Немного интересного хабара 50Х годов со старой подстанции контактной сети №4 :мультиметр ТТ-2 и часы АЧП
Связанный объект: Тяговая подстанция городского электротранспорта №4.
Недавно я побывал на этой подстанции и уже выкладывал оттуда отчет.А сегодня я покажу самое интересное из большой кучи спасенного оттуда "электрического" хабара.Среди запчастей для электрооборудования,щитовых приборов, радиодеталей и справочников по электротехнике мне попалось два очень симпатичных девайса из 50х годов прошлого века.Это достаточно редкий мультиметр ТТ-2 и автомобильные часы АЧП с электроподзаводом (ставились на автомобили "Победа"и подобное)
И то и другое в момент находки было в грязи и пыли веков в не рабочем состоянии.На фото - девайсы вычищены до блеска и уже отремонтированы.
Мультиметр , или как его называли в СССР "авометр" ТТ-2.Год выпуска 1957.Во все времена мультиметр -основной прибор ремонтника.Померить напряжение, ток и сопротивление и прозвонить цепи на обрыв или замыкание.Снаружи "чемоданчик" был густо заросший грязью , но внутри прибор оказался на удивление в отличном состоянии, с "родными " проводами, с инструкцией и формуляром.
Все шильдики на месте.
А " чемоданчик" даже после чистки так и остался со следами хранения.
Прибор ТТ-2 достаточно редкий , по сравнению со своим старшим "карболитовым" братом ТТ-1 в деревянном футляре, который выпускался более 30 лет различными заводами и попадается очень часто.ТТ-2 выпускался небольшими партиями Таллинским радиозаводом Пуане РЭД в 50е-60е годы.Завод умер в 1993 году.Про него есть статья в Википедии.Этот завод выпускал радиолы и радиоприемники под маркой "Эстония" и различную "военку".
Для 50х годов прибор ТТ-2 был достаточно малогабаритным , в металлическом корпусе-чемодане, с простой и надежной схемой и изящным дизайном.Правда "внутренности" его были упакованы весьма плотно и подразумевали только ручную сборку.
После чистки чемоданчика обнаружисля целый, хоть и выцветший шильдик Таллинского радиозавода.
А с другой стороны приклепан инвентарный номер.На этой подстанции такие номерки были почти на всем.
Штатные щупы со штекерами.а вот провода я уже поменял."Родные" резиновые провода от времени осыпались.
Ну и разумеется прибор оказался слегка сожжен, да еще в нем потекли батарейки.В принципе не удивительно-если прибор выглядит как новый и даже с паспортом-значит его сожгли сразу после получения, пока разбирались как им пользоваться.А потом его спрятали подальше с глаз долой.
Батарейки тут стояли типа ФБС, которые все равно давно не выпускают.И сгнил только держатель батареек.Вместо него будет стоять вот такая сборка под три "мизинчиковых" и одну "пальчиковую" батарейку.
Оно встало как тут и было.
И разумеется как обычно, прибор включили в режим измерения тока и померили напряжение в розетке.Такое всегда случается с мультиметрами.Сгорело одно сопротивление-катушка.Я его перемотал-оно на фото в середине ряда -более светлое.Делов то на полчаса.
Новые батарейки нормально поместились.
А вот инструкция и формуляр
Схема простая и надежная.Но защита от дураков к сожалению не предусмотрена...
Этот прибор теперь живет у меня в мастерской.Я сравнил его точность с профессиональным мультиметром.Даже с учетом ремонта-точность в пределах заводских погрешностей.
Второй девайс -автомобильные часы АЧП .Были хоть и грязные , но без внешних повреждений.Эти часы выпускал Чистопольский часовой завод "Восток".Вроде он слегка жив и сейчас-по крайней мере есть его сайт
vostokinc.com/
Эти часы штатно ставили на автомобили "Победа".Год выпуска 1955
В отличии от современных машин-у "Победы" на кузове был плюс аккумулятора, а не минус как принято сейчас.И у часов изолированная клемма питания подписана "-Б"
Разумеется часы то же не работали.Вскрытие показало, что неисправен электроподзавод.Это меня обрадовало-потому что я все таки не часовщик.
Механизм состоит из двух частей: сверху большая-электроподзавод.И снизу со стороны циферблата-маленький часовой механизм.
Разделяем на две части.Вот часовой механизм.Особенность этих часов-в них нет привычной заводной пружины, которую типо заводят ключом.Вместо нее-небольшая обычная пружинка-видно на фото.Она растягивается - взводится мощным электромагнитом и этого завода хватает на несколько минут хода часов.Перед окончанием завода замыкается контакт и на доли секунды включается электромагнит, который опять взводит пружину.И так все время пока часы ходят.Никаких транзисторов которых тогда не было-чистая электромеханика.
Сам часовой механизм я только немного смазал-взвел его пальцем-часы пошли.
А вот механиз подзавода-мощный электромагнит , который потребляет в импульсе несколько ампер и контакт-прерыватель , почти как в трамблере какой нибудь старой "Семерки".И этот контакт подгорел.
Я его разумеется зачистил и механизм как то заработал.Но мне это не понравилось.Контакты искрили.Было ясно-что это слабое место.
А эти часы я решил подарить на днюху одному челу, который увлекается сборкой всяких старинных мотиков, Волг и подобного.И мне не хотелось чтобы мой подарок сдох через пару дней.И я решил добавить ключ на мощном транзисторе.Тем более что все равно влезать в схему, чтобы переделать на современную полярность, когда на кузове автомобиля минус.Логика работы подзавода не изменилась-только теперь через контакты не проходит большой ток.При замыкании контактов открывается транзистор, который включает электромагнит.Контакты в таком режиме работают без износа.
В схему добавился транзистор КТ837, диод 1N4007 и резистор на 1.5килоома.
Добавленные детали легко поместились внутри-места свободного там полно.Часы ходят уже три дня.Через неделю они станут подарком...
Lana Sator Lana
написала 24 июля 2023 в 05:35
Неплохо, а есть фото мультиметра до чистки?
0
Ссылка
| 1 отв.
Валентин Брюсов Ded2020
написал 24 июля 2023 в 09:05
[исправлен через 41 секунду]
Lana: фото к сожалению нет.Я оттуда вывез всего целый багажник + заднее сиденье.Когда такую кучу сортируешь-вначале все так или иначе чистишь, чтобы определиться что для работы, что на интерес, а что вообще только на разбор.И тут еще не до фоток.Но внутри я его практически не чистил.А сам чемодан был сверху в пыли а снизу в масле.Я просто вынул всю начинку и вымыл весь чемодан с фери .
Носок eXander
написал 24 июля 2023 в 05:45
Михаил mechanik
написал 24 июля 2023 в 09:05
Жаль, плюсануть не могу.
Чётко, интересно, грамотно.
Спасибо!
Чётко, интересно, грамотно.
Спасибо!
0
Ссылка
Orion
написал 24 июля 2023 в 17:00
А чем обусловлены разные батарейки в один прибор?
Как-то уж очень неправильно выглядит.
И в часах для сохранения полной механики почему не реле?
Как-то уж очень неправильно выглядит.
И в часах для сохранения полной механики почему не реле?
0
Ссылка
| 3 отв.
Валентин Брюсов Ded2020
написал 24 июля 2023 в 18:09
Orion: Если посмотришь схему мультиметра ,на фото в инструкции-то там батарейки включены в две группы:одна батарейка на 1.5 вольта работает на всех пределах измерения сопротивлений, кроме 1000. А вторая группа из трех батареек с напряжением 4.5 вольт работает на единственном пределе 1000, который и используется редко и ток потребления там самый маленький.Если сделать все батарейки "мизинчиковыми" то одна из них будет постоянно садиться , и ее придется поменять раза три за время пока сядут остальные три.А тут более мощная одиночная батарейка стоит там где ей чаще пользуются и больше ток потребления.
А реле в часах в сам механизм не поместится, его придется выносить на проводах в саму "кастрюлю" за циферблатом.Да еще для проводов просверлить отверстие.А сверлить лишние дырки в нетронутых девайсах не принято.А еще там стоят лампочки подсветки .И от реле часть циферблата попадет в тень-вечером будет эффект как будто одна лампочка сгорела.
А реле в часах в сам механизм не поместится, его придется выносить на проводах в саму "кастрюлю" за циферблатом.Да еще для проводов просверлить отверстие.А сверлить лишние дырки в нетронутых девайсах не принято.А еще там стоят лампочки подсветки .И от реле часть циферблата попадет в тень-вечером будет эффект как будто одна лампочка сгорела.
Orion
написал 25 июля 2023 в 12:54
Ded2020:
Я нижние(1000 выход) батарейки вообще не заметил когда писал :)
Какая странная схема, столько батареек с собой в пустую.
Как вариант 4 в параллель + LR44*3,
Жизнь на батарейках будет 4х и основной функционал на AA/AAA.
А реле типа finder 345170120010 выглядит вполне влезающим.
Я нижние(1000 выход) батарейки вообще не заметил когда писал :)
Какая странная схема, столько батареек с собой в пустую.
Как вариант 4 в параллель + LR44*3,
Жизнь на батарейках будет 4х и основной функционал на AA/AAA.
А реле типа finder 345170120010 выглядит вполне влезающим.
Валентин Брюсов Ded2020
написал 25 июля 2023 в 13:42
Orion: Это стандартная схема для стрелочных мультиметров и даже современных, в которых стоит пальчиковая батарейка + 9В Крона.А реле Финдер на каждом углу не продается.И скорее всего оно быстро сдохнет-там ток впритык плюс индуктивная нагрузка.И вообще зачем что то покупать , когда у меня всегда богатый запас самых ходовых радиодеталей + куча всего на разборку.
Insider
написал 25 июля 2023 в 08:11
Проволочный резистор внутри должен быть высокоточным. Намотанный проводом определенного сечения, откуда бралась инфа о данных? мне кажется там проще весь резюк заменить.
0
Ссылка
| 1 отв.
Валентин Брюсов Ded2020
написал 25 июля 2023 в 09:23
Insider: Ну величина сопротивления написана на схеме в инструкции.Минимальный диаметр провода берется по рабочему току из справочника, там же есть и примерное сопротивление 1 метра.Провод во всех мультиметрах из манганина.Он продается в Чип-Дип.Но мне и покупать не надо,у меня от всяких приборов проволочных резисторов полно.В принципе можно сразу посчитать длинну и припаять с небольшим запасом-если нет хорошего цифрового мультиметра.А потом проверить -насколько правильно мультиметр показывает и если надо немного укоротить.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Лайк уже за отношение к вещам!
Молодец! Правильным путём идёшь.