Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Drol
Болотный Кот написал 12 января 2023 в 02:49 [изменен через 7 минут] [ Назад ]

Тоннель Сталина/Ленина

ImageМяу. Подземный туризм на Кузбассе сегодня будет.
Буду рассказывать про 540-метровый транспортно-пешеходный тоннель Сталина Ленина 1930-х годов под Кузнецким Металлургическим Комбинатом, который мы случайно посетили пока что-то там делали в Новокузнецке.

Фотки мои и моего бро Сухого. Он тоже красивый кстати.
ImageНо если я не буду вас снова образовывать, то это буду не я, так что первым делом умность:

В конце 1920-х гг. в рамках программы индустриализации на другом берегу реки Томь от г. Кузнецк было решено построить мощное металлургическое производство, чтобы было красиво и коптило.

Выше будущей строительной площадки на склоне Старцевой горы с 1927 г. стали появляться первые деревянные жилые дома будущего рабочего городка инженерно-технических работников, иностранных специалистов и руководителей, впоследствии получившего название Верхняя колония, но никакого отношения к заключённым это название не имеет. (а то некоторые любители красных москвичей и манометров при таких словах наверняка уже собрались забрызгать ГУЛАГ-ом монитор и судорожно настучать сжатыми кулачками по клавиатуре о "кровавом совке").

А в январе 1929 г. Советом труда и обороны, и Совнаркомом, были внесены постановления о строительстве Кузнецкого металлургического завода на "Горбуновской площадке" при Горбуновском сельсовете.

Тогда же ниже завода, там где начинается нынешняя улица Орджоникидзе, началось возведение новых деревянных бараков для строителей Кузнецкстроя, впоследствии разросшихся до ещё одного рабочего городка, получившего название Нижняя колония. Так Верхняя и Нижняя колонии образовали рабочий посёлок Сад-Город прямо как на Великом ДоВе.

В разгар строительства завода в 1931 г., разросшийся посёлок Сад-Город был переименован в г. Новокузнецк, а для свободного перемещения между теперь уже целыми жилыми районами - Верхней и Нижней колоний, разделённым огромным металлургическим комбинатом, посреди комбината началось строительство транспортно-пешеходного тоннеля с подземными проходными и выездами на заводскую территорию, чтобы через много лет понравиться коту.

ImageВ 1932 г. Новокузнецк был переименован в Сталинск, а сам металлургический комбинат был назван именем И. В Сталина.

У выезда из тоннеля ещё во время начала его строительства в 1931 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова было построено здание заводоуправления в конструктивистском стиле, возле которого располагалась Площадь Побед с трибуной рекордов для чествования ударников производства и победителей соцсоревнований, ставшая главной площадью молодого города.

Image7 ноября 1933 г. тоннель длиной 540 метров был полностью достроен, став самым длинным тоннелем на Кузбассе.

ImageВ 1936 г. на площади был установлен памятник И. В. Сталину, а в 1939 г. старый город Кузнецк с другого берега реки был объединён с г. Сталинск и некоторое время объединённый город назвался Сталинск-Кузнецк, но впоследствии за ним закрепилось общее название Сталинск.

Во время Великой Отечественной Войны Кузнецкий Металлургический Комбинат им И. В. Сталина, да и в целом весь город активно работали на фронт. Например здесь выплавляли броню для знаменитого танка Победы Т-34. Так в 1943 г. комбинат был награждён орденом Ленина, а в 1945 г. орденом Трудового Красного Знамени и орденом Кутузова I степени.

Но в 1961 г. в ходе развенчания культа личности Сталина, город был переименован обратно в Новокузнецк, а КМК сменил имя Вождя народов И. В. Сталина на имя Вождя мирового пролетариата В. И. Ленина и памятник Сталину на Площади Побед был снесён.

ImageВ 1971 г. КМК был награждён орденом Октябрьской Революции и теперь все четыре ордена украшают фасады здания заводоуправления и парадного въезда в тоннель.

ImageУ входа висят памятные таблички, посвящённые людям, внёсшим большой вклад в развитие комбината.

Image
ImageА в 1973 г. перед зданием заводоуправления установили новый памятник, которым ожидаемо стал танк Т-34, броня которого производилась на этом комбинате.

Image
ImageНе знаю насколько это правда, но пишут, что именно вот этот танк прошёл участие в боях, а впоследствии принимал участие в съёмках фильма "Горячий снег".

ImageСправа от заводоуправления собственно расположен парадный въезд в тоннель.

Что интересно, изначально парадный въезд в тоннель был со стороны верхнего посёлка, но впоследствии жилых построек там практически не осталось и парадным въездом стал бывший выезд из тоннеля к зданию заводоуправления.

Мы как раз убивали время на площади на лавочке с рюкзаками и думали чем заняться час-полтора, а тут прямо перед глазами видим такое.

ImageПравее портала тоннеля расположено бывшее здание ЦК ВКП(б) комбината.

ImageНа котором есть ещё несколько табличек, посвящённых разным людям.

ImageВ том числе и приезжавшему сюда В. Высоцкому.

ImageНа углу висит будка с советским айфоном.

ImageЭто шахтный телефон ТАШ-1319.

ImageТеперь о тоннеле.

ImageТаким он был в год постройки в 1933 г.

ImageПозже на нём появилось имя Сталина.

ImageК концу ВОВ на фасаде добавились награды комбината.

ImageА впоследствии имя Сталина сменило имя Ленина, а над порталом появились все четыре ордена.

ImageВ таком виде он остаётся и по сей день.

ImageПо обоим сторонам портала висят памятные таблички с датой начала строительства завода и тоннеля.

ImageВъезд для автомобилей. Как я писал выше, длина тоннеля составляет 540 метров, высота 4 метра, а ширина автодорожной части 7 метров.

