Укрепление, которое хотело стать фортом
Связанный объект: Форт Поспелова
Мяу. У нас тут последнее время занялись облагораживанием объектов Владивостокской крепости и поэтому я решил рассказать про один из них, где уже навели порядок и типа сделали кросивое.В нашей части страны, все, кто хоть немного шарит в дореволюционной фротификалции всея Российской Империи, с недоумением покекивают с того, что в Кронштадтской крепости батареи называют фротами. Не в обиду балтийским фротификалторам, но просто факт есть факт. Батарея это не фрот, хоть краской на ней фрот напиши. Прекратите завидовать Великому ДоВе.
Но есть и у нас прекол с фротом, который не фрот, но фрот, уот так уот. В общем показывать буду сегодня один из самых первых и самых малюсеньких фротов Владивостокской крепости, построенный на острове Русский на горе Поспелова. Убогонький такой фротик по сравнению с более поздними номерными фротами проекта 1910 г.
Старая фотография архитекторов-строителей Владивостокской крепости.
Впитывай умные букафки о фротах:
В конце XIX века у нас тут (как обычно) отношения с Японией были сильно обострены и Российская Империя активно готовилась к возможному нападению на Дальний Восток, разворачивая строительство различных фортификационных укреплений для обороны г. Владивосток.
Так во второй половине 1890-х гг. под руководством военного инженера-строителя капитана Гнучева, на полуострове Сапёрный острова Русский в 150 метрах над уровнем моря на горе Поспелова, началось строительство и этого комплекса фортификационных сооружений временного укрепления №4 Владивостокской крепости.
Причём из за недостатка финансирования при первой волне строительства и сложности доставки материалов, укрепление строилось по упрощённому проекту типового фортификационного укрепления, разработанному военным инженером полковником Н. А. Буйницким, став единственным на острове, построенным по схеме "форта Буйницкого".
Но укрепления было мало и оно очень сильно хотело стать фротом, а всем известно, что если очень захотеть, то можно в космос полететь яй-яй-ее. В общем уже во время достройки, объекты укрепления получили дополнительное усиление и 30 августа в 1903 г. укрепление было переквалифицировано в фрот, который в 1904 г. был сдан в эксплуатацию с названием фрот "Поспелова".
Так форт Поспелова выглядит схематично.
Очертаниями границ укрепление напоминало параллелограмм. Его основу составляли земляные валы и брустверы с минимальным набором казематированных бетонных укреплений.
По периметру теперь уже фрот опоясывал ров с плохо выраженными эскарпами и контр-эскарпами, горжевые стороны которого простреливались из ружейного капонира, который одновременно служил мостом через ров, ведущий к главному въезду.
Напольные стороны рва также простреливались из головного кофра (это почти как двойной кофр, только вогнутый), рассчитанного на два пулемёта и несколько ружейных амбразур, в стены которого было вмуровано две нарезных 9-фунтовые пушки. Сам же кофр сообщался подземной потерной с внутренним двориком, защищённый сквозник входа в которую со стороны дворика при этом одновременно являлся убежищем для выкатной пушки.
Со стороны въезда располагалась казематированная казарма со встроенным полукапониром для защиты въезда, пороховым погребом и убежищем для выкатных пушек. Также было построено одно двойное убежище для выкатных пушек, а по периметру дворика оборудованы земляные барбеты для их размещения. Всего главное вооружение форта составляли десять таких выкатных 9-фунтовых (108,6 мм) противоштурмовых пушек.
Во времена советской власти фрот использовали под склад артиллерийских боеприпасов и боезапаса школы оружия Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Ну а после распада СССР склады были вывезены и фрот был заброшен, простояв долгое время без присмотра, а с недавних пор на его территории всё вычистили и сделали музейным экспонатом. Вообще его давно уже потихоньку облагораживали, но до недавнего времени это всё выглядело как обычный заброс с новодельными дверями, а тут прям взялись, чтобы рубить бабки с туристических туристов. Экскурсии там водят, умные буквы говорят, короче не ходите к ним, ходите сами.
Ну а теперь пошли покажу как из укрепа сделали фрот. Кстати здесь на удивление нигде нет граффити.
Спускаемся с моста в ров, который прикрывал горжевой стрелковый капонир. Если кто не понял, горжа-это тыльная часть фортификационного укрепления, а капонир отличается от полукапонира тем, что с него ведётся огонь в две стороны, а не в одну.
Вход в капонир осуществлялся с левой стороны от моста. Оригинальной бронедвери не сохранилось и сейчас здесь установлена такая залепуха.
Причаливаем.
Так этот капонир выглядит внутри. По его торцам находились ниши для размещения стрелкового боезапаса.
А с каждой стороны капонира по пять амбразур для ведения огня по рву.
Снаружи это выглядит так.
Чуть левее во время второй волны строительства крепости в 1911 г., под руководством военного инженера капитана Н. Н. Воронова к капониру был пристроен казематированный павильон артезианской скважины, служившей для снабжения казарменных городков.
Фото из архивов 1920 г. журнала "Forteca", на котором за горжевым капониром-мостом виден выступающий каземат артезианской скважины.
Так это выглядело сразу после революции.
Родная дверь также не сохранилась.
Эта скважина могла поставлять до 800 вёдер воды в час.
Здесь всего пара помещений.
Ну а теперь пошли к горжевой казарме из за которой укреп стал фротом.
Когда фрот достраивался, Великей ДоВе вдруг разбогател и стал бросаться бетоном, поэтому строители решили отойти от упрощённого проекта и построили вместо временной убогой, мощную казематированную казарму для постоянного размещения гарнизона, по краям которой располагались убежище для противоштурмовых пушек и пороховой погреб.
Дорожка перед казармой была отделана галькой. Удорого-убогато.
Со стороны въезда мост защищался восемью амбразурами встроенного в казарму стрелкового полукапонира.
Центральная часть горжевой казармы, в которой размещался гарнизон.
С внешней стороны на фасаде были сделаны декоративные карнизы, а по центру под датой постройки организован киот для размещения иконы. У нас на фротах и старых батареях киоты для икон это норма, птмчт мы тут набожные очень и умные.
Чё внутри?
Пустые казематы для размещения личного состава.
Здесь и размещался личный состав.
Их таких всего пара штук, а внутри когда-то стояли колыбельки.
Проход во встроенный полукапонир.
Ряд амбразур, смотрящих на мост.
Пошли обратно на улицу.
Справа от капонира за стеной находилось убежище для выкатных пушек.
Каземат убежища на три пушки.
От которого наверх бруствера шёл наклонный съезд.
Где располагались барбеты для пушек.
Теперь здесь установлен такой макет 9-фунтовой пушки. Кажется что этот макет из толстенного металла, но на самом деле это тонкий металл, сваренный в пустотелые конструкции. Я хз как выглядели эти пушки в реале, меня просто такие древние колёсные не прикалывают, поэтому посчитаю их наверное похожими, хотя зная как в наших Российских крепостях делают новодельные макеты, это очень вряд ли сильно копийно.
Слева от казематов казармы располагался пороховой погреб, вход в который был защищён таким сквозником.
В сквознике располагались проходы в два каземата. Здесь тоже о родных дверях напоминают только куски петель.
Сами казематы порохового погреба.
Идём дальше.
У сквозника выходит небольшой портальчик водовпускного оголовка дренажной ливнёвки.
По которой во время ливней вода уходила из внутреннего двора за бруствер.
Дальше располагалось двойное убежище для выкатных пушек, по бокам от которого находились съезды к барбетам.
Старое фото 1923 г. из собрания фотографий С. Д. Прямицкого.
Так оно выглядело сразу после окончания Гражданской войны.
Оригинальные ворота конечно же тоже не сохранились.
Между ворот видна дата постройки.
А внутри казематов убежища стоят макеты ещё двух пушек. Кстати хоть они и не из монолитного металла, на срезах стволов всё равно установлен штифт как в СХП, только на максималках.
Левый каземат на три пушки.
И правый каземат ещё на три пушки.
А на одном из барбетов стоит ещё один макет пушки. Барбет если чо это такой типа орудийный дворик для размещения выкатных орудий, зачастую его огибает бруствер, но тут барбет на бруствере.
Теперь перейдём к сквознику входа в потерну, ведущую в головной кофр.
Он также использовался как убежище для одной пушки. На входе в потерну родной двери также не сохранилось.
Сама же потерна плавно уходит вниз.
Сверху из светового колодца падает луч света, который я перебил своим фонарём, потому что потому.
А вообще, так здесь было устроено освещение. Если вы не заметили, здесь нет никаких ниш для керосиновых ламп, как в более поздних фротах проекта 1910 г.
Спускаемся ещё ниже, а потом опять поднимаемся.
Ещё один световой колодец.
Этот накрыт козырьком. Потом покажу его.
И дальше потерна выходит к головному кофру.
Где в две стороны расходятся лестницы.
Выходящие в подковообразный каземат, обращённый амбразурами во внутреннюю часть изгиба.
Стрелковые амбразуры.
Но самое интересное здесь это вбетонированные в стены остатки 9-фунтовых нарезных пушек. Епануца система конечно, учитывая какая у них была отдача.
Казённые части их срезаны, но куски стволов так и остались в бетоне.
Решение прямо скажем сомнительное, но тем не менее в то время это практиковалось на различных укреплениях. Я такое уже видел на номерных укреплениях на материковой части Владика.
Ограждение кстати родное.
Пошли в правую часть кофра, где также была вбетонирована пущщка.
А так это выглядело снаружи. Часть ствола также отрезана, а стена вся испещрена дырами от пуль. В советское время на фротах частенько устраивали стрельбища.
Общий вид на головной кофр, две стороны которого перекрёстным огнём защищали расходящийся в стороны напольный ров. По центру виден козырёк светового колодца, но он тоже новодельный.
Старое фото 1923 г. из собрания фотографий С. Д. Прямицкого.
Так он выглядел сразу после революции.
Автографы дембелей прошлого.
Ну а напоследок прогуляемся по рву, в котором изначально были устроены противопехотные проволочные заграждения.
Его эскарпы и контрэскарпы никак не оформлены, лишь в нескольких местах есть такие вот скаты хрен знает для чего я забыл если честно.
Если кто не понимает в фротификалции совсем нихучиего, то объясняю что такое эскарп и контрэскарп. Не читайте в интернетах херню про сраные танки и что типа это одно и тоже, типа мол если танк едет вверх то это эскарп, а вниз то контрэскарп. Это понятие более старое и в фротах контрэскарп это внешняя стенка рва, а эскарп это внутрення, которая переходит в бруствер, в данном случае земляной.
По дну напольного рва местами проходит ливневой лоток.
Переходящий с двух сторон в закрытый ливневой коллектор.
Он также отводил воду из рва за бруствер укрепления.
Ну а ров, сделав полукруг, выходит к капониру, прикрывавшему мост с правой стороны.
А я кончил. Шкряб-шкряб.
Болотный Кот Drol
написал 28 октября 2023 в 11:33
Хрен вам, а не комментарии. Я вас ненавижу.
+32
Ссылка
Только жители сайта могут оставлять комментарии.