Крылатый флот улетел
Обзор уцелевших дебаркадеров, а также главных экспонатов Зелёного острова - Ракеты и Метеора, которые находятся на одной из баз. Вспомним историю и посмотрим на судна с подводными крыльями изнутри.
Пересматривая советские фильмы о Ростове-на-Дону, моё внимание привлек водный транспорт, который бороздил наши речные просторы. Например, Ракеты и Метеоры, которые видел и раньше, но особо не зацикливался на них. И тут вспомнились истории, что несколько уцелевших экземпляров до сих пор находятся на Зелёном острове. Давно я не был в тех краях, пожалуй, надо прогуляться и попробовать отыскать эти отголоски из прошлого, заодно посмотреть на другие исчезающие виды сооружений, так называемые дебаркадеры.
Первым делом отправились на поиски плавучей пристани, которая расположена на одной из немногочисленных уцелевших баз острова. Как ни странно, но дверь была открыта, а на территории царила тишина. Решили пройти и узнать, есть ли тут кто, заодно пообщаться с местными старожилами, которые, глядишь, да расскажут что-то интересное.
База была полностью пуста, даже казалось, что заброшена, но тут стали замечать людей, которые, похоже, занимались тем же, чем и мы - гуляли и фотографировали всё подряд. Но как мне кажется, наверняка не все узнали вот этот интересный агрегат:
БАВ-485 - плавающий грузовик или самоходный паром, как его называют. Предназначался для преодоления водной преграды типа рек и высадки морского десанта с десантных кораблей с десантом либо техникой. Вообще, это практически полная копия автомобиля DUKW-353 разработанного для американской армии в 1941 году, только имел агрегаты советского ЗиС.
Сконструирован под руководством достаточно известного Виталия Грачева, до войны создавшего первый советский полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61, созданный на базе ГАЗ-М1, в дальнейшем под его руководством сделали ГАЗ-64, ГАЗ-67Б.
В дальнейшем Грачев стал главным конструктором СКБ завода ЗиС, где разрабатывали такие автомобили, например, как ЗиЛ-157. Если кому интересно - есть небольшой фильм об этом конструкторе (хоть и с клюквой про советское время): https://vk.com/video848976_100539880
Решив, что всё-таки надо для начала найти руководство, а затем уже вольно шататься по базе, подошли к главному строению - это и есть дебаркадер.
Услышав голоса с одной из комнат, пошли по звуку и наткнулись на охрану, которая была не только не против нашего присутствия, но ещё и рассказала немного интересных историй. Вдобавок, оказалось, что мужик проработал на заводе, который находится прямо напротив моего дома. Пока беседовали, заодно и отогрелись.
Под конец нашей душевной беседы выяснили, что дебаркадером данное сооружение по сути является, но по факту никогда таковым не было, а лишь служило администрацией базы. Имеется даже небольшой музей, но ключи от него только у директора, поэтому мы пошли гулять по помещениям, которые были в открытом доступе.
Осмотрев всё, а также запечатлев уцелевшие украшения из простых деревяшек, заметили вдалеке табличку, на которой имеется название, кому принадлежала и в каком году основана данная база.
По рассказам охраны, в тёплый период здесь много отдыхающих, но из серии - приехать на один день. Домиков для проживания либо не осталось, либо они превращены в своеобразные сараи или вовсе брошены. Денег на содержание территории почти не выделяется и территория понемногу увядает.
Но на удивление, имеется новое футбольное поле, рядом с которым, судя по всему, ещё и волейбольная площадка. Но отправились в ту сторону не для того, что посмотреть на всё это, а чтобы запечатлеть отголоски из прошлого в виде выцветших рисунков:
В принципе, ничего интересного для нас здесь больше нет. Следующая и главная цель - соседняя база, где по некоторой информации расположен Метеор и Ракета. Пока шли в ту сторону, встретили мужичка, который подтвердил, что идём в правильном направлении, заодно предупредил о том, что на входе имеется большая собака. Благо, что когда подошли к главному входу на искомую базу, вдалеке появился человек, которому я кричал и махал рукой, чтоб привлечь его внимание и спросить - как и с кем можно договориться о посещении.
Даже не спросив, кто мы и что хотим, нас пригласили на территорию, сказав, что собака не дотянется до нас и можем не беспокоиться. Я с ходу поведал цель нашего визита, после чего услышал - перед вами владелец этих объектов, подождите немного тут, сейчас приду.
Вопросов в голове появлялось больше, чем ответов, но вскоре ситуация прояснилась, да ещё как! Нашего проводника зовут Сергей Александрович Кузнецов, который является руководителем спортивно-технического клуба «Патриот» - собственно, на территории этого клуба мы и находимся.
История клуба берёт начало 26 ноября 1982 года, когда на стол начальника Ростовского речного университета легло заявление о необходимости организации спортивно-технического клуба, целью которого были дальние спортивные плавания по местам боевой и трудовой славы; агитационные походы, с целью агитации выпускников школ для поступления в университет. Задачами клуба ставились военно-патриотическое воспитание курсантов; воспитание выдержки, смелости, ловкости, самостоятельности, т. е. тех черт характера необходимых командиру флота; также изучали технику управления маломерными судами; проведение спасательных работ на воде и так далее. В период с 1982 по 1991 год была приобретена новая техника, на которой до сих пор и занимаются здесь. За это время был проведён с курсантами училища ряд знаковых мероприятий: в 1985 году в честь 40-летия Победы был осуществлён поход на моторных катерах в город-герой Керчь; в 1989 году команда училища заняла второе командное место на чемпионате СССР, в 1990 году - пять курсантов стали призёрами СССР и выполнили норматив мастеров спорта, а в 1991 году провели последний чемпионат Советского Союза.
За время работы клуба многие выпускники речного училища выросли и стали мастерами спорта. В мае 2002 года спортивно- технический клуб зарегистрирован как некоммерческое образовательное учреждение. Идея его создания была в том, что так как с приходом на рынок дорогой импортной техники оказалось, что нет подготовленных капитанов и судоводителей для пользования ею - и это будет востребовано. Так и случилось, а впоследствии начали заниматься продажей, модернизацией, ремонтом катеров, лодок, моторов. Сейчас "Патриот" относится к числу крупнейших поставщиков водно-моторной техники в Ростове-на-Дону, но основной целью, как заверяет владелец, по-прежнему остается развитие водно-моторного спорта.
Узнав подробней о том, кто нас водит и рассказывает истории, были удивлены такому неожиданному знакомству. После чего отправились к первому объекту - та самая Ракета.
Я ожидал увидеть внутри всё, что угодно, но всё-таки получился сюрприз - в Ракете находится своеобразная штаб-квартира клуба. Небольшой мини-музей, фото, вырезки из статей и памятный альбом с историей.
Альбом, конечно, уникальный. В первую очередь из-за старых фотографий, которых больше нигде не встретишь:
Есть тут и про советский период, есть и про самого владельца, про клуб в целом и так далее.
А здесь ещё целый элеватор можно увидеть на фоне, который в момент нашего визита уже рвали на куски, дабы построить на его месте очередной ЖК.
Думаю, у некоторых вызвал вопрос плакат на первой фотографии внутри Ракеты, где говорится - не важно что происходит, идеология должна быть одна - патриотизм! Вопросы возникли и при виде многочисленных фотографий церквей, крестов, казачьих нарядов, попов, эмблем Единой России и так далее... Я примерно понимал, чем пахнет дело, но цель моей прогулки не знакомство конкретно с этим человеком или общение на подобные темы, а изучение уцелевшей советской техники.
Мужик занимается с молодёжью бесплатно, обучая уже несколько поколений речному делу. Это не может не вызывать уважение, зная, что подобное сейчас мало кому интересно (со слов его жены - за год записывается примерно 5-10 человек от силы). Осмелюсь предположить, что его ход мыслей поменялся с того момента, когда не совсем благополучные 80-е и тем более 90-е, обернулись для него хорошей жизнью - тут я подразумеваю тот факт, что его дела шли вверх.
Затронули и тему рентабельности, услышав, что Ракета, например, жрёт овердохера дизеля и совсем не выгодна - давайте же попробуем вспомнить, что это вообще за техника такая и чего она тут делала на Дону, раз так убыточна.
Итак, несколько десятилетий назад по Дону ходили суда на подводных крыльях. «Ракеты», «Кометы», «Метеоры» и «Восходы» были не только любимыми судами местных жителей, но и наиболее удобным способом попасть в Ростов-на-Дону из Таганрога, Азова, Старочеркасской и Багаевской, а также символом большой страны, достижением ее научно-технического прогресса, своеобразным ноу-хау. Однако, сменились времена, и «летающие» суда стали не нужны. Лет 15 назад водные просторы бороздили два чудом сохранившихся "Восхода", но и они были распроданы - на металл или зарубеж. А ведь "Ракеты", "Метеоры", "Кометы" в свое время были визитной карточкой Ростова-на-Дону.
Современное поколение может узнать об этом только из рассказов родителей - как незабываемо было пролететь по воде на «Комете» или «Метеоре» до Азова или Таганрога. Начало донскому крылатому флоту положила «Ракета-12», которая прибыла в Ростовский порт из горьковского завода «Красное Сормово» осенью 1960 года. 14 октября эта «Ракета» под командованием капитана В.В. Шевцова вышла в первый рейс вверх по Дону до города Константиновска. Крылатые суда сразу обрели невиданную популярность. Они развивали по воде скорость 60 километров в час, в то время как прогулочные или круизные суда шли со скоростью 15 километров в час. Путешествие было очень комфортным. Пассажиры сидели в мягких креслах и любовались прекрасными видами Дона. Многие покупали билеты даже для того, чтобы просто прокатиться на таком судне. Ведь они в то время символизировали технический прогресс Советского Союза.
Одна за другой открывались новые линии: до станиц Старочеркасской, Романовской, до Азова и даже вверх по Северскому Донцу до города Каменск-Шахтинского. Вслед за «Ракетами» на Дону появились более комфортные и скоростные «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Они могли развивать уже 70 километров в час. «Метеоры» открыли навигацию из Ростова до Таганрога. В 1966 году ростовчане впервые увидели элегантные «Кометы», рассчитанные на морское плавание. Эти суда связали Ростов-на-Дону водным сообщением с Ейском, Ждановым (нынешний Мариуполь) и Керчью, расстояние до которой преодолевалось за 12 часов.
С 1976 года был прекращен выпуск «Ракет», их стали заменять на более технически совершенные «Восходы». К середине 80-х годов донской флот на подводных крыльях, приписанный к Ростову-на-Дону, насчитывал 36 теплоходов! Эти суда играли важную роль в транспортной схеме Ростовской области. К примеру, они обеспечивали в период навигации практически сто процентов пассажироперевозок в станицы Багаевскую и Старочеркасскую. Крылатые суда стали применять и на туристических маршрутах по Дону. В частности, большой популярностью пользовался маршрут из Ростова в Волгоград: на Метеоре туристы доплывали до Калача-на-Дону, а оттуда на автобусах их доставляли прямиком к военным мемориалам города-героя.
Распад Советского Союза губительно сказался на состоянии крылатого флота. За границей оказались города Феодосия и Поти, которые выпускали «Метеоры» и «Кометы». Зарубежными стали также порты Керчь и Мариуполь, с которыми Ростов связывали регулярные маршруты по воде. Пассажиропоток, в силу экономических причин, упал в разы.
На базе Волго-Донского речного пароходства, которому принадлежал весь флот, возник ряд акционерных обществ и судоходных компаний, между которыми распределились суда. Большая часть судов на подводных крыльях отошла тогда в ведение компании «Донинтурфлот». Коммерческий подход к пассажироперевозкам по Дону вдруг показал, что «Метеоры» и Кометы» убыточны в эксплуатации. Рост цен на дизельное топливо сделал стоимость билетов не по карману большинству населения, переживавшего в начале 90-х не самые лучшие времена. Крылатые суда стали приспосабливать под новые рыночные условия, но малоуспешно.
Рейсы через Азовское море в украинские порты были отменены в 1991 году. В 1992-м ростовская «Комета» стала перевозить по Черному морю торговцев-челноков между Сочи и турецким городом Трабзон. В 1993-м ростовская «Комета-16» уже перевозила туристов по Средиземному морю между турецкой Аланьей и Кипром. К слову, здесь приходилось выдерживать жесткую конкуренцию с греческими фирмами, которые на таких же «Кометах» советского производства, по дешевке купленных в ельцинской России, тоже боролись за пассажиров. «Комета» показала себя прекрасным судном, поэтому она пользовалась популярностью за рубежом. Отличная управляемость, на борт берет 114 пассажиров при 14 членах экипажа. Спокойно выдерживает волну до двух метров. Даже на нынешний день - это вполне современное судно.
В 00-х в Ростове оставались четыре теплохода «Восход», из которых лишь два были в рабочем состоянии. Одно время они выполняли рейсы в станицу Старочеркасскую. Областные власти (ещё при губернаторе Чубе) обещали оказывать поддержку крылатому флоту, выделяя дотации на приобретение дизельного топлива, но эта мера не смогла сохранить «Восходы». Последний проект, который ростовчане рассчитывали открыть на «Комете-16», это сообщение между городами Мариуполь и Ейск через Азовское море. Но не получилось. Судно к тому времени уже приобрели предприимчивые греки. Новые хозяева прислали в Ростов свой экипаж, чтоб перегнать судно.
Начиная с середины 90-х годов донской флот на подводных крыльях постепенно продавался за рубеж. Греки охотно покупали «Кометы», а китайцы — «Метеоры». Две «Кометы», 8-ю и 13-ю, приобрели даже африканцы из Гвинеи-Бисау, осуществлять местные перевозки. Предназначенные для продажи за границу суда в середине 90-х рядами стояли на территории ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» в районе «ковша» на левом берегу Дона. Им придавали лоск, необходимый для пассажиров в Китае или Африке. К слову, четыре «Метеора», купленных китайцами, дошли только до Новороссийска и затонули на рейде во время жестокого шторма. Две «Кометы» около года проработали в Гвинее-Бисау, но когда суда передали местным экипажам, они быстро затонули: жесткая швартовка при высоком приливе утянула ростовские «Кометы» на африканское дно. Негры оказались плохими моряками и моментально погубили суда.
Кстати, сегодня в Интернете можно найти список «Ракет», бороздивших некогда реки России. В графе «Состояние» напротив того или иного всё чаще значится «судьба не установлена» или «утилизировано».
Сегодня по Дону не ходит ни одно судно такого рода. Такая же печальная ситуация сложилась в целом по стране (за исключением туристических мест и тд). Старый флот уже не годится, новый толком не выпускают (хотя были громкие новости, что возобновят, но пока лишь заявления и несколько выпущенных судов за десятки лет).
Всё это не востребовано судоходными компаниями, и почему пришлись не по душе коммерсантам - вполне понятно. Содержать крылатый флот бизнесменам невыгодно (ради интереса посмотрите стоимость новой Ракеты).
На данный момент в нашем регионе пассажирскими перевозками занимаются четыре предприятия водного транспорта. Эти фирмы занимаются прогулочными и круизными турами. О первых представление имеют многие ростовчане: это часовая прогулка по Дону в черте Ростова под громкую адскую музыку. Эдакая дискотека на палубе. А вот круизы устраиваются хоть и ростовской компанией, но курсируют теплоходы, как ни странно, между Москвой и Санкт-Петербургом. Из-за отсутствия регулярных пассажирских перевозок Ростов лишился и речного вокзала. Он оказался попросту ненужным. Теперь в этом здании офисы, супермаркет и развлекательные заведения. Здесь же связь и с исчезновением тех самых дебаркадеров - они стали не нужны, так как исчез речной транспорт.
В заключении, хотелось бы сказать о целесообразности данного вида транспорта. В качестве негативных факторов приписывают всё, что угодно, лишь бы оправдать их исчезновение. Например, что высокая волна от той же Ракеты размывает берег, убивает рыбу, разносит икру и опять-таки уничтожает рыбу, ну и снова - дорого и не имеет смысла, особенно, что сейчас легче добраться до того или иного места на личном авто. Про первые причины имеется много опровержений от компетентных в этом вопросе людей, а вот про дороги и авто отвечу с уверенностью сам, так как исколесил все наши края вдоль и поперёк. Во-первых, не каждый может позволить себе автомобиль, а во-вторых - наверняка те, кто излагает подобные версии - сам лично не бывал в этих посёлках и станицах. Порой в них и на внедорожнике не доедешь... Про рентабельность и прожорливость - отдельная тема. Да, данный судна жрали много, но цена на топливо было не такой, как сейчас, да и "потери" перекрывали другие, сверхприбыльные предприятия. Короче говоря, была не рентабельность, а цель. Глупо сравнивать и скрещивать две абсолютно противоположные по сути и смыслу экономики (СССР и РФ).
В общем, в 90-х была уничтожена целая отрасль: судна, многие заводы, пристани, дебаркадеры и так далее. Потянули за одну верёвочку и размотали весь клубок.
---
Но вернёмся к прогулке по уцелевшим судам. Ракета осмотрена полностью, пора отправляться к Метеору.
Половина его сейчас представляет своеобразный склад барахла, передняя часть переоборудована под столовую. Здесь мы и остановились, усевшись за стол и проболтав по душам ещё несколько часов. День пролетел незаметно и нам пора было сматывать удочки, тем более, что это был последний день перед тем, как понтонный мост не начнут разбирать и попасть с острова обратно на правый берег будет сложно. Надо поторопиться.
Впопыхах напоследок сделал несколько кругов вокруг Метеора и Ракеты, в очередной раз удивился мощи и красоте этой техники. К сожалению, пройти к дебаркадеру, который расположен на этой же территории уже не было времени, да и хозяин территории сказал, что его лучше не снимать от греха подальше, вспоминая недавний случай поджога одного из них, но уже на Левом берегу Дона. Возможно, что он просто торопился и не хотел задерживаться с нами, подгоняя к выходу. К слову, оказалось, что лет 6 назад данную плавучую пристань уже фотографировал.
Предложив подбросить нас в Ростов, мы уселись в машину и поехали обратно на материк, как выражаются местные старожилы. Ещё одного небольшое, но интересное путешествие подошло к концу.
Пересматривая советские фильмы о Ростове-на-Дону, моё внимание привлек водный транспорт, который бороздил наши речные просторы. Например, Ракеты и Метеоры, которые видел и раньше, но особо не зацикливался на них. И тут вспомнились истории, что несколько уцелевших экземпляров до сих пор находятся на Зелёном острове. Давно я не был в тех краях, пожалуй, надо прогуляться и попробовать отыскать эти отголоски из прошлого, заодно посмотреть на другие исчезающие виды сооружений, так называемые дебаркадеры.
Первым делом отправились на поиски плавучей пристани, которая расположена на одной из немногочисленных уцелевших баз острова. Как ни странно, но дверь была открыта, а на территории царила тишина. Решили пройти и узнать, есть ли тут кто, заодно пообщаться с местными старожилами, которые, глядишь, да расскажут что-то интересное.
База была полностью пуста, даже казалось, что заброшена, но тут стали замечать людей, которые, похоже, занимались тем же, чем и мы - гуляли и фотографировали всё подряд. Но как мне кажется, наверняка не все узнали вот этот интересный агрегат:
БАВ-485 - плавающий грузовик или самоходный паром, как его называют. Предназначался для преодоления водной преграды типа рек и высадки морского десанта с десантных кораблей с десантом либо техникой. Вообще, это практически полная копия автомобиля DUKW-353 разработанного для американской армии в 1941 году, только имел агрегаты советского ЗиС.
Сконструирован под руководством достаточно известного Виталия Грачева, до войны создавшего первый советский полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61, созданный на базе ГАЗ-М1, в дальнейшем под его руководством сделали ГАЗ-64, ГАЗ-67Б.
В дальнейшем Грачев стал главным конструктором СКБ завода ЗиС, где разрабатывали такие автомобили, например, как ЗиЛ-157. Если кому интересно - есть небольшой фильм об этом конструкторе (хоть и с клюквой про советское время): https://vk.com/video848976_100539880
Решив, что всё-таки надо для начала найти руководство, а затем уже вольно шататься по базе, подошли к главному строению - это и есть дебаркадер.
Услышав голоса с одной из комнат, пошли по звуку и наткнулись на охрану, которая была не только не против нашего присутствия, но ещё и рассказала немного интересных историй. Вдобавок, оказалось, что мужик проработал на заводе, который находится прямо напротив моего дома. Пока беседовали, заодно и отогрелись.
Под конец нашей душевной беседы выяснили, что дебаркадером данное сооружение по сути является, но по факту никогда таковым не было, а лишь служило администрацией базы. Имеется даже небольшой музей, но ключи от него только у директора, поэтому мы пошли гулять по помещениям, которые были в открытом доступе.
Осмотрев всё, а также запечатлев уцелевшие украшения из простых деревяшек, заметили вдалеке табличку, на которой имеется название, кому принадлежала и в каком году основана данная база.
По рассказам охраны, в тёплый период здесь много отдыхающих, но из серии - приехать на один день. Домиков для проживания либо не осталось, либо они превращены в своеобразные сараи или вовсе брошены. Денег на содержание территории почти не выделяется и территория понемногу увядает.
Но на удивление, имеется новое футбольное поле, рядом с которым, судя по всему, ещё и волейбольная площадка. Но отправились в ту сторону не для того, что посмотреть на всё это, а чтобы запечатлеть отголоски из прошлого в виде выцветших рисунков:
В принципе, ничего интересного для нас здесь больше нет. Следующая и главная цель - соседняя база, где по некоторой информации расположен Метеор и Ракета. Пока шли в ту сторону, встретили мужичка, который подтвердил, что идём в правильном направлении, заодно предупредил о том, что на входе имеется большая собака. Благо, что когда подошли к главному входу на искомую базу, вдалеке появился человек, которому я кричал и махал рукой, чтоб привлечь его внимание и спросить - как и с кем можно договориться о посещении.
Даже не спросив, кто мы и что хотим, нас пригласили на территорию, сказав, что собака не дотянется до нас и можем не беспокоиться. Я с ходу поведал цель нашего визита, после чего услышал - перед вами владелец этих объектов, подождите немного тут, сейчас приду.
Вопросов в голове появлялось больше, чем ответов, но вскоре ситуация прояснилась, да ещё как! Нашего проводника зовут Сергей Александрович Кузнецов, который является руководителем спортивно-технического клуба «Патриот» - собственно, на территории этого клуба мы и находимся.
История клуба берёт начало 26 ноября 1982 года, когда на стол начальника Ростовского речного университета легло заявление о необходимости организации спортивно-технического клуба, целью которого были дальние спортивные плавания по местам боевой и трудовой славы; агитационные походы, с целью агитации выпускников школ для поступления в университет. Задачами клуба ставились военно-патриотическое воспитание курсантов; воспитание выдержки, смелости, ловкости, самостоятельности, т. е. тех черт характера необходимых командиру флота; также изучали технику управления маломерными судами; проведение спасательных работ на воде и так далее. В период с 1982 по 1991 год была приобретена новая техника, на которой до сих пор и занимаются здесь. За это время был проведён с курсантами училища ряд знаковых мероприятий: в 1985 году в честь 40-летия Победы был осуществлён поход на моторных катерах в город-герой Керчь; в 1989 году команда училища заняла второе командное место на чемпионате СССР, в 1990 году - пять курсантов стали призёрами СССР и выполнили норматив мастеров спорта, а в 1991 году провели последний чемпионат Советского Союза.
За время работы клуба многие выпускники речного училища выросли и стали мастерами спорта. В мае 2002 года спортивно- технический клуб зарегистрирован как некоммерческое образовательное учреждение. Идея его создания была в том, что так как с приходом на рынок дорогой импортной техники оказалось, что нет подготовленных капитанов и судоводителей для пользования ею - и это будет востребовано. Так и случилось, а впоследствии начали заниматься продажей, модернизацией, ремонтом катеров, лодок, моторов. Сейчас "Патриот" относится к числу крупнейших поставщиков водно-моторной техники в Ростове-на-Дону, но основной целью, как заверяет владелец, по-прежнему остается развитие водно-моторного спорта.
Узнав подробней о том, кто нас водит и рассказывает истории, были удивлены такому неожиданному знакомству. После чего отправились к первому объекту - та самая Ракета.
Я ожидал увидеть внутри всё, что угодно, но всё-таки получился сюрприз - в Ракете находится своеобразная штаб-квартира клуба. Небольшой мини-музей, фото, вырезки из статей и памятный альбом с историей.
Альбом, конечно, уникальный. В первую очередь из-за старых фотографий, которых больше нигде не встретишь:
Есть тут и про советский период, есть и про самого владельца, про клуб в целом и так далее.
А здесь ещё целый элеватор можно увидеть на фоне, который в момент нашего визита уже рвали на куски, дабы построить на его месте очередной ЖК.
Думаю, у некоторых вызвал вопрос плакат на первой фотографии внутри Ракеты, где говорится - не важно что происходит, идеология должна быть одна - патриотизм! Вопросы возникли и при виде многочисленных фотографий церквей, крестов, казачьих нарядов, попов, эмблем Единой России и так далее... Я примерно понимал, чем пахнет дело, но цель моей прогулки не знакомство конкретно с этим человеком или общение на подобные темы, а изучение уцелевшей советской техники.
Мужик занимается с молодёжью бесплатно, обучая уже несколько поколений речному делу. Это не может не вызывать уважение, зная, что подобное сейчас мало кому интересно (со слов его жены - за год записывается примерно 5-10 человек от силы). Осмелюсь предположить, что его ход мыслей поменялся с того момента, когда не совсем благополучные 80-е и тем более 90-е, обернулись для него хорошей жизнью - тут я подразумеваю тот факт, что его дела шли вверх.
Затронули и тему рентабельности, услышав, что Ракета, например, жрёт овердохера дизеля и совсем не выгодна - давайте же попробуем вспомнить, что это вообще за техника такая и чего она тут делала на Дону, раз так убыточна.
Итак, несколько десятилетий назад по Дону ходили суда на подводных крыльях. «Ракеты», «Кометы», «Метеоры» и «Восходы» были не только любимыми судами местных жителей, но и наиболее удобным способом попасть в Ростов-на-Дону из Таганрога, Азова, Старочеркасской и Багаевской, а также символом большой страны, достижением ее научно-технического прогресса, своеобразным ноу-хау. Однако, сменились времена, и «летающие» суда стали не нужны. Лет 15 назад водные просторы бороздили два чудом сохранившихся "Восхода", но и они были распроданы - на металл или зарубеж. А ведь "Ракеты", "Метеоры", "Кометы" в свое время были визитной карточкой Ростова-на-Дону.
Современное поколение может узнать об этом только из рассказов родителей - как незабываемо было пролететь по воде на «Комете» или «Метеоре» до Азова или Таганрога. Начало донскому крылатому флоту положила «Ракета-12», которая прибыла в Ростовский порт из горьковского завода «Красное Сормово» осенью 1960 года. 14 октября эта «Ракета» под командованием капитана В.В. Шевцова вышла в первый рейс вверх по Дону до города Константиновска. Крылатые суда сразу обрели невиданную популярность. Они развивали по воде скорость 60 километров в час, в то время как прогулочные или круизные суда шли со скоростью 15 километров в час. Путешествие было очень комфортным. Пассажиры сидели в мягких креслах и любовались прекрасными видами Дона. Многие покупали билеты даже для того, чтобы просто прокатиться на таком судне. Ведь они в то время символизировали технический прогресс Советского Союза.
Одна за другой открывались новые линии: до станиц Старочеркасской, Романовской, до Азова и даже вверх по Северскому Донцу до города Каменск-Шахтинского. Вслед за «Ракетами» на Дону появились более комфортные и скоростные «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Они могли развивать уже 70 километров в час. «Метеоры» открыли навигацию из Ростова до Таганрога. В 1966 году ростовчане впервые увидели элегантные «Кометы», рассчитанные на морское плавание. Эти суда связали Ростов-на-Дону водным сообщением с Ейском, Ждановым (нынешний Мариуполь) и Керчью, расстояние до которой преодолевалось за 12 часов.
С 1976 года был прекращен выпуск «Ракет», их стали заменять на более технически совершенные «Восходы». К середине 80-х годов донской флот на подводных крыльях, приписанный к Ростову-на-Дону, насчитывал 36 теплоходов! Эти суда играли важную роль в транспортной схеме Ростовской области. К примеру, они обеспечивали в период навигации практически сто процентов пассажироперевозок в станицы Багаевскую и Старочеркасскую. Крылатые суда стали применять и на туристических маршрутах по Дону. В частности, большой популярностью пользовался маршрут из Ростова в Волгоград: на Метеоре туристы доплывали до Калача-на-Дону, а оттуда на автобусах их доставляли прямиком к военным мемориалам города-героя.
Распад Советского Союза губительно сказался на состоянии крылатого флота. За границей оказались города Феодосия и Поти, которые выпускали «Метеоры» и «Кометы». Зарубежными стали также порты Керчь и Мариуполь, с которыми Ростов связывали регулярные маршруты по воде. Пассажиропоток, в силу экономических причин, упал в разы.
На базе Волго-Донского речного пароходства, которому принадлежал весь флот, возник ряд акционерных обществ и судоходных компаний, между которыми распределились суда. Большая часть судов на подводных крыльях отошла тогда в ведение компании «Донинтурфлот». Коммерческий подход к пассажироперевозкам по Дону вдруг показал, что «Метеоры» и Кометы» убыточны в эксплуатации. Рост цен на дизельное топливо сделал стоимость билетов не по карману большинству населения, переживавшего в начале 90-х не самые лучшие времена. Крылатые суда стали приспосабливать под новые рыночные условия, но малоуспешно.
Рейсы через Азовское море в украинские порты были отменены в 1991 году. В 1992-м ростовская «Комета» стала перевозить по Черному морю торговцев-челноков между Сочи и турецким городом Трабзон. В 1993-м ростовская «Комета-16» уже перевозила туристов по Средиземному морю между турецкой Аланьей и Кипром. К слову, здесь приходилось выдерживать жесткую конкуренцию с греческими фирмами, которые на таких же «Кометах» советского производства, по дешевке купленных в ельцинской России, тоже боролись за пассажиров. «Комета» показала себя прекрасным судном, поэтому она пользовалась популярностью за рубежом. Отличная управляемость, на борт берет 114 пассажиров при 14 членах экипажа. Спокойно выдерживает волну до двух метров. Даже на нынешний день - это вполне современное судно.
В 00-х в Ростове оставались четыре теплохода «Восход», из которых лишь два были в рабочем состоянии. Одно время они выполняли рейсы в станицу Старочеркасскую. Областные власти (ещё при губернаторе Чубе) обещали оказывать поддержку крылатому флоту, выделяя дотации на приобретение дизельного топлива, но эта мера не смогла сохранить «Восходы». Последний проект, который ростовчане рассчитывали открыть на «Комете-16», это сообщение между городами Мариуполь и Ейск через Азовское море. Но не получилось. Судно к тому времени уже приобрели предприимчивые греки. Новые хозяева прислали в Ростов свой экипаж, чтоб перегнать судно.
Начиная с середины 90-х годов донской флот на подводных крыльях постепенно продавался за рубеж. Греки охотно покупали «Кометы», а китайцы — «Метеоры». Две «Кометы», 8-ю и 13-ю, приобрели даже африканцы из Гвинеи-Бисау, осуществлять местные перевозки. Предназначенные для продажи за границу суда в середине 90-х рядами стояли на территории ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» в районе «ковша» на левом берегу Дона. Им придавали лоск, необходимый для пассажиров в Китае или Африке. К слову, четыре «Метеора», купленных китайцами, дошли только до Новороссийска и затонули на рейде во время жестокого шторма. Две «Кометы» около года проработали в Гвинее-Бисау, но когда суда передали местным экипажам, они быстро затонули: жесткая швартовка при высоком приливе утянула ростовские «Кометы» на африканское дно. Негры оказались плохими моряками и моментально погубили суда.
Кстати, сегодня в Интернете можно найти список «Ракет», бороздивших некогда реки России. В графе «Состояние» напротив того или иного всё чаще значится «судьба не установлена» или «утилизировано».
Сегодня по Дону не ходит ни одно судно такого рода. Такая же печальная ситуация сложилась в целом по стране (за исключением туристических мест и тд). Старый флот уже не годится, новый толком не выпускают (хотя были громкие новости, что возобновят, но пока лишь заявления и несколько выпущенных судов за десятки лет).
Всё это не востребовано судоходными компаниями, и почему пришлись не по душе коммерсантам - вполне понятно. Содержать крылатый флот бизнесменам невыгодно (ради интереса посмотрите стоимость новой Ракеты).
На данный момент в нашем регионе пассажирскими перевозками занимаются четыре предприятия водного транспорта. Эти фирмы занимаются прогулочными и круизными турами. О первых представление имеют многие ростовчане: это часовая прогулка по Дону в черте Ростова под громкую адскую музыку. Эдакая дискотека на палубе. А вот круизы устраиваются хоть и ростовской компанией, но курсируют теплоходы, как ни странно, между Москвой и Санкт-Петербургом. Из-за отсутствия регулярных пассажирских перевозок Ростов лишился и речного вокзала. Он оказался попросту ненужным. Теперь в этом здании офисы, супермаркет и развлекательные заведения. Здесь же связь и с исчезновением тех самых дебаркадеров - они стали не нужны, так как исчез речной транспорт.
В заключении, хотелось бы сказать о целесообразности данного вида транспорта. В качестве негативных факторов приписывают всё, что угодно, лишь бы оправдать их исчезновение. Например, что высокая волна от той же Ракеты размывает берег, убивает рыбу, разносит икру и опять-таки уничтожает рыбу, ну и снова - дорого и не имеет смысла, особенно, что сейчас легче добраться до того или иного места на личном авто. Про первые причины имеется много опровержений от компетентных в этом вопросе людей, а вот про дороги и авто отвечу с уверенностью сам, так как исколесил все наши края вдоль и поперёк. Во-первых, не каждый может позволить себе автомобиль, а во-вторых - наверняка те, кто излагает подобные версии - сам лично не бывал в этих посёлках и станицах. Порой в них и на внедорожнике не доедешь... Про рентабельность и прожорливость - отдельная тема. Да, данный судна жрали много, но цена на топливо было не такой, как сейчас, да и "потери" перекрывали другие, сверхприбыльные предприятия. Короче говоря, была не рентабельность, а цель. Глупо сравнивать и скрещивать две абсолютно противоположные по сути и смыслу экономики (СССР и РФ).
В общем, в 90-х была уничтожена целая отрасль: судна, многие заводы, пристани, дебаркадеры и так далее. Потянули за одну верёвочку и размотали весь клубок.
---
Но вернёмся к прогулке по уцелевшим судам. Ракета осмотрена полностью, пора отправляться к Метеору.
Половина его сейчас представляет своеобразный склад барахла, передняя часть переоборудована под столовую. Здесь мы и остановились, усевшись за стол и проболтав по душам ещё несколько часов. День пролетел незаметно и нам пора было сматывать удочки, тем более, что это был последний день перед тем, как понтонный мост не начнут разбирать и попасть с острова обратно на правый берег будет сложно. Надо поторопиться.
Впопыхах напоследок сделал несколько кругов вокруг Метеора и Ракеты, в очередной раз удивился мощи и красоте этой техники. К сожалению, пройти к дебаркадеру, который расположен на этой же территории уже не было времени, да и хозяин территории сказал, что его лучше не снимать от греха подальше, вспоминая недавний случай поджога одного из них, но уже на Левом берегу Дона. Возможно, что он просто торопился и не хотел задерживаться с нами, подгоняя к выходу. К слову, оказалось, что лет 6 назад данную плавучую пристань уже фотографировал.
Предложив подбросить нас в Ростов, мы уселись в машину и поехали обратно на материк, как выражаются местные старожилы. Ещё одного небольшое, но интересное путешествие подошло к концу.
Dino Lippi DinoLippi
написал 31 марта 2022 в 19:22
[исправлен через 38 секунд]
Годный материал. Люблю СПК.
+8
Ссылка
Только жители сайта могут оставлять комментарии.