Image+ с двух сторон от дороги были обустроены пешеходные зоны по 1, 5 метра с каждой стороны. Итого получается 10 метров ширины.

ImageПроезжую часть от пешеходных дорожек на всём протяжении отделяют 614 опорных столбов, по 307 с каждой стороны дороги.

ImageГуглить что это такое мы даже не стали и сразу ломанулись вперёд бродить.

ImageТри разнесённых на одинаковом расстоянии купола вентиляционных павильонов над разъездами служат для нагнетания воздуха в тоннель.

ImageНа этих разъездах располагалось три КПП проходных с выездами на территорию завода, но в настоящее время работают только две из них.

ImageРазъезды кстати были оснащены первыми светофорами ещё в 1937 г.

ImageКадр первой проходной с выездом на завод сильно смазался, птмчт мы сначала думали что тут фоткать нельзя и фоткали на мобилы, хотя оказалось что фоткать можно и никто слова против не скажет.

ImageСтолько опорных колонн тут не просто так.

ImageНад самим тоннелем сверху проходит около двух десятков железнодорожных путей.

Image
ImageКстати, вот вам кровь из глаз.

ImageВторой выезд на территорию комбината с проходной.

Image
Image
ImageОн сейчас не используется и законсервирован.

ImageПомещения проходной закрыты гэнста щитами.

Image
Image
ImageА ворота закрыты.

ImageЧерез решётку виден выезд на завод со знаком ограничения скорости и одна из лестниц для прохода людей. Но заводы я не люблю и мне откровенно фиолетово что там и как выглядит снаружи, я люблю подземку и военку.

ImageА так выезды выглядели в советское время. ВОзможно это даже прямо он же.

ImageЕсть здесь и закрытые помещения.

ImageНапротив этой проходной на стене установлена ещё одна мемориальная табличка на месте, где в 1933 г. был замурован прах прораба верхнего строительного участка тоннеля А. М. Заева, погибшего от пневмонии в 1932 г. и завещавшего похоронить его на заводе.

Местные умные и рабочие до сих пор спорят здесь ли замурован его прах, или же это чисто символизм. Что-то доказывают друг другу, обсуждают, факты приводят и все такие правы. Но все же знают, что прав всегда я, а значит всё правильно и табличка там, где табличка, а прах там, где прах.

ImageКороче пошли дальше.

ImageРабочие часто ездят на велосипедах по тоннелю в виду большой протяжённости комбината.

Image
ImageА это решётки вентиляционной шахты.

Image
ImageТам наверху вращается большой такой вентилятор, протягивающий воздух по тоннелю.

ImageСтвол на минималках.

Image
ImageПодходим к третьей проходной с выездом.

ImageВидимо сейчас она используется только для прохода людей.

ImageЗдесь также расположен вентиляционный павильон над разъездом и светофоры.

Image
ImageВыход через второй портал.

ImageКоторый изначально был парадным въездом.

ImageТак и выглядит выезд к бывшей Верхней колонии. Теперь у портала по обе стороны паркуют машины и делают мне некрасиво.

ImageА в 1940-х гг. по обе стороны от дороги располагались мощные лестницы с парапетами из каменных блоков.

ImageТеперь здесь нет проходов, всё замуровано и огорожено заборами. К слову где-то у портала изначально планировали установить скульптуры, но они так и не были изготовлены, думаю что вот как раз тут они и должны были быть.

ImageВозвращаемся через тоннель на Площадь Побед.

ImageСлева от неё в 1985 г. был воздвигнут музей-мемориал, установленный на трёх мощных пилонах.

ImageНа фасадных плитах изображены события Великой Отечественной Войны.

Image
Image
Image
ImageЭто самый необычный нестандартный и странный Вечный огонь, который я видел в жизни.

Как пишут, он был зажжён от Мартеновской печи №11, которая первой на заводе дала броневую сталь для танков в начале ВОВ.

ImageВот такое интересное инженерное сооружение скрывается под территорией комбината в городе Новокузнецк.

Самому городу - моё почтение. Это реально крутой город с крутой довоенной архитектурой, крутыми мозаиками и памятниками, чистый и ухоженный, с очень развитым удобным городским транспортом и вообще в этом плане 95% городов где я был просто сасат. А ещё это единственный город, в котором я не постремался и сам подошёл к сотрудникам полиции без опасений, чтобы что-то спросить и они офигенно дружелюбно со мной пообщались. Прямо образец поведения показали, какими они должны быть.

Если бы там ещё и море было или здоровенная река типа нашего Амура, то я бы жить туда переехал, настолько впечатлился.

ImageЯ кончил.

ImageШкряб-шкряб.
abv
abv написал 12 января 2023 в 12:24
ура, я успел поставить плюсик и оставить душевный коммент до момента закрытия поста, проклятый ты, кот-дрол! :)
0
Ссылка | 1 отв.
Drol
Болотный Кот Drol написал 12 января 2023 в 12:39
abv: я принцесса и мне ваши плюсики с комментами до лампочки, птмчт я вас всех ненавижу одинаково, особенно Шибанова, он прям некрасивый очень, только абв няшка, но я всё равно красивее.
Alchemyst
Заводской Кот Alchemyst написал 12 января 2023 в 18:42
был там в командировке один день, про тоннель поздно узнал, практически уже в поезде, не сходил глянуть. ну в следующий раз схожу
новокузнецк похож на магнитогорск, только как то более прибраный штоль
Jaden
Jaden написала 12 января 2023 в 20:57
А схема где?!
0
Ссылка | 1 отв.
Drol
Болотный Кот Drol написал 13 января 2023 в 06:09
Jaden: низя постить схемы действующих обуктов, посодют в гулак насмерть.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.