубокого заложения и особенностей породы вместо чугунных тюбингов преимущественно использовались железобетонные блоки с металлоизоляцией
Однако традиционные чугунные местами тоже встречаются
Повезло, что в данной местности существует одна экономическая особенность - никто не спиливает и не собирает чёрные металлы. Как следствие, все металлоконструкции вот уже 25 лет подвергаются коррозии на своих местах
Пройдя около двух сотен метров в сторону действующего метро, мы наконец видим тупик в конце тоннеля
Именно эта точка стала самой популярной среди посетителей. Следы присутствия человекообразных налицо - мусор и наскальная живопись. Это место даже обустроено для людей, облизывающихся на действующее метро. При помощи лестниц и вышки-туры любой желающий получает доступ к небольшим щелям
За бетонной стеной начинаются оборотные тупики. Стена изобилует следами от ныне замурованных залазов. Через щель в этой стене можно вдохнуть чудесный запах метрополитена, почувствовать характерные потоки воздуха и узреть датчик движения
Ствол является не единственным входом в подземную систему первой площадки. Если пойти по основным тоннелям в обратную от действующего метро сторону, то можно попасть к визитной карточке всего объекта - двум круглым порталам на берегу реки
Ровно в ста метрах от порталов установлена первая и единственная опора для несуществующего метромоста через ущелье
Когда-то оба портала были надёжно заварены листами железа, но сегодня в них имеются залазы и дичайший трафик внутрь больше никого не беспокоит
Здесь и заканчивается площадка №1
А так должен был выглядеть метромост. Эскиз неизвестного художника
Схема:
На другом берегу реки после недолгих поисков нашему взору открывается вторая площадка. Именно здесь должна была строиться станция метро А, куда поезд с пассажирами должен был прибывать по метромосту с действующей станции Д
Днём на территории с копром присутствуют люди, что обеспечивает хоть какую-то охраняемость, поэтому в отличие от первой площадки здесь отсутствуют граффити
Внизу у руддвора стройный состав вагонеток когда-то был готов отправиться к забою за новой партией породы, но так и не отправился
Времена катания на вагонетках тоже давно прошли. Коррозия проела металл насквозь. Вентиляционная система обрушена по той же причине
Выработки уводят нас всё дальше от ствола в сторону станции и основной трассы тоннелей
Деревянные составляющие под сводом потолка сгнили окончательно
Постепенно выработки становятся всё выше, как-будто в предвкушении чего-то грандиозного
В этом месте заканчиваются технические ходки и начинается тоннель для поезда. К сожалению, его протяжённость невелика. В конце пути нас ожидает вагонетка и забой
Лучшим местом на всей стройплощадке стал недостроенный эскалатор - единственное, что досталось потомкам от станции А. Внизу можно увидеть людей для масштаба, а прямо за спиной фотографа находится бетонная стена. Ещё несколько лет назад её не было, и любой желающий мог выйти на поверхность. Сегодня выход забетонирован, сверху проложена четырёхполосная автомобильная дорога
Схема площадки №2:
Третья площадка преподносит посетителям сюрпризы. Во-первых, на закрытой территории с копром расположена мелкая производственная база, что подразумевает некоторую охраняемость. Хотя всё выглядит действующим, люди там ни разу замечены не были. Во-вторых, как и на второй площадке, возможность спуститься вниз здесь только одна - через сам копёр. Ущелье осталось между первой и второй площадкой и никаких выходов на склоны реки здесь уже нет. Осложнения ждали нас примерно на середине спуска вниз по стволу. Лестница проржавела настолько, что осыпалась под ногами и дальнейшее продвижение становилось опасным для жизни
Не желая рисковать здоровьем, прыгая по балкам, выбор был сделан в пользу самого надёжного варианта. И на дно ствола опустилась верёвка
Зумпф ствола был закрыт деревянным настилом. Как выяснилось опытным путём, настил конечно же сгнил, а наступивший на него abv провалился вниз. Видео by kmef
Благо, лететь там всего полтора метра, да и отцепиться от верья он ещё не успел, отделавшись лёгким испугом
Внизу мы ожидали увидеть большую затопленную зону, ведь все лестницы сгнили, однако везде было сухо. Очевидно, лестница гниёт из-за атмосферных осадков, попадающих в ствол
Путь в данном случае только один, никаких развилок нет
Подходняк постепенно уходит всё правее и правее, где его состояние резко ухудшается всё из-за тех же сгнивших за 25 лет деревянных конструкций на стенах и потолке. Забутовка в данном случае по каким-то причинам не была сделана
По окончании этого живописного ходка мы наконец попадаем в самые настоящие тоннели метро. Тоннели идут, как и положено, параллельно друг другу. Оба пройдены в сторону площадки №2 и ни на шаг не пройдены в сторону площадки №4. В её направлении вы можете видеть глухую породу
Правый тоннель оказался гораздо длиннее левого
Сам тоннель пуст и однообразен. Пройдя по нему довольно солидное расстояние, я уже было заскучал, пока впереди не показалось нечто новенькое
Это был старый тоннельный укладчик ТУ-1Гп, являвшийся головной машиной проходческого комплекса КМ-14
Позже оказалось, что в это же время в более коротком параллельном тоннеле мои спутники уже нашли и фотографировали точно такой же
Оба укладчика идентичны, и обладают механизмом шагающего хода, таким образом перемещаясь по тоннелю
Главный рычаг машины приводился в действие гидравлическим приводом и поочерёдно размещал на стенах элементы обделки
Конечно, перед нами предстали ржавые скелеты. Их демонтаж и подъём наружу был бессмысленным и трудоёмким, а главное, надежда на восстановление работ до последнего не покидала метростроевцев
Вот так укладчики стоят здесь уже четверть века, "уперли лбы в забой"
А нам пришла пора жумарить 36 метров по стволу наверх
И находясь внизу, и по ходу подъёма, мы из раза в раз убеждались в ненадёжности лестниц в стволе. Они буквально сыпались под ногами, не давая надежд на подъём традиционными способами
Поскольку внизу были найдены следы людей, датированные 2017 годом, появляется вопрос: господа, если вы это читаете, вы спускались так же по верью или доверились лестницам?
Схема площадки №3:
Последняя площадка стала самой неоднозначной. Здесь велось строительство станции метро Н. Она должна была стать новой конечной станцией всей ветки. Попадание внутрь было сопряжено с трудностями нового типа. Как и на второй площадке, копёр стоял на территории производственной базы, но здесь это было полностью действующее СМУ с людьми, оборудованием, складами и всеми вытекающими последствиями. Хоть эта охрана и была лучшей среди всех площадок, по большому счёту это вообще не охрана
Попасть в копёр было мало. Чтобы добраться до люка вниз, в ствол, пришлось отодвигать множество металлических предметов вплоть до массивных, напоминающих головку блока цилиндров двигателя Камаза.
Лестница вниз оказалась целой, но жутко замусоренной. Какое-то время сюда точно сваливали бытовые отходы вместо того чтобы везти их на свалку
Надеясь дойти до станции Н, мы быстро миновали руддвор и уверенной поступью двинулись по выработкам
Уже очень скоро выяснилось, что затея это бесполезная. Впереди нас ждал самый обычный забой
Четвёртая площадка оказалась самой маленькой и скучной, однако единственной, где не было обнаружено следов предшественников. Ни на какую станцию здесь не было ни намёка
Причиной этому наибольшее отдаление от действующего метро. Работы на этом участке стартовали позже остальных и закончились, не успев начаться
Схема площадки №4 + планировавшаяся односводчатая станция Н в разрезе:
Последней загадкой метростроя была пятая площадка. Информационные первоисточники без сомнений указывали на наличие пяти шахтных стволов, но найти пятый никак не удавалось. Долгое время считалось, что забутованные тоннели в километре от второй площадки являются частью системы метростроя
Это порождало много вопросов и теорий о причинах безумного поворота трассировки. Ответ оказался прост и очевиден: эти забутованные тоннели никогда не имели отношения к метрострою, а их создание началось как проект необычного ресторана задолго до проведения метрополитена в эти районы города. Ещётри года пять лет назад здесь находились бетонные постройки, образующие порталы, но во второй половине 2015 они были снесены. Теперь стена стала частью склона реки
Что касается пятого ствола, который так активно искали, то найти его было почти нереальной задачей. Когда строителям стало очевидно, что стройка окончательно заморожена, пройденный лишь на 20 метров вглубь ствол было решено засыпать и сровнять с землёй. Территория, на которой он находится, до сих пор принадлежит метрострою и при необходимости ствол может быть использован. Но отличить эту территорию от обычного пустыря по внешним признакам, не зная, что именно тут расположен ствол, невозможно
Незаурядная схема площадки №5:
Такими предстали перед нами все старые стройплощадки метрополитена в 2018 году. У четырёх их них, за исключением первой, имеется реальная перспектива быть заброшенными навсегда. На сегодняшний день почти утверждён окончательный проект оживления строительства, согласно которому трассировка пойдёт совершенно иным путём. Пока городские власти определяются с инвесторами, а в верхах не утихают дискуссии о маршруте ветки, деревянные перекрытия окончательно сгниют, а пульт поверхностного стволового порастёт ещё более толстым слоем пыли
Возможно в обозримом будущем за этими воротами будет красоваться новенькая вентиляционная шахта, но сегодня это лишь одна из главных локаций для беззаботного времяпрепровождения местных городских исследователей
Окончательное выполнение плана десятой пятилетки было ознаменовано торжественным событием - открытием первой очереди нового метрополитена. Длившийся 9 лет титанический труд проектировщиков, гидротехников и метростроевцев наконец был завершён, и городские улицы вздохнули свободно. Мало кто тогда представлял себе, что до конца существования нерушимого союза оставались считанные годы, и далеко не всем задумкам по развитию нового метрополитена суждено сбыться.
Легендарные девяностые навсегда захлопнули окно возможностей последних ударников коммунистического труда, но проекты путевого развития уже успели сойти с бумаги. Среди жилых домов, под асфальтом в толще породы, будущим поколениям достался расчленённый и застывший в забвении, но самый настоящий памятник советского метростроения
Первая очередь была успешно сдана, теперь центр города обеспечен новым элементом транспортной инфраструктуры, разгрузившим милионник. Отряды метростроя уже трудились над продлением ветки в южную промышленную часть города, когда в проектном институте активизировались разговоры о продлении и на север.
Решение о строительстве было верным. На севере уже находились новые районы с бурно растущим населением, активно велась жилая застройка. Ситуация осложнялась особым фактором: центр города и новые районы разделяла река. Это не только приводило к регулярным транспортным затруднениям на нескольких автомобильных мостах, соединяющих части города, но и ставило перед строителями задачу по сооружению метромоста.
Площадка №1 была создана на том же берегу, что и ближайшая действующая станция метро Д. Здесь шло строительство тоннелей от оборотных тупиков до берега реки, где должен был начинаться метромост
Площадка №1
Близость к действующему метро двояко сказалась на состоянии тоннелей стройплощадки №1. С одной стороны, только здесь они полностью пройдены, и система подземных выработок является наиболее разветвлённой. С другой, из-за своей разветвлённости и гейта с действующим метро она представляет наибольший интерес для всевозможных исследователей подземелий, графитчиков и зевак. Добраться до неё от ближайшей действующей станции легче, чем до любой другой площадки, ведь все остальные находятся на противоположной стороне реки. По всем этим причинам именно здесь наибольший трафик посетителей, тэги на стенах и даже возможность кого-нибудь встретить. Масло в огонь подливает полное отсутствие охраны
Первое, что встречает нас на территории - надшахтный горный комплекс
С глубины сюда поднимались вагонетки с породой
При помощи площадки на тросовой тяге вагонетки перемещались в опрокид, под которым на уровне земли уже ждала грузовая машина
Рабочее место рукоятчицы
Тельферная эстакада для спуска вниз элементов обделки тоннеля
Рядом с копром традиционно расположено здание подъёмной установки
Пыль завораживающе кружится в лучах солнца, пробивающихся к подъёмной машине
Так сегодня выглядит место машиниста за пультом управления
Пришло время спуститься за нулевой горизонт
Солнечный день сменяется влажностью и прохладой, шахтный ствол уходит на десятки метров вглубь горной породы
Внизу тишина. Сверху из города доносятся только резкие или звонкие звуки, наподобие постоянно сигналящих в пробке водителей
Руддвор
У шахтного двора стоят остатки старого электровоза, доставлявшего сюда вагонетки со скальной породой
В силу особенностей грунта при строительстве этого метрополитена активно использовались буровзрывные работы. Лишь на южных направлениях строителям удалось использовать проходческий щит, где в условиях равнины отсутствовала скальная порода. В итоге там тоннели были достроены и сданы
Здесь, на севере, строителям приходилось бурить перфораторами серию шпуров, в которые закладывались заряды со взрывчатым веществом. Их одновременный взрыв обеспечивал отрыв от скального массива большого количества породы
В сильно разрушенных породах, насыщенных водой, проходка велась при помощи отбойных молотков
Как известно, метрополитен выполняет не только транспортную функцию. Зачастую на него возлагаются задачи по гражданской обороне. Поэтому согласно предписаниям проектировщиков, в стороне от тоннелей для поездов метростроевцы начали создавать две объёмные камеры
Обе они предназначались для размещения ТЭСОРПГА - тепловой электростанции обеспечения резервного питания генераторно-аккумуляторной
Пройдя по выработкам около сотни метров в другую сторону, можно упереться в два забоя, которые должны были стать началом схожего с ТЭСОРПГА по размерам спецобъекта - ФВУ
Шахтные стволы строились в стороне от основной трассировки
С тоннелями их соединяли специальными подходными горными выработками. Двигаясь по ним, можно попасть как к недостроенным спецобъектам, так и в тоннели метро
В этих выработках выделывались небольшие помещения, в которых располагались склады взрывчатых веществ, зарядные для аккумуляторов, насосы, вентиляционные установки и другое оборудование. Далеко не все эти помещения достроены
Арочная крепь осталась сложена на полу
В этом месте начинаются два полноразмерных тоннеля для поездов. Одной стороной они упираются в реку, а другой в действующее метро
По свидетельствам самих метростроевцев, из-за глубокого заложения и особенностей породы вместо чугунных тюбингов преимущественно использовались железобетонные блоки с металлоизоляцией
Однако традиционные чугунные местами тоже встречаются
Повезло, что в данной местности существует одна экономическая особенность - никто не спиливает и не собирает чёрные металлы. Как следствие, все металлоконструкции вот уже 25 лет подвергаются коррозии на своих местах
Пройдя около двух сотен метров в сторону действующего метро, мы наконец видим тупик в конце тоннеля
Именно эта точка стала самой популярной среди посетителей. Следы присутствия человекообразных налицо - мусор и наскальная живопись. Это место даже обустроено для людей, облизывающихся на действующее метро. При помощи лестниц и вышки-туры любой желающий получает доступ к небольшим щелям
За бетонной стеной начинаются оборотные тупики. Стена изобилует следами от ныне замурованных залазов. Через щель в этой стене можно вдохнуть чудесный запах метрополитена, почувствовать характерные потоки воздуха и узреть датчик движения
Ствол является не единственным входом в подземную систему первой площадки. Если пойти по основным тоннелям в обратную от действующего метро сторону, то можно попасть к визитной карточке всего объекта - двум круглым порталам на берегу реки
Ровно в ста метрах от порталов установлена первая и единственная опора для несуществующего метромоста через ущелье
Когда-то оба портала были надёжно заварены листами железа, но сегодня в них имеются залазы и дичайший трафик внутрь больше никого не беспокоит
Здесь и заканчивается площадка №1
А так должен был выглядеть метромост. Эскиз неизвестного художника
Схема:
Площадка №2
На другом берегу реки после недолгих поисков нашему взору открывается вторая площадка. Именно здесь должна была строиться станция метро А, куда поезд с пассажирами должен был прибывать по метромосту с действующей станции Д
Днём на территории с копром присутствуют люди, что обеспечивает хоть какую-то охраняемость, поэтому в отличие от первой площадки здесь отсутствуют граффити
Внизу у руддвора стройный состав вагонеток когда-то был готов отправиться к забою за новой партией породы, но так и не отправился
Времена катания на вагонетках тоже давно прошли. Коррозия проела металл насквозь. Вентиляционная система обрушена по той же причине
Выработки уводят нас всё дальше от ствола в сторону станции и основной трассы тоннелей
Деревянные составляющие под сводом потолка сгнили окончательно
Постепенно выработки становятся всё выше, как-будто в предвкушении чего-то грандиозного
В этом месте заканчиваются технические ходки и начинается тоннель для поезда. К сожалению, его протяжённость невелика. В конце пути нас ожидает вагонетка и забой
Лучшим местом на всей стройплощадке стал недостроенный эскалатор - единственное, что досталось потомкам от станции А. Внизу можно увидеть людей для масштаба, а прямо за спиной фотографа находится бетонная стена. Ещё несколько лет назад её не было, и любой желающий мог выйти на поверхность. Сегодня выход забетонирован, сверху проложена четырёхполосная автомобильная дорога
Схема площадки №2:
Площадка №3
Третья площадка преподносит посетителям сюрпризы. Во-первых, на закрытой территории с копром расположена мелкая производственная база, что подразумевает некоторую охраняемость. Хотя всё выглядит действующим, люди там ни разу замечены не были. Во-вторых, как и на второй площадке, возможность спуститься вниз здесь только одна - через сам копёр. Ущелье осталось между первой и второй площадкой и никаких выходов на склоны реки здесь уже нет. Осложнения ждали нас примерно на середине спуска вниз по стволу. Лестница проржавела настолько, что осыпалась под ногами и дальнейшее продвижение становилось опасным для жизни
Не желая рисковать здоровьем, прыгая по балкам, выбор был сделан в пользу самого надёжного варианта. И на дно ствола опустилась верёвка
Зумпф ствола был закрыт деревянным настилом. Как выяснилось опытным путём, настил конечно же сгнил, а наступивший на него abv провалился вниз. Видео by kmef
Благо, лететь там всего полтора метра, да и отцепиться от верья он ещё не успел, отделавшись лёгким испугом
Внизу мы ожидали увидеть большую затопленную зону, ведь все лестницы сгнили, однако везде было сухо. Очевидно, лестница гниёт из-за атмосферных осадков, попадающих в ствол
Путь в данном случае только один, никаких развилок нет
Подходняк постепенно уходит всё правее и правее, где его состояние резко ухудшается всё из-за тех же сгнивших за 25 лет деревянных конструкций на стенах и потолке. Забутовка в данном случае по каким-то причинам не была сделана
По окончании этого живописного ходка мы наконец попадаем в самые настоящие тоннели метро. Тоннели идут, как и положено, параллельно друг другу. Оба пройдены в сторону площадки №2 и ни на шаг не пройдены в сторону площадки №4. В её направлении вы можете видеть глухую породу
Правый тоннель оказался гораздо длиннее левого
Сам тоннель пуст и однообразен. Пройдя по нему довольно солидное расстояние, я уже было заскучал, пока впереди не показалось нечто новенькое
Это был старый тоннельный укладчик ТУ-1Гп, являвшийся головной машиной проходческого комплекса КМ-14
Позже оказалось, что в это же время в более коротком параллельном тоннеле мои спутники уже нашли и фотографировали точно такой же
Оба укладчика идентичны, и обладают механизмом шагающего хода, таким образом перемещаясь по тоннелю
Главный рычаг машины приводился в действие гидравлическим приводом и поочерёдно размещал на стенах элементы обделки
Конечно, перед нами предстали ржавые скелеты. Их демонтаж и подъём наружу был бессмысленным и трудоёмким, а главное, надежда на восстановление работ до последнего не покидала метростроевцев
Вот так укладчики стоят здесь уже четверть века, "уперли лбы в забой"
А нам пришла пора жумарить 36 метров по стволу наверх
И находясь внизу, и по ходу подъёма, мы из раза в раз убеждались в ненадёжности лестниц в стволе. Они буквально сыпались под ногами, не давая надежд на подъём традиционными способами
Поскольку внизу были найдены следы людей, датированные 2017 годом, появляется вопрос: господа, если вы это читаете, вы спускались так же по верью или доверились лестницам?
Схема площадки №3:
Площадка №4
Последняя площадка стала самой неоднозначной. Здесь велось строительство станции метро Н. Она должна была стать новой конечной станцией всей ветки. Попадание внутрь было сопряжено с трудностями нового типа. Как и на второй площадке, копёр стоял на территории производственной базы, но здесь это было полностью действующее СМУ с людьми, оборудованием, складами и всеми вытекающими последствиями. Хоть эта охрана и была лучшей среди всех площадок, по большому счёту это вообще не охрана
Попасть в копёр было мало. Чтобы добраться до люка вниз, в ствол, пришлось отодвигать множество металлических предметов вплоть до массивных, напоминающих головку блока цилиндров двигателя Камаза.
Лестница вниз оказалась целой, но жутко замусоренной. Какое-то время сюда точно сваливали бытовые отходы вместо того чтобы везти их на свалку
Надеясь дойти до станции Н, мы быстро миновали руддвор и уверенной поступью двинулись по выработкам
Уже очень скоро выяснилось, что затея это бесполезная. Впереди нас ждал самый обычный забой
Четвёртая площадка оказалась самой маленькой и скучной, однако единственной, где не было обнаружено следов предшественников. Ни на какую станцию здесь не было ни намёка
Причиной этому наибольшее отдаление от действующего метро. Работы на этом участке стартовали позже остальных и закончились, не успев начаться
Схема площадки №4 + планировавшаяся односводчатая станция Н в разрезе:
Площадка №5
Последней загадкой метростроя была пятая площадка. Информационные первоисточники без сомнений указывали на наличие пяти шахтных стволов, но найти пятый никак не удавалось. Долгое время считалось, что забутованные тоннели в километре от второй площадки являются частью системы метростроя
Это порождало много вопросов и теорий о причинах безумного поворота трассировки. Ответ оказался прост и очевиден: эти забутованные тоннели никогда не имели отношения к метрострою, а их создание началось как проект необычного ресторана задолго до проведения метрополитена в эти районы города. Ещё
Что касается пятого ствола, который так активно искали, то найти его было почти нереальной задачей. Когда строителям стало очевидно, что стройка окончательно заморожена, пройденный лишь на 20 метров вглубь ствол было решено засыпать и сровнять с землёй. Территория, на которой он находится, до сих пор принадлежит метрострою и при необходимости ствол может быть использован. Но отличить эту территорию от обычного пустыря по внешним признакам, не зная, что именно тут расположен ствол, невозможно
Незаурядная схема площадки №5:
Такими предстали перед нами все старые стройплощадки метрополитена в 2018 году. У четырёх их них, за исключением первой, имеется реальная перспектива быть заброшенными навсегда. На сегодняшний день почти утверждён окончательный проект оживления строительства, согласно которому трассировка пойдёт совершенно иным путём. Пока городские власти определяются с инвесторами, а в верхах не утихают дискуссии о маршруте ветки, деревянные перекрытия окончательно сгниют, а пульт поверхностного стволового порастёт ещё более толстым слоем пыли
Возможно в обозримом будущем за этими воротами будет красоваться новенькая вентиляционная шахта, но сегодня это лишь одна из главных локаций для беззаботного времяпрепровождения местных городских исследователей
- недострой,
- метро,
- метрострой,
- шахта,
- ствол,
Король Испании HuanCarlos
написал 17 июля 2020 в 16:37
а чего к объекту не привязали? можно подумать по уличным фоткам никто не поймет что это за город :)
+3
Ссылка
| 3 отв.
Полночь Moonshine
написал 17 июля 2020 в 16:51
[исправлен через 3 минуты]
Король Испании HuanCarlos
написал 17 июля 2020 в 19:53
Полночь Moonshine
написал 17 июля 2020 в 20:28
Александр Росатый TC72
написал 17 июля 2020 в 22:11
Очень здорово, целостно и подробно!
+10
Ссылка
| 1 отв.
Полночь Moonshine
написал 18 июля 2020 в 16:38
Lana Sator Lana
написала 18 июля 2020 в 11:57
Какой вкрадчивый и целостный подход :)
+10
Ссылка
| 1 отв.
Полночь Moonshine
написал 18 июля 2020 в 16:40
Hrant Harutyunyan Grant2012
написал 20 июля 2020 в 16:37
Времена катания на вагонетках тоже давно прошли. Коррозия проела металл насквозь.Не прошли! Вагонетки на площадке N2 вполне катабельные :)
0
Ссылка
| 1 отв.
Полночь Moonshine
написал 23 июля 2020 в 07:31
Andrey Версаль shuratrash
написал 21 июля 2020 в 13:19
Очень полный и информативный отчет! Сейчас жалею, что обошел 3-ю площадку стороной :(
0
Ссылка
| 2 отв.
Полночь Moonshine
написал 23 июля 2020 в 07:36
Только жители сайта могут оставлять комментарии.