
Пиранья

Сегодня вы у меня совсем напрочь поумнеете тут все очень, ведь в этот раз я решил запостить туризм и рассказать про когда-то глубоко высоко долго прямо сикретный проект малых сикретных очень подводных лодок специального сикретного назначения знаменитого сикретного проекта 865 "Пиранья", которых было построено всего две сикретных штуки и которые утилизировали в 1999 г...

В первой половине 1970-х гг. в связи с непрерывным наращиванием НАТО у границ Советского Союза своего флота и большой вероятности войны, командование ВМФ СССР озаботилось созданием малых диверсионных и разведывательных подводных лодок, способных действовать на мелководье в сложных для навигации районах и даже в реках в близи баз противника в условиях развитой противолодочной обороны.
Так ещё до составления технического задания, уже в 1974 г. под руководством конструктора С. М. Бавилина начались первые проектные работы по созданию такой лодки, а спустя два года после начала работ в 1976 г. Ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" было поручено подробное техническое задание по разработке проекта новой малозаметной Малой Специальной подводной лодки водоизмещением до 80 тонн, способной действовать в пределах глубин от 10 до 200 метров для решения задач разведки и противодействия противнику при помощи как минно-торпедного, так и радиоэлектронного вооружения, а также иметь водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров.
Главным конструктором проекта новой МС, получившего номер 865, был назначен Л. В, Чернопятов. Конструкторские работы велись под наблюдением представителя ВМФ капитана 2-го ранга А. Е. Михайловского.

В 1984 г. главным конструктором был назначен Ю. К. Минаев и 15 июля того же года на Ленинградском Адмиралтейском Объединении "2+1" состоялась закладка опытной подводной лодки МС-520 проекта 865, получившего шифр "Пиранья" с заводским номером 01465, которая была спущена на воду 20 августа 1986 г. и 30 декабря 1988 г. принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.

1 декабря 1987 г. состоялась закладка второй головной МС-521 с заводским номером 01466, которая была спущена на воду 31 мая 1990 г. и 25 декабря того же года принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.

Также в 1988 г. была заложена третья в серии МС-518 с заводским номером 01468, но из за начавшегося глубокого кризиса перед распадом СССР от её достройки отказались и 31 января 1991 г. она была снята с производства.

МС "Пиранья" была построена по двухкорпусной схеме. Основной внутренний корпус был построен из немагнитного титанового сплава, а внешний корпус из композитных материалов с шумопоглощающим покрытием. Габариты подлодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра со средней осадкой 3,9 метров. Водоизмещение в надводном положении 218 тонн, а в подводном 319 тонн.
Лодка имела развитую надстройку, в которой располагалось вооружение и другое специальное оборудование. Так на лодке был установлен современный на то время малогабаритный комплекс радиоэлектронного вооружения со средствами связи, навигации, радиолокационного и гидроакустического наблюдения, а также автоматизированная система наблюдения, что позволило сократить численность основного экипажа подлодки всего до трёх человек, состоявшего из командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению.
На центральном посту располагались основные органы управления основными системами, пульт оператора с приборными стойками и средствами отображения информации. Так приборный комплекс включал в свой состав радиолокатор, гидролокатор и средства звукоподводной связи.
В нише под центральным постом располагался аккумуляторный отсек, в котором устанавливалась либо свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей ёмкостью в 1200 кВт/ч , либо серебряно-цинковая батарея общей ёмкостью в 2400 кВт/ч.
В передней части центрального поста перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС и входной люк.
В носовой переборке располагался выход в шлюзовую декомпрессионную камеру с приборами управления системой шлюзования и небольшой дополнительный шлюз для передачи различных предметов.
В кормовой части находился необитаемый электромеханический отсек, в котором на специальной платформе, расположенной на амортизаторах, была установлена главная дизель-электрическая энергетическая установка с полным электродвижением, включавшая в себя дизель-генератор мощностью 160 кВт. Здесь же располагался запас топлива 6,5 тонн, тихоходный всережимный гребной электродвигатель постоянного тока мощностью 60 кВт, различные насосы, компрессоры, вентиляция и т.д. Автономность лодки составляла до 10 суток.
Для обеспечения повышенной маневренности на малых глубинах установка движительного комплекса с гребным винтом располагалась в кольцевой поворотной насадке, также выполнявшей функции вертикального руля. Скорость в надводном и подводном положении в различных источниках колеблется, но в среднем в обоих случаях она составляет около 6-6,5 узлов, а в экономном режиме около 4 узлов. Глубина погружения до 200 метров, а дальность хода в надводном положении и режиме РПД до 1000 миль. В подводном положении непрерывным ходом МС могла преодолеть до 260 миль.

Вооружение МС ПЛ "Пиранья":
Основным вооружением МС принято считать принимаемую на борт диверсионно-разведывательную группу из шести легководолазов, для чего подлодка была оснащена специальным водолазным комплексом, включавшим два забортных герметичных автоматизированных контейнера длиной 12 м и диаметром 62 см, предназначавшихся для хранения как водолазного снаряжения, так и индивидуальных средств передвижения водолазов (либо два транспортировщика типа "Сирена-УМЭ", либо четыре буксировщика типа "Протон"), а также камеру сухого шлюза для выхода диверсантов-подводников в подводном положении на глубины до 60 метров, которые имели возможность использовать подаваемую с лодки по проводам электроэнергию и пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Кроме того лодка была оснащена двумя забортными проницаемыми устройствами диаметром 537 мм.

Также в забортных контейнерах размещались устройства минной постановки, состоящие из двух пусковых проницаемых решёток с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, на которых размещались по две донные мины большой мощности типа ПМТ в каждом, в том числе и с ядерным зарядом, или по одной 400-мм торпеды "Латуш". Для крепления водолазного снаряжения и погрузки был предусмотрен выдвижной лоток, приводы и органы управления которого размещались внутри корпуса подлодки.

Эксплуатация и утилизация МС ПЛ "Пиранья":
Для каждой МС были сформированы по два сменяемых экипажа, а также один технический экипаж для обслуживания обеих подлодок.
Заводские ходовые и позже государственные испытания первой опытной МС-520 проекта 865 "Пиранья" проходили на Балтике с базированием в Эстонии в г. Палдиски, а с 1989 г. она дислоцировалась в Латвии в г. Лиепая, находясь в подчинении командира 22-й бригады подводных лодок, но из за сложности в эксплуатации и подготовке экипажа, лодка редко выходила в море. После достройки вторая лодка также базировалась в Латвии.
К слову, в этих наших интернетах можно прочитать от глубочайших специалистов-подводников диванной дивизии о том, что якобы эти лодки были настолько плохими, что дословно: "никогда не выходили в море дальше буйков", я служил на другой лодке, мы стояли на соседнем пирсе...", ну так вот, что на это передают неоднократно отписавшиеся у меня на кнопке по этому поводу настоящие члены экипажей этих лодок: "Мы дружно очень сильно ссым на ваши лица с сильным напором и очень долго, мамкины подводники". Кароч не читайте херню, слушайте кота - он умный очень и красивый шо пздц

После распада СССР начался вывод Российского флота из Латвии и "Пираньи" были передислоцированы в Кронштадт.
В феврале 1993 г. чертежи и макеты малых специальных подводных лодок были представлены на выставке вооружений в Абу-Даби, проходившей в Объединённых Арабских Эмиратах, но покупателей на них не нашлось.

На отечественном флоте эти подводные лодки не прижились из за множества недостатков и сложности в эксплуатации, а также недостатка финансирования. Кроме того, отношения с западом улучшались и для них попросту не было боевых задач, поэтому уже в 1994 г. обе лодки встали на консервацию у пирса в Зимней Гавани в Кронштадте.

В 1997 г. обе лодки принимали участие в съёмках известного отечественного фильма "Особенности национальной рыбалки" во время съёмок сцен снаружи.

Также в этих наших интернетах ходит ничем не подтверждённый слух о том, что якобы одну из МС пытался купить наркобарон Пабло Эмилио Эскобар, но это такая ссанина в уши, что шлите нахер того, кто такую дичь вещает прямо сразу и на лицо нассыте ему.

В 1998 г. обе лодки были выведены из состава ВМФ (по другим данным одна в 1998 г., а вторая в 2001 г.) и в марте 1999 г. (по другим данным в 2000 г.) отбуксированы в цех Кронштадтского морского завода, где были утилизированы.

Узнав о её существовании я сразу же поставил себе галочку в голове и при очередном понаезде в эту вашу златоглавую, конечно же поставил себе цель добраться и до неё.
Вот только попасть к ней оказалось не так легко, как я думал. Территория гостиничного комплекса закрыта для посещения посторонних, а по пути расположено два поста охраны. Поискав информацию в интернете, мне удалось узнать, что в определённый день можно попасть в группу, которую водят на экскурсию к экспозиции ВМФ. Записаться на экскурсию я не смог, т.к. делать это было необходимо сильно заранее, а в Москве я был спонтанно и поэтому решил пойти наобум.
Но по приезду туда, почему-то в нужный мне день никакой экскурсией не пахло. Тем не менее узнав о моём настырном фанатизме на первом КПП, охранник разрешил дойти до второго КПП и обратиться к охране самой территории комплекса. Там охрана удивилась мне ещё больше, но благо на месте был начальник охраны, который меня сразу понял и со словами "Какой же ты красивый и умный", выдал мне разовый пропуск на проход под номером 006, добавив "У тебя ровно час", после чего я с радостью поскакал к экспозиции ВМФ. :)






















А теперь о самих людях:
В 2020 г. офицеры из ассоциации "Клуба Русская морская традиция" и выпускники-дизелисты 1992 г. Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина, узнали о проводившейся утилизации последней выпущенной большой подводной лодки Б-380 "Горьковский Комсомолец" проекта 641Б "Сом" и приняли решение о сохранении ограждение её рубки, основав на её базе на берегу Истринского водохранилища в Московский области экспозицию ВМФ, заложенную 26 июля 2020 г. ко Дню Военно-Морского Флота.
В августе 2020 г. из Севастополя тремя бортами спецтехники на берег Истринского водохранилища были перевезены элементы рубки и другие части подлодки общим весом около 40 тонн, из которых силами профессиональных реставраторов была собрана полноценная рубка. В ней были восстановлены все внешние детали вплоть до верхнего рубочного люка и боковой рубочной двери. Внутри установили оригинальную систему бортовых огней и внутреннего освещения рубки с пакетниками и розетками, палубу со всеми настилами и трапами, восстановили некоторые выдвижные устройства, а как вишенка на торте, снаружи рубку обклеили резиной.
15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, впоследствии войдя в состав организованного на берегу парка "Патриот", главным экспонатом которой сначала и стала эта рубка подводной лодки Б-380.
В 2022 г. экспозиция пополнилась первой "Пираньей", а в 2023 г. добавился "скелет" второй.
В настоящее время в составе экспозиции собраны и другие образцы начиная с Петровских времён. Я редко кого-то реально хвалю без сарказма, но за историей каждого собранного здесь экспоната стоит энтузиазм членов ассоциации, желание подарить им вторую жизнь и конечно познакомить молодое поколение с историей отечественного Военно-Морского Флота. Ну а ещё они похвалили мои писульки в интернетах, поэтому я зазнался.
Сама экспозиция стала местом для проведения различных мероприятий ассоциации, празднования Дня моряка-подводника, Дня ВМФ и прочих флотских праздников. Здесь проходят встречи подшефных кадетов с ветеранами ВМФ и презентации книг писателей-маринистов, проводятся шлюпочные походы и парусно-гребные регаты.
Жаль только, что попасть сюда не так просто.


Умные буквы, читай, вникай:
Свою историю Б-380 берёт с 15 октября 1981 г., когда в г. Горький на заводе "Красное Сормово" она была заложена как большая торпедная подводная лодка.
8 февраля 1982 г. лодка была зачислена в списки кораблей ВМФ, а её сформированный экипаж вошёл в подчинение 104-й отдельной бригады строящихся подводных лодок Военно-Морского Флота.
В августе того же года лодка была спущена на воду, а в ноябре её экипаж заключил договор о шефских связях с комитетом ВЛКСМ Горьковского машиностроительного завода и за активную работу личного состава по её вводу в строй, а также в связи с 60-летием шефства ВЛКСМ над ВМФ, Приказом ГК ВМФ лодке было присвоено наименование "Горьковский комсомолец".
А в конце 1982 г. (по одним данным 25 декабря, а по другим 30 декабря) лодка вступила в строй и в 1983 г. была включена в состав 153-й бригады 14-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота с местом базирования в бухте Южная в г. Севастополь.
В 1984 г. подлодка выполнила две боевых службы
В 1985, 1986 и 1987 гг. подлодка во время учений условно атаковала торпедами 53-65К три отряда боевых кораблей, завоевав два приза главнокомандующего ВМФ.

В 1988 г. подлодка принимала участие в параде в честь дня Военно-Морского Флота в г. Севастополь.

15 февраля 1991 г. лодка была поставлена на капитальный ремонт на Севморзавод СРЗ №91, но из за кризиса после распада СССР и недостатка финансирования ремонт затянулся на годы и экипаж лодки был сокращён до необходимого минимума, а в 1992 г. её почётное наименование "Горьковский комсомолец" было упразднено.
В апреле 1996 г. лодку и вовсе хотели передать в ВМФ Украины, но её состояние было слишком плохим и от передачи отказались.
В июне 2000 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о восстановлении лодки и выделило финансирование не только на её ремонт, но и модернизацию. К работам привлекли ООО "Лазаревское адмиралтейство" в г. Севастополь, а шефство над подводной лодкой взял на себя Советский район Нижнего Новгорода.
31 декабря 2001 г. лодка вошла в состав 247-го отдельного Констанцского ордена Ушакова I степени дивизиона подводных лодок Черноморского флота под названием Б-380 с тем же местом базирования в бухте Южная.
1 марта 2004 г. на лодке был введён полный штат личного состава, преимущественно набранный в Нижегородской области. Экипаж регулярно выходил в море на подводной лодке "Алроса" проекта 877В "Палтус", получая практические навыки по обслуживанию лодки.
25 сентября 2006 г. о благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия Б-380 была освящена священником В. Поляковым, а экипажу была передана икона святого праведного воина Федора Ушакова с частицей мощей.
В 2007 г. во главе с заместителем министра строительства А. Будаковым Б-380 посетила делегация Нижегородской области с предложением по готовности лодки присвоить ей имя основателя Нижнего Новгорода Князя Георгия Всеволодовича, а в 2008 г. Нижегородская Епархия и Администрация Советского района Нижнего Новгорода добивалась присвоения лодке наименования "Святой князь Георгий", которое официально не было утверждено, но неофициально всё-таки закрепилось за ней.

Но в 2008 г. решением Министра обороны России А. Сердюкова и главнокомандующего ВМФ В. Высоцкого от дальнейшего ремонта и модернизации отказались. В 2009 г. государственный конкурс был отменён, когда из общей оценочной стоимости ремонта в 1 248 000 000 рублей уже было освоено около 800 000 000 рублей.
В июле 2010 г. лодка находилась в плавдоке ПД-16, где в 2011 г. её начали готовить к списанию, но уже в ноябре 2012 г. в ВМФ начали рассмотрение вопроса о возвращении недоремонтированной подводной лодки в строй и после проведения оценки стоимости окончании её ремонта на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.
1 декабря 2014 г. Б-380 была переформирована в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок, сформированной из 247-го отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, но ремонт так и не продолжился, а лодка находилась в том же доке.
24 декабря 2015 г. подлодку всё-таки списали и в ожидании утилизации в первой группе кораблей и судов, она всё также находилась в доке в отстое, ожидая своей участи.
В 2016 г. было проведено два конкурса на утилизацию этой группы кораблей и подлодок, но первый конкурс был аннулирован, а в результатах второго Б-380 уже не числилась.

Летом 2019 г. прошёл новый конкурс на утилизацию, в том числе и Б-380, но 15 декабря того же года плавдок ПД-16 со стоящей внутри подводной лодкой затонул. Лодка самопроизвольно всплыла и легла на борт, после чего была отбуксирована к стоянке УТС.

20 декабря 2019 г. корпус лодки на понтонах был перевезён в Инкерман для утилизации, где в 2020 она была разделана на металлолом.

Так в августе 2020 г. ограждение рубки Б-380 было доставлено на территорию гостиничного комплекса "Мистраль" на берегу водохранилища, а 15 октября 2021 г. экспозиция ВМФ была торжественно открыта для посетителей, впоследствии войдя в состав организованного на берегу парка "Патриот".






























В 1724 г. прошли вторые испытания этого прародителя субмарин, в ходе которого судно смогло погрузиться на глубину, но от удара о дно получило пробоину и затонуло.
Тем не менее даже после кончины Петра были проведены еще одни испытания, которые также окончились неудачей.






В 1881 г. обе лодки были приняты на вооружение флота, а в 1884 г. появилась и новая модификация с электродвигателем, работающим от аккумуляторов.
Всего было произведено 50 таких подлодок, которые служили на Чёрном и Балтийском морях вплоть до 1888 г.













Автономность непрерывной работы ограничивалась всего в 7,5 часов, но зато при необходимости "Тритон-1М" мог оставаться на морском дне до 10 суток, после чего мог продолжить работу.





В 1840 г. были проведены успешные испытания гальваноударных мин конструкции Б. С. Якоби, обладавших собственной плавучестью за счёт воздушной камеры в её корпусе. С тех пор была введена подготовка специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

Российский Императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины как элемент спланированной стратегии морской обороны.






Машина обладает запасом хода в 750 км при скорости до 80 км/ч, повышенной проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Лёгкая броня защищает от пуль и осколков мин небольшого калибра. БРДМ-2 производилась с 1965 по 1989 гг. и до сих пор стоит на вооружении в более чем 50 странах.
Ну это сильно банально и я конечно не буду показывать тыщу ракурсов.





Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Отличный подводнофлотный туризм