Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Arseniy
Arseniy Kotov написал 5 сентября 2017 в 09:29 [изменен через 13 минут] [ Назад ]

ГМС Ледник Федченко ч.2

Продолжение истории про поход на гидрометеорологическую станцию, затерянную во льдах Памира. Первую часть смотрите здесь.

Image




День восьмой
Ночью снова шел снег, но уже в меньшем количестве, по сравнению со вчерашним днём. Ждать больше нельзя, ведь запас еды ограничен. Я уже потерял 3 дня на путь до Танымаса (изначально я расчитывал, что эту часть удастся проехать на попутной машине) и вчерашний день, дожидаясь погоды.

Вдоль озера на свежевыпавшем снегу вижу волчий снег, совсем недавно он прошел в сторону Федченко, не понимаю, что забыл волк на такой высоте, ведь зайцы водятся ниже на травянистых склонах, единственная живность, которую я здесь видел - стая уток на озере под ледником, но утки, на мой взгляд, не самая простая добыча для волка.

Пройдя вдоль берега озера, выхожу на морену ледника Танымасская лапа. Вскоре поднимаюсь на пологий перевал, с которого открываются виды на бескрайние снежные просторы Федченко. Оптимальный путь движения здесь - по правой морене. Трещин в начале пути достаточно много, но все они легко обходятся и перепрыгиваются. Не смотря на то, что ночью шёл снег, закрытые трещины хорошо заметны, отличаясь ото льда своим желтоватым цветом. Идя в одиночку, пользоваться снежными мостами я не рискую, лучше потратить пару минут на поиск более узкого места. По мере приближения к леднику Наливкиина идти становится проще, трещин уже гораