Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Drol
Болотный Кот написал сегодня в 14:02 [изменен через 1 час] [ Назад ]

Пиранья

ImageМяу. А вы думали их полностью распилили?

Сегодня вы у меня совсем напрочь поумнеете тут все очень, ведь в этот раз я решил запостить туризм и рассказать про когда-то глубоко высоко долго прямо сикретный проект малых сикретных очень подводных лодок специального сикретного назначения знаменитого сикретного проекта 865 "Пиранья", которых было построено всего две сикретных штуки и которые утилизировали в 1999 г...

ImageИстория умная очень сильно создания МС ПЛ "Пиранья":

В первой половине 1970-х гг. в связи с непрерывным наращиванием НАТО у границ Советского Союза своего флота и большой вероятности войны, командование ВМФ СССР озаботилось созданием малых диверсионных и разведывательных подводных лодок, способных действовать на мелководье в сложных для навигации районах и даже в реках в близи баз противника в условиях развитой противолодочной обороны.

Так ещё до составления технического задания, уже в 1974 г. под руководством конструктора С. М. Бавилина начались первые проектные работы по созданию такой лодки, а спустя два года после начала работ в 1976 г. Ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" было поручено подробное техническое задание по разработке проекта новой малозаметной Малой Специальной подводной лодки водоизмещением до 80 тонн, способной действовать в пределах глубин от 10 до 200 метров для решения задач разведки и противодействия противнику при помощи как минно-торпедного, так и радиоэлектронного вооружения, а также иметь водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров.

Главным конструктором проекта новой МС, получившего номер 865, был назначен Л. В, Чернопятов. Конструкторские работы велись под наблюдением представителя ВМФ капитана 2-го ранга А. Е. Михайловского.

ImageФото 1986 г. с выводом из цеха Ленинградского адмиралтейского объединения МС-520 "Пиранья".

В 1984 г. главным конструктором был назначен Ю. К. Минаев и 15 июля того же года на Ленинградском Адмиралтейском Объединении "2+1" состоялась закладка опытной подводной лодки МС-520 проекта 865, получившего шифр "Пиранья" с заводским номером 01465, которая была спущена на воду 20 августа 1986 г. и 30 декабря 1988 г. принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.

ImageФото 1986 г. с выводом из цеха Ленинградского адмиралтейского объединения МС-520 "Пиранья".

1 декабря 1987 г. состоялась закладка второй головной МС-521 с заводским номером 01466, которая была спущена на воду 31 мая 1990 г. и 25 декабря того же года принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.

ImageФото 1986 г. спуска на воду МС-520 "Пиранья" краном "Демаг" с использованием специальной балки.

Также в 1988 г. была заложена третья в серии МС-518 с заводским номером 01468, но из за начавшегося глубокого кризиса перед распадом СССР от её достройки отказались и 31 января 1991 г. она была снята с производства.

ImageУстройство и технические характеристики МС ПЛ "Пиранья":

МС "Пиранья" была построена по двухкорпусной схеме. Основной внутренний корпус был построен из немагнитного титанового сплава, а внешний корпус из композитных материалов с шумопоглощающим покрытием. Габариты подлодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра со средней осадкой 3,9 метров. Водоизмещение в надводном положении 218 тонн, а в подводном 319 тонн.

Лодка имела развитую надстройку, в которой располагалось вооружение и другое специальное оборудование. Так на лодке был установлен современный на то время малогабаритный комплекс радиоэлектронного вооружения со средствами связи, навигации, радиолокационного и гидроакустического наблюдения, а также автоматизированная система наблюдения, что позволило сократить численность основного экипажа подлодки всего до трёх человек, состоявшего из командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению.

На центральном посту располагались основные органы управления основными системами, пульт оператора с приборными стойками и средствами отображения информации. Так приборный комплекс включал в свой состав радиолокатор, гидролокатор и средства звукоподводной связи.

В нише под центральным постом располагался аккумуляторный отсек, в котором устанавливалась либо свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей ёмкостью в 1200 кВт/ч , либо серебряно-цинковая батарея общей ёмкостью в 2400 кВт/ч.

В передней части центрального поста перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС и входной люк.

В носовой переборке располагался выход в шлюзовую декомпрессионную камеру с приборами управления системой шлюзования и небольшой дополнительный шлюз для передачи различных предметов.

В кормовой части находился необитаемый электромеханический отсек, в котором на специальной платформе, расположенной на амортизаторах, была установлена главная дизель-электрическая энергетическая установка с полным электродвижением, включавшая в себя дизель-генератор мощностью 160 кВт. Здесь же располагался запас топлива 6,5 тонн, тихоходный всережимный гребной электродвигатель постоянного тока мощностью 60 кВт, различные насосы, компрессоры, вентиляция и т.д. Автономность лодки составляла до 10 суток.

Для обеспечения повышенной маневренности на малых глубинах установка движительного комплекса с гребным винтом располагалась в кольцевой поворотной насадке, также выполнявшей функции вертикального руля. Скорость в надводном и подводном положении в различных источниках колеблется, но в среднем в обоих случаях она составляет около 6-6,5 узлов, а в экономном режиме около 4 узлов. Глубина погружения до 200 метров, а дальность хода в надводном положении и режиме РПД до 1000 миль. В подводном положении непрерывным ходом МС могла преодолеть до 260 миль.

ImageФото начала 1990-х гг. с боевыми пловцами на МС ПЛ "Пиранья".

Вооружение МС ПЛ "Пиранья":

Основным вооружением МС принято считать принимаемую на борт диверсионно-разведывательную группу из шести легководолазов, для чего подлодка была оснащена специальным водолазным комплексом, включавшим два забортных герметичных автоматизированных контейнера длиной 12 м и диаметром 62 см, предназначавшихся для хранения как водолазного снаряжения, так и индивидуальных средств передвижения водолазов (либо два транспортировщика типа "Сирена-УМЭ", либо четыре буксировщика типа "Протон"), а также камеру сухого шлюза для выхода диверсантов-подводников в подводном положении на глубины до 60 метров, которые имели возможность использовать подаваемую с лодки по проводам электроэнергию и пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Кроме того лодка была оснащена двумя забортными проницаемыми устройствами диаметром 537 мм.

ImageФото конца 1980-х гг. с загрузкой контейнера на МС ПЛ "Пиранья".

Также в забортных контейнерах размещались устройства минной постановки, состоящие из двух пусковых проницаемых решёток с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, на которых размещались по две донные мины большой мощности типа ПМТ в каждом, в том числе и с ядерным зарядом, или по одной 400-мм торпеды "Латуш". Для крепления водолазного снаряжения и погрузки был предусмотрен выдвижной лоток, приводы и органы управления которого размещались внутри корпуса подлодки.

ImageФото начала 1990-х гг. выхода в море МС ПЛ "Пиранья".

Эксплуатация и утилизация МС ПЛ "Пиранья":

Для каждой МС были сформированы по два сменяемых экипажа, а также один технический экипаж для обслуживания обеих подлодок.

Заводские ходовые и позже государственные испытания первой опытной МС-520 проекта 865 "Пиранья" проходили на Балтике с базированием в Эстонии в г. Палдиски, а с 1989 г. она дислоцировалась в Латвии в г. Лиепая, находясь в подчинении командира 22-й бригады подводных лодок, но из за сложности в эксплуатации и подготовке экипажа, лодка редко выходила в море. После достройки вторая лодка также базировалась в Латвии.

К слову, в этих наших интернетах можно прочитать от глубочайших специалистов-подводников диванной дивизии о том, что якобы эти лодки были настолько плохими, что дословно: "никогда не выходили в море дальше буйков", я служил на другой лодке, мы стояли на соседнем пирсе...", ну так вот, что на это передают неоднократно отписавшиеся у меня на кнопке по этому поводу настоящие члены экипажей этих лодок: "Мы дружно очень сильно ссым на ваши лица с сильным напором и очень долго, мамкины подводники". Кароч не читайте херню, слушайте кота - он умный очень и красивый шо пздц

ImageФото начала 1990-х гг. МС ПЛ "Пиранья" в Кронштадте.

После распада СССР начался вывод Российского флота из Латвии и "Пираньи" были передислоцированы в Кронштадт.

В феврале 1993 г. чертежи и макеты малых специальных подводных лодок были представлены на выставке вооружений в Абу-Даби, проходившей в Объединённых Арабских Эмиратах, но покупателей на них не нашлось.

ImageФото начала 1990-х гг. МС ПЛ "Пиранья" на стоянке в Кронштадте.

На отечественном флоте эти подводные лодки не прижились из за множества недостатков и сложности в эксплуатации, а также недостатка финансирования. Кроме того, отношения с западом улучшались и для них попросту не было боевых задач, поэтому уже в 1994 г. обе лодки встали на консервацию у пирса в Зимней Гавани в Кронштадте.

ImageКадры из фильма "Особенности национальной рыбалки" с СМ ПЛ "Пиранья".

В 1997 г. обе лодки принимали участие в съёмках известного отечественного фильма "Особенности национальной рыбалки" во время съёмок сцен снаружи.

ImageА вот внутри них снимать не могли из за сильно стеснённых условий, поэтому для съёмок изнутри использовали вот эту вот подводную лодку Б-307 проекта 641Б "Сом", которая сейчас установлена в качестве экспоната в музейно-парковом комплексе истории техники им. Г. К. Сахарова в Тольятти.

Также в этих наших интернетах ходит ничем не подтверждённый слух о том, что якобы одну из МС пытался купить наркобарон Пабло Эмилио Эскобар, но это такая ссанина в уши, что шлите нахер того, кто такую дичь вещает прямо сразу и на лицо нассыте ему.

ImageФото 1999 г. МС ПЛ "Пиранья" в сухом доке перед разделкой.

В 1998 г. обе лодки были выведены из состава ВМФ (по другим данным одна в 1998 г., а вторая в 2001 г.) и в марте 1999 г. (по другим данным в 2000 г.) отбуксированы в цех Кронштадтского морского завода, где были утилизированы.

ImageПри разделе лодок было добыто около 200 тонн титана, о чём все пишут в интернете, но никто не пишет о том, что от этих лодок каким-то чудом сохранились элементы внешнего композитного корпуса, которые смогли спасти неравнодушные морские офицеры и историки флота из ассоциации "Клуб Русская морская традиция", благодаря которым мы теперь можем увидеть точную копию с множеством оригинальных частей корпуса одной из "Пираний", которая с 2022 г. стоит пришвартованной в Истринском водохранилище в экспозиции ВМФ при парке "Патриот" на территории гостиничного комплекса "Мистраль".

Узнав о её существовании я сразу же поставил себе галочку в голове и при очередном понаезде в эту вашу златоглавую, конечно же поставил себе цель добраться и до неё.

Вот только попасть к ней оказалось не так легко, как я думал. Территория гостиничного комплекса закрыта для посещения посторонних, а по пути расположено два поста охраны. Поискав информацию в интернете, мне удалось узнать, что в определённый день можно попасть в группу, которую водят на экскурсию к экспозиции ВМФ. Записаться на экскурсию я не смог, т.к. делать это было необходимо сильно заранее, а в Москве я был спонтанно и поэтому решил пойти наобум.
Но по приезду туда, почему-то в нужный мне день никакой экскурсией не пахло. Тем не менее узнав о моём настырном фанатизме на первом КПП, охранник разрешил дойти до второго КПП и обратиться к охране самой территории комплекса. Там охрана удивилась мне ещё больше, но благо на месте был начальник охраны, который меня сразу понял и со словами "Какой же ты красивый и умный", выдал мне разовый пропуск на проход под номером 006, добавив "У тебя ровно час", после чего я с радостью поскакал к экспозиции ВМФ. :)

ImageИ вот она - моя цель и предмет возжелания.

ImageУвидев её за пол года до этого в отрывке ролика о подводных лодках на канале Звезда я даже не мог подумать, что она настолько копийная, т.к. даже не знал на тот момент, что в ней использовались оригинальные части корпуса.

ImageЖаль только взойти на её борт простым людям нельзя, как бывшему члену экипажа из того сюжета.

ImageНо она всё равно шикарна и радует глаз любого фанатика подводного флота специального назначения. Кто не знал, мы с моим бро осьминогом коллекционируем малые и сверхмалые подлодки, а также рубки лодок и музейные подлодки по всей стране. Прост я их чёт на урбан не пощу почемут, скромный наверное очень.

Image
ImageИ конечно я её сфотал со всех доступных ракурсов, которые были возможны с суши.

Image
ImageНо это ещё не всё.

ImageКак оказалось, неподалёку на берегу в 2023 г. был установлен "скелет" с оригинальными элементами второй "Пираньи", про который знает ещё меньше людей, а если быть точнее, то до моего ачота на кнопке в сети я не нашёл ни одной её фотки, кроме сайта самой организации.

ImageПричём по мере находки новых элементов, этот "скелет" обрастает ими, приобретая узнаваемые черты подводной лодки. Часть элементов же с завода успели растащить коллекционеры и прочие ценители, ну так вот их постепенно находят и добавляют.

ImageЭто несколько элементов носовой части.

ImageОригинальная надстройка рубки.

ImageЭлементы бортовой обшивки.

Image
ImageИ кормовой части.

Image
ImageПонятно, что тут деталей гораздо меньше чем в первой, но ставлю ящик вискаса, что минимум 90% из читающих этот пост ваще даже не знали, что от них осталось хоть что-то.

ImageГребной винт конечно вряд ли настоящий.

ImageПод надстройкой установлены макеты торпед. По мне они тут лишние, да и располагались не в этих местах.

ImageА ещё здесь установлен гермолюк шлюзовой камеры, вырезанный из корпуса настоящей подлодки, родной он или нет правда хз, он типовой и юзался на куче моделей подлодок от мала до велика.

ImageИ пусть обе эти лодки далеко не сохранившиеся изделия, но нельзя не оценить труд неравнодушных людей по сохранению истории Военно-Морского Флота.

ImageФото участников ассоциации "Клуб Русская морская традиция".

А теперь о самих людях:

В 2020 г. офицеры из ассоциации "Клуба Русская морская традиция" и выпускники-дизелисты 1992 г. Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина, узнали о проводившейся утилизации последней выпущенной большой подводной лодки Б-380 "Горьковский Комсомолец" проекта 641Б "Сом" и приняли решение о сохранении ограждение её рубки, основав на её базе на берегу Истринского водохранилища в Московский области экспозицию ВМФ, заложенную 26 июля 2020 г. ко Дню Военно-Морского Флота.

В августе 2020 г. из Севастополя тремя бортами спецтехники на берег Истринского водохранилища были перевезены элементы рубки и другие части подлодки общим весом около 40 тонн, из которых силами профессиональных реставраторов была собрана полноценная рубка. В ней были восстановлены все внешние детали вплоть до верхнего рубочного люка и боковой рубочной двери. Внутри установили оригинальную систему бортовых огней и внутреннего освещения рубки с пакетниками и розетками, палубу со всеми настилами и трапами, восстановили некоторые выдвижные устройства, а как вишенка на торте, снаружи рубку обклеили резиной.

15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, впоследствии войдя в состав организованного на берегу парка "Патриот", главным экспонатом которой сначала и стала эта рубка подводной лодки Б-380.

В 2022 г. экспозиция пополнилась первой "Пираньей", а в 2023 г. добавился "скелет" второй.

В настоящее время в составе экспозиции собраны и другие образцы начиная с Петровских времён. Я редко кого-то реально хвалю без сарказма, но за историей каждого собранного здесь экспоната стоит энтузиазм членов ассоциации, желание подарить им вторую жизнь и конечно познакомить молодое поколение с историей отечественного Военно-Морского Флота. Ну а ещё они похвалили мои писульки в интернетах, поэтому я зазнался.

Сама экспозиция стала местом для проведения различных мероприятий ассоциации, празднования Дня моряка-подводника, Дня ВМФ и прочих флотских праздников. Здесь проходят встречи подшефных кадетов с ветеранами ВМФ и презентации книг писателей-маринистов, проводятся шлюпочные походы и парусно-гребные регаты.

Жаль только, что попасть сюда не так просто.

ImageНу а теперь про рубку большой дизель-электрической подводной лодки Б-380 "Горьковский комсомолец" проекта 641Б "Сом".

ImageФото 1980-х гг. подводной лодки Б-380.

Умные буквы, читай, вникай:

Свою историю Б-380 берёт с 15 октября 1981 г., когда в г. Горький на заводе "Красное Сормово" она была заложена как большая торпедная подводная лодка.

8 февраля 1982 г. лодка была зачислена в списки кораблей ВМФ, а её сформированный экипаж вошёл в подчинение 104-й отдельной бригады строящихся подводных лодок Военно-Морского Флота.

В августе того же года лодка была спущена на воду, а в ноябре её экипаж заключил договор о шефских связях с комитетом ВЛКСМ Горьковского машиностроительного завода и за активную работу личного состава по её вводу в строй, а также в связи с 60-летием шефства ВЛКСМ над ВМФ, Приказом ГК ВМФ лодке было присвоено наименование "Горьковский комсомолец".

А в конце 1982 г. (по одним данным 25 декабря, а по другим 30 декабря) лодка вступила в строй и в 1983 г. была включена в состав 153-й бригады 14-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота с местом базирования в бухте Южная в г. Севастополь.

В 1984 г. подлодка выполнила две боевых службы

В 1985, 1986 и 1987 гг. подлодка во время учений условно атаковала торпедами 53-65К три отряда боевых кораблей, завоевав два приза главнокомандующего ВМФ.

ImageФото 1988 г. с подводной лодкой Б-380 во время парада.

В 1988 г. подлодка принимала участие в параде в честь дня Военно-Морского Флота в г. Севастополь.

ImageФото 2000 г. подводной лодки Б-380.

15 февраля 1991 г. лодка была поставлена на капитальный ремонт на Севморзавод СРЗ №91, но из за кризиса после распада СССР и недостатка финансирования ремонт затянулся на годы и экипаж лодки был сокращён до необходимого минимума, а в 1992 г. её почётное наименование "Горьковский комсомолец" было упразднено.

В апреле 1996 г. лодку и вовсе хотели передать в ВМФ Украины, но её состояние было слишком плохим и от передачи отказались.

В июне 2000 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о восстановлении лодки и выделило финансирование не только на её ремонт, но и модернизацию. К работам привлекли ООО "Лазаревское адмиралтейство" в г. Севастополь, а шефство над подводной лодкой взял на себя Советский район Нижнего Новгорода.

31 декабря 2001 г. лодка вошла в состав 247-го отдельного Констанцского ордена Ушакова I степени дивизиона подводных лодок Черноморского флота под названием Б-380 с тем же местом базирования в бухте Южная.

1 марта 2004 г. на лодке был введён полный штат личного состава, преимущественно набранный в Нижегородской области. Экипаж регулярно выходил в море на подводной лодке "Алроса" проекта 877В "Палтус", получая практические навыки по обслуживанию лодки.

25 сентября 2006 г. о благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия Б-380 была освящена священником В. Поляковым, а экипажу была передана икона святого праведного воина Федора Ушакова с частицей мощей.

В 2007 г. во главе с заместителем министра строительства А. Будаковым Б-380 посетила делегация Нижегородской области с предложением по готовности лодки присвоить ей имя основателя Нижнего Новгорода Князя Георгия Всеволодовича, а в 2008 г. Нижегородская Епархия и Администрация Советского района Нижнего Новгорода добивалась присвоения лодке наименования "Святой князь Георгий", которое официально не было утверждено, но неофициально всё-таки закрепилось за ней.

ImageФото 2014 г. подводной лодки Б-380 в доке.

Но в 2008 г. решением Министра обороны России А. Сердюкова и главнокомандующего ВМФ В. Высоцкого от дальнейшего ремонта и модернизации отказались. В 2009 г. государственный конкурс был отменён, когда из общей оценочной стоимости ремонта в 1 248 000 000 рублей уже было освоено около 800 000 000 рублей.

В июле 2010 г. лодка находилась в плавдоке ПД-16, где в 2011 г. её начали готовить к списанию, но уже в ноябре 2012 г. в ВМФ начали рассмотрение вопроса о возвращении недоремонтированной подводной лодки в строй и после проведения оценки стоимости окончании её ремонта на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

1 декабря 2014 г. Б-380 была переформирована в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок, сформированной из 247-го отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, но ремонт так и не продолжился, а лодка находилась в том же доке.

24 декабря 2015 г. подлодку всё-таки списали и в ожидании утилизации в первой группе кораблей и судов, она всё также находилась в доке в отстое, ожидая своей участи.

В 2016 г. было проведено два конкурса на утилизацию этой группы кораблей и подлодок, но первый конкурс был аннулирован, а в результатах второго Б-380 уже не числилась.

ImageКадр из новостного сюжета 2019 г. о транспортировке всплывшей подводной лодки Б-380 к УТС.

Летом 2019 г. прошёл новый конкурс на утилизацию, в том числе и Б-380, но 15 декабря того же года плавдок ПД-16 со стоящей внутри подводной лодкой затонул. Лодка самопроизвольно всплыла и легла на борт, после чего была отбуксирована к стоянке УТС.

ImageФото 2020 г. подводной лодки Б-380 в Инкермане.

20 декабря 2019 г. корпус лодки на понтонах был перевезён в Инкерман для утилизации, где в 2020 она была разделана на металлолом.

ImageНо во время утилизации офицеры и историки ассоциации узнали о утилизирующейся последней подводной лодке проекта 641Б "Сом" и смогли сохранить ограждение её рубки, решив основать на Истринском водохранилище эту самую экспозицию ВМФ.

Так в августе 2020 г. ограждение рубки Б-380 было доставлено на территорию гостиничного комплекса "Мистраль" на берегу водохранилища, а 15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, впоследствии войдя в состав организованного на берегу парка "Патриот".

ImageЗырьте чё получилось.

Image
ImageТакже сохранили боковую входную дверь. Жаль что она была закрыта и не удалось посмотреть на восстановленное внутреннее устройство.

Image
ImageРядом с рубкой расположено ещё несколько экспонатов с этой лодки.

ImageЭто 533-мм торпедный аппарат №5 длиной 8,4 метра и весом 4,5 тонны.

ImageС родной крышкой ТА.

ImageЕго вырезали из прочного корпуса лодки.

ImageКрышка выходного отверстия.

ImageРядом с ТА установлена и универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда УСЭТ-80. Её длина составляет 7,9 метра, а вес 2 тонны.

ImageТорпеда могла развивать скорость хода до 45 узлов (чуть более 83 км/ч) при дальности хода до 10 морских миль (18,5 км).

Image
ImageЭто чё за винт я не понял.

Image
ImageЕсть здесь и гермолюк одной из межотсечных переборочных дверей лодки. Точно такой же как во второй "Пиранье"

ImageДиаметр проёма составляет 65 см, а вес люка около 120 кг.

ImageУ воды есть ещё несколько экспонатов.

ImageЭто торпедный аппарат №6, аналогичный предыдущему.

ImageШвартовый шпиль.

ImageИ аварийный буй.

ImageВ октябре 2022 г. по чертежам из архивов Центрального военно-морского музея, силами ассоциации было изготовлено два чугунных макета 6-ти фунтовых орудий XVII века на деревянных лафетах.

ImageОрудийная обслуга пушки состояла из пяти человек. В оригинале калибр пушки составлял 96-мм, а масса орудия 590 кг.

ImageОна была способна поражать цели на расстоянии до 200 метров.

ImageМасса ядра составляла 3 кг, а порохового заряда 1,2 кг.

ImageПозади пушек установлено два оригинальных адмиралтейских якоря образца 1852 г. весом по 3 тонны, применявшихся на кораблях Российского Императорского флота и раннего СССР.

ImageОт пушек дорожка ведёт к небольшой площади с постаментом, на котором к 350-летию Петра Великого установлен его бюст.

ImageДумаю никому не надо объяснять как Пётр I связан с Военно-Морским Флотом.

ImageСлева за памятником, внешне похожий на бочку с вёслами, установлен макет потаённого судна Никонова, являвшегося прототипом первой в мире подводной лодки военного назначения.

ImageЕщё в 1718 г. мастеровой Ефим Никонов подал челобитную на имя императора Петра I о постройке такого судна, предназначенного "ходить в воде потаенно и наносить урон вражеским кораблям".

ImageПервое такое "потаённое судно" было построено марте 1721 г., но во время испытаний оно дало течь и затонуло, после чего работы по его созданию были продолжены.

В 1724 г. прошли вторые испытания этого прародителя субмарин, в ходе которого судно смогло погрузиться на глубину, но от удара о дно получило пробоину и затонуло.

Тем не менее даже после кончины Петра были проведены еще одни испытания, которые также окончились неудачей.

ImageРеплика "потаённого судна" была построена в честь 350-летия со дня рождения Петра I и даже приняла участие в исторической реконструкции стоянки Петровского флота, организованной музеем подводной лодка Д-2 “Народоволец” (филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого). Вторая такая же реплика была построена для самого музея ЦВММ.

Image
Image
Image
ImageСправа позади памятника Петру I установлена ещё одна реплика первой в мире серийной подводной лодки конструкции С. К. Джевецкого.

ImageВ 1878-1879 гг. инженер-изобретатель Степан Карлович Джевецкий построил два таких экспериментальных подводных аппаратов, один малый одноместный и второй большой четырехместный, которые приводились в движение при помощи педального привода. Их особенностью была возможность запускать с глубины всплывающие мины.

В 1881 г. обе лодки были приняты на вооружение флота, а в 1884 г. появилась и новая модификация с электродвигателем, работающим от аккумуляторов.

Всего было произведено 50 таких подлодок, которые служили на Чёрном и Балтийском морях вплоть до 1888 г.

ImageБолее того, это была первая подлодка, которая в реальности была применена в боевых действиях при обороне Порт-Артура в 1902 г., оказывая правда больше психологическое воздействие на противника.

ImageПри поддержке всё того же Центрального военно-морского музея специалисты из ассоциации смогли снять 3D-проекции подлодки, по которым сделали чертежи и создали точный макет, ставший одним из ключевых экспонатов площадки.

Image
Image
Image
Image
ImageЕсть в экспозиции и советская сверхмалая подводная лодка "Тритон 1М", ставшая важным этапом в создании сверхмалых подводных лодок специального назначения, но к сожалению это всего лишь макет.

ImageА вот так выглядит одна из настоящих, которая каким-то боком оказалась в Саратове.

ImageПервые две СМПЛ "Тритон-1" вошли в состав ВМФ СССР в июне 1973 г., а всего было построено 32 таких подлодки,из которых в музеях и памятных комплексах сохранилось менее десятка, а потому встретить их в оригинале большая редкость, хотя несколько из них мы всё же посетили в разных концах страны.

ImageСнаружи, если не придираться к мелочам, макет выглядит очень даже похожим на оригинал. Но т.к. я таких несколько видел живьём, то присматривался.

ImageВ носовой части корпуса располагалась проницаемая кабина для двух легководолазов, прикрытая фонарём. Сами боевые пловцы внутри находились в мокрых гидрокостюмах.

ImageОсновным предназначением этой СМПЛ было патрулирование акватории портов и рейдов, доставка и эвакуация водолазов-разведчиков, а также минирование причалов и кораблей противника.

ImageМаломощный двигатель СМПЛ, работавший от аккумуляторов, обеспечивал дальность хода в 35 миль со скоростью до 6 узлов на глубинах до 40 метров.

Автономность непрерывной работы ограничивалась всего в 7,5 часов, но зато при необходимости "Тритон-1М" мог оставаться на морском дне до 10 суток, после чего мог продолжить работу.

ImageНу тут уже не сильно похоже на самом деле.

Image
Image
ImageУ рубки Б-308 есть ещё экспозиция из морских гальваноударных якорных мин образца 1908-1938 гг.

ImageВ 1812 г. российский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины и в том же году успешно осуществил подрыв подводного фугаса с помощью электрического тока от аккумуляторной батареи. Тем не менее в то время проект поддержки не нашёл.

В 1840 г. были проведены успешные испытания гальваноударных мин конструкции Б. С. Якоби, обладавших собственной плавучестью за счёт воздушной камеры в её корпусе. С тех пор была введена подготовка специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

ImageВо время Крымской войны такие мины впервые были применены в боевых действиях против англо-французского флота, появившегося в Финском заливе. Тогда русские военные моряки произвели массовые минные постановки для защиты подходов с моря к Кронштадту (1865 шт), Свеаборгу (994 шт), Ревелю, Усть-Двинску с дополнительным прикрытием огнём береговой артиллерии.

Российский Императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины как элемент спланированной стратегии морской обороны.

ImageЕщё одним экспонатом на территории является рейдовый рабочий катер с шифром "Бычок".

ImageЭто малый корабельный рабочий катер проекта 338М, являвшийся самым распространённым в частях и на кораблях ВМФ. Такие катера производились на судостроительных заводах ССЗ №5 в г. Ленинград, Приморском ССЗ "Алмаз", "Море" в Феодосии и даже в Москве. Катер — самый распространённый в частях и на кораблях ВМФ.

ImageДлина катера составляет 8,5 м, ширина 2,4 м, а осадка 0,52 м. "Бычок" водоизмещением 2,5 тонны мог развивать скорость до 6,5 узлов при дальности хода до 200 миль. Экипаж состоял из 3 человек, а вместимость до 18 человек.

ImageСтоял он очень нефотогенично, да ещё и я запортил все норм ракурсы пересветом от ярких солнечных лучше, поэтому как-то так.

ImageПущка.

ImageУ прохода к экспозиции ВМФ на берегу установлена боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, находившаяся на вооружении разведывательных и штабных подразделений, а также в морской пехоте ВМФ. Впервые эти машины были продемонстрировали на Красной площади в 1966 г. во время парада на Красной площади.

Машина обладает запасом хода в 750 км при скорости до 80 км/ч, повышенной проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Лёгкая броня защищает от пуль и осколков мин небольшого калибра. БРДМ-2 производилась с 1965 по 1989 гг. и до сих пор стоит на вооружении в более чем 50 странах.

Ну это сильно банально и я конечно не буду показывать тыщу ракурсов.

ImageА недалеко от главной проходной на территорию гостиничного комплекса стоит многоцелевой вертолёт Ми-2, производившийся в Польше с 1965 по 1992 гг. и применявшийся на флоте как вертолёт палубного базирования для огневой поддержки и связи между кораблями.

ImageВсего их было выпущено около 5400 единиц. Он мог подниматься на высоту до 4 км и перемещаться на расстояния до 360 км со скоростью 210 км/ч.

ImageЭкипаж машины состоял из одного пилота.

ImageТеперь вы стали очень образованными и умными, а значит тоже любите подводный флот, иначе зачем вы долистали до сюда этот прекрасный образовательный пост историчный очень. А я кончил, ухадити.

ImageШкряб-шкряб.
Lana
Lana Sator Lana написала сегодня в 16:54

Отличный подводнофлотный туризм

Ну а теперь про рубку большой дизель-электрической подводной лодки Б-380 "Горьковский комсомолец" проекта 641Б "Сом"
Нескромно позволю себе притащить в комментарии ссылку на фотки изнутри этой лодки до того, как она утонула и была распилена
Только жители сайта могут оставлять комментарии.