Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Lana
Lana Sator написала 9 июня 2024 в 12:12 [изменен через 9 минут] [ Назад ]

Рогатые

Было в Ялте такое местечко - стоянка списанного транспорта, известная как "кладбище троллейбусов". И хотя троллейбусы стояли там давно (примерно с 2016-2017 годов, а может и раньше) - кладбище приобрело особую известность летом 2021 года, когда фотографии с него появились в новостях в контексте иллюстрации последствий разрушительного наводнения.

Image

Тогда речка Хува разлилась и вынесла сель, в результате чего старые троллейбусы оказались закопаны в смеси камней и глины по самые окошки, а порой и по крышу. В новостях эти картинки приводились без пояснений о том, что это как бы уже ненужные машины, - просто типа "ко-ко-ко смотрите как сель похоронил троллейбусный парк". Кто-то даже писал нечто типа "троллейбусы остановили сель и спасли Ялту", божечки-кошечки. Тем не менее, заброшка приобрела необычный шарм, - не просто стоянка списанного барахла, но и наглядный результат буйства стихии.



Немного вводной истории, чем вообще знамениты троллейбусы в Крыму
Крымский троллейбус — междугородная троллейбусная система в Крыму. Междугородная трасса связывает Симферополь с курортами Южного берега Крыма, включает самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут (84 км; от Симферопольского аэропорта — 96 км). Также есть наличие на ряде участков 4-путных (по 2 линии в каждом направлении (Симферополь) и 6-путных участков (тройное кольцо в Алуште), позволяющих производить опережение одного троллейбуса другим (например, городского междугородным) с минимальным использованием воздушных стрелок.

В 1958 году правительством УССР в Киеве было принято решение строить междугородную горную троллейбусную линию Симферополь — Алушта — Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь — Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок — за 11 месяцев. Строили линию специалисты более 80 предприятий из 10 городов УССР: Севастополя, Киева, Херсона и других городов. В первой очереди было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тысяч опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. В мае 1959 года было организовано Крымское троллейбусное управление. Летом этого же года в г. Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д отечественного производства и 8 машин чехословацкого производства «Škoda 8Tr». 6 ноября 1959 года торжественно было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь — Алушта. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами-экскурсоводами.

В июле 1961 года была построена вторая очередь междугородной троллейбусной линии Алушта — Ялта протяженностью 33 километра. Во время строительства междугородней линии были срезаны десятки сложных поворотов, расширена дорога. Троллейбус из Симферополя в Алушту следовал 1 час 50 минут, а в Ялту — 2 часа 50 минут. Низкая скорость движения троллейбуса по трассе обуславливалась особенностью конструкции токоприемника, и в первую очередь креплением головки к штанге. В 1962 инженерами техотдела троллейбусного управления Байдой Ю. С. и Пекелисом А. М. была разработана откидная головка токоприемника, которая позволила увеличить скорость и сократить время в пути.

В 70-80 годах в курортный сезон интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь — Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов Советского Союза: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе, и троллейбусы отправлялись не только от железнодорожного вокзала, но и из аэропорта.


После развала СССР система пришла в упадок, как и многое прочее.
В 1990-х годах были закрыты маршруты № 54 «Аэропорт — Алушта» (не работал с 1993 года), № 55 «Аэропорт — Ялта» (как регулярный не работал с 1993 года, полностью отменён в 1998), № 56 «ж/д Вокзал — Ангарский перевал» (нерегулярно работал до 1996 года включительно), № 57 «Алушта — Ангарский перевал». В 2002 году закрыт маршрут № 58 Алушта — Перевальное.


Однако, Крымскому троллейбусу в итоге повезло (больше, чем московскому)
25 апреля 2014 года восстановлено движение междугородних маршрутов № 54 и 55 из Аэропорта в Алушту и Ялту. В период с августа 2016 по январь 2017 года поступило 40 новых троллейбусов Тролза-5265.05 «Мегаполис» для междугородной трассы.


Новыми троллейбусами заменили старые, - те самые, которые по итогу засыпал сель. К слову, заброшка эта уже ликвидирована, - камни разгребли, троллейбусы порезали в металл.

Но фотки остались...


***


Речка Хува продолжала течь через территорию стоянки, журча небольшими водопадами. Сторож жил в одном из троллейбусов и был совершенно не против гостей, просил лишь ничего не ломать и не прыгать на крышах.

Image

К троллейбусу-сторожке было даже подведено электричество

Image
Image

Для понимания масштабов тлена - фотки с дрона. 2021 год - наверное, последний, когда в Крыму было безопасно запускать беспилотник для съемки :)

Image
Image

Можно видеть гуляющих туристов. В отзывах на картах Гугла есть фраза - "лучшее, что увидел в Ялте"

Image
Image

Виды очень сверху

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

Спустимся с небес на землю и начнём бродить

Image
Image
Image

Внутри троллейбусы почти одинаковые, отличается только оформление кабины

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

Вот по граффити хорошо видно, что заброс был забросом еще до селя

Image
Image
Image
Image

Кракелюр из застывшей на полу грязи

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

Оформление остановки и иллюстрации от руки

Image
Image
Image

Такие вот рогатые.
Спасибо за просмотр :)
TC72
Александр Росатый TC72 написал 9 июня 2024 в 13:02
Ухх, ездили в 16 году по горам на старом троллейбусе в Крыму - крайне спорная история.
0
Ссылка | 1 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 9 июня 2024 в 13:08
TC72: я в детстве ездила и осталась в восторге :)
mechanik
Михаил mechanik написал 9 июня 2024 в 18:17 [исправлен через 1 минуту]
В 16-м году старые Шкоды ещё были в Ялте на линии.Image
0
Ссылка | 1 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 10 июня 2024 в 18:19
mechanik: вот что удалось найти:
Самые старые в мире троллейбусы больше не ездят по Крыму

Опубликовано: 04.02.2019 12:05

Госпредприятие «Крымтроллейбус» отказалось от использования на маршрутах общественного транспорта самого старого троллейбуса марки Skoda.

Об этом сообщил генеральный директор государственного унитарного предприятия «Крымтроллейбус» Илья Прокопьев. В последний раз такой троллейбус выходил на линию в Крыму в конце 2018 года.

«С конца прошлого года старая техника прекратила работать на маршрутах. Кроме экскурсионного троллейбуса, который помогает окунуться в атмосферу старейшей истории предприятия. Еще в прошлом году на городском маршруте в Алуште работал троллейбус марки Skoda, но мы его заменили», – рассказал Прокопьев.

В 2010 году «Крымтроллейбус» попал в Книгу рекордов Гиннесса как компания, использующая самые старые в мире троллейбусы. До последнего времени на маршруты в Крыму выходил троллейбус Skoda 9Tr, произведенный в 1971 году на заводе в Чехословакии. Точно такой же троллейбус в 2012 году был установлен в качестве памятника на Ангарском перевале на трассе Симферополь – Алушта. За 40 лет работы в Крыму троллейбус перевез более 20 млн человек, его пробег составил 1,9 млн км.

Впервые троллейбусы марки Skoda вышли на маршруты в Крыму в 1959 году. В то время они превосходили по параметрам имевшиеся отечественные разработки. Чехословацкие троллейбусы с легкостью преодолевали горные подъемы и оказались очень маневренными на узких крымских дорогах. Для городов СССР изготавливались даже специальные двухдверные троллейбусы. Это было связано с системой оплаты проезда, когда пассажиры входили в заднюю дверь, где сидел кондуктор, а выходили через переднюю.
Так что да, новые притащили в 2016-2017, а шкоды снимали с линий вплоть до 2019
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 10 июня 2024 в 07:34 [исправлен через 25 секунд]
Круто смотрится! Стaренькие "Шкоды" вызвали ностальгические чувства - вот примерно на таких я катал четыре года в институт, с 2004 по 2008 годы включительно, они были пригнаны подержанными из Чехии, внутри на пожелтевших от времени поверхностях надписи на чешском и наклейки-переводки оттуда же, подчас очень веселые и смешные. Троллейбусы были весьма холодные, потому зимой было прикольно "прожигать" дыханием дырочку в наледи на стекле и так ехать до своей остановки. Потом ближе к 2011 "Шкоды" все списали-порезали подчистую и заменили на китайские троллейбусы без этого уютного чувства.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.