23 декабря 1913 года совершил свой первый полёт самолёт-бомбардировщик Илья Муромец, вписав тем самым новую главу в историю покорения неба - Дальнюю авиацию. По этому поводу предлагаю совершить небольшую прогулку по Рязанскому военному гарнизону Дягилево, и в частности посетить 43-й Центр боевого применения и переучивания Дальней авиации.
Собственно, сам виновник торжества - Илья Муромец в полный рост, в одном из ангаров Музея ЦМ ВВС:
На момент первого полёта Илья Муромец был самым большим в мире самолётом, а также впоследствии стал и первым в мире пассажирским самолётом: Сикорский впервые взял в полёт не только экипаж, но и пассажиров. На борту «Ильи Муромца» разместились 16 человек и пёс по кличке Шкалик – обитатель аэродрома. Впервые в истории авиации самолёт был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом.
Также данный самолёт установил несколько мировых рекордов – высоты, грузоподъёмности и продолжительности полета, а ещё Сикорский совершил на нём первый перелёт Петербург-Киев, сделав всего одну посадку для дозаправки.
Представленный на фото единственный полноразмерный экземпляр на самом деле самолётом не является: его сделали в натуральную величину по заказу киностудии "Мосфильм" для съёмок фильма "Поэма о крыльях". Макет оснащён Чешскими двигателями, способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.
***
Переносимся в Рязань. У въезда в гарнизон стоит многоцелевой тяжёлый самолёт Ту-16, который установили в честь 50-тилетия Центра боевой подготовки:
Сквер во славу авиации:
Чуть поодаль установлен памятник генерал-лейтенанту авиации и Герою Советского Союза Александру Васильевичу Белякову - советскому авиационному штурману, флаг-штурману ВВС РККА, участнику рекордных авиационных перелётов в 1930-е годы и Великой Отечественной войны:
Продолжаем движение к воинской части:
Вот и КПП. Как легально попасть на объект? Всего лишь притвориться толпой заинтересованных туристов:
За проходной нас встречают двое хранителей и проводят к первой части экспозиции, посвященной истории Дальней авиации:
Представлены как и ключевые лица Дальней авиации:
Так и различная техника:
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3:
Обратите внимание на прикрепленные к крыльям более лёгкие самолёты: это проект "Звено", основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. :
Мачта вероятнее всего является приводным радиомаяком
Хранители - бывшие офицеры-военнослужащие, вследствие чего могут поддержать абсолютно любой разговор на авиационную тему, попутно ещё и рассказав десятки увлекательных историй:
Ладно, с историей ознакомились, пора зайти и на аэродром:
Начнём с Туполева. Ту-22ПД - Советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции КБ Туполева.
Модификация ПД - постановщик помех. В грузоотсек устанавливался контейнер П-2 с аппаратурой РЭБ и два автомата сброса диполей АПП-22. Самолёты неоднократно модернизировались:литеру «Д» добавляли самолётам с установленной штангой дозаправки.
Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.
Данный борт (б/н 51 Красный) эксплуатировался в 3 АЭ 203 ТБАП, использовался в Афганистане. В марте 1993 г. при перегоне на базу разделки совершил аварийную посадку в Дягилеве по отказу двигателя; остался там, в начале 00-х передан в Музей Дальней Авиации.
Фугасные авиабомбы ФАБ-1500 (слева) и ФАБ-3000 М-54 1954 модельного года. Общая масса 1,5 и 3 тонны, снаряжаются тротилом:
Ту22М. несмотря на сходное обозначение, является отдельным типом, имеющим мало общего с Ту-22.
Объясняется такое название тем, что разрабатывался Ту-22М при Хрущёве (который практически запретил конструирование новых самолётов, сделав ставку на ракетное оружие): назвав новую машину «модернизацией» уже выпускаемой, Туполев получил финансирование на её создание.
Самолёт Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен «холодной войны», благодаря чему даже сейчас значительное количество доступной информации по этому самолёту не соответствует действительности.
В Дягилево установлена вторая модификация М2 (б/н 42 Красный), для которой была проведена работа по улучшению ЛТХ, боевых возможностей самолёта и его надёжности. Также велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолёта (особенно в полётах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника).
Прототип Ту22М4. Произведена модернизация с установкой новых двигателей НК-32 (от Ту-160) и с изменением воздухозаборников двигателей. Также проведена модернизация бортового радиоэлектронного оборудования.
Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.Ту16:
Правее от самолёта - авиабомбы ФАБ-5000 М-54 и ФАБ-9000 М-54, под крыльями - крылатые ракеты КСР-2 с фугасными или ядерными зарядами.
Бортовой номер 04 Красный, модификация СПС - самолёт радиоэлектронной борьбы, один из первых самолётов этого типа в СССР.
На борту установлены станции постановки электронных помех СПС-1 и СПС-2, а в грузовом отсеке - дополнительная кабина спецоператора (экипаж составлял 7 человек). Выпускался с 1955 года, построено 42 самолёта.
Мясищев М4 - первая серийная базовая модель семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков разработки ОКБ Мясищева.
Модификация М4-2 - топливозаправщик.
В настоящее время сохранилось всего два экземпляра данного самолёта.
Стратегический ракетоносец Ту-95К:
Модификация К - носитель сверхзвуковой крылатой ракеты Х-20, входящих в комплекс К-20. Три самолёта переоборудовано из Ту-95, 47 построено новых. В производстве
с 1956 по 1961 год.
Под фюзеляжем, собственно, сама ракета:
Х-20 - Советская сверхзвуковая крылатая ракета большой дальности воздушного базирования ракетного комплекса К-20 («Комета-20»). Оснащалась ядерной боевой частью.Предназначалась для поражения наземных или надводных площадных целей. Х-20М на данных фото - вариант с усовершенствованной термоядерной БЧ, принятый в результате на вооружение вместо Х-20.
В настоящее время самолёт является носителем новейших крылатых ракет X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО.
Общее количество разработанных вариантов самолёта , включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500.
Ту95 - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.
Ту95 установил мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов - за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
Чуть в стороне стоит ВМ-Т Атлант - тяжёлый транспортный самолёт опытного конструкторского бюро (ОКБ) Мясищева. Всего было построено три самолёта. Атлант применялся для транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов.
На обоих «Атлантах» в 1980-х годах совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран». За специфический внешний вид - присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине - ВМ-Т получил название «летающая
бочка». Экземпляр в Дягилево (б/н RA-01402) - полностью в рабочем состоянии, и после расконсервации готов совершать полёты.
Правее стоит шеренга из нескольких АН-26:
На базе Ан-26 создано множество модификаций, на данных фото кажется самолёты
фоторазведки:
Также на аэродроме базируется эскадра танкеров-топливозаправщиков ИЛ-78:
ИЛ-78 создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. Оборудован системой заправки в воздухе типа «шланг-конус». В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России.
Ещё к аэродрому прилегают площадки 360-й авиационного ремонтного завода:
Основной деятельностью завода является ремонт самолётов Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ил-76 всех модификаций, Ил-78(М).
Завод выполняет работы по ремонту, техобслуживанию, диагностике технического состояния, покраске авиационной техники, а также поверке контрольно-проверочной аппаратуры и общевойсковых средств измерения.
Ну вот и всё, пора выдвигаться к выходу:
После такой длинной и насыщенной экскурсии устраиваем привал с перекусом, и затем отправляемся бороздить Рязанские просторы. Бонусом добавлю ниже немного Рязанской сельской пасторали.
На этом всё, спасибо за внимание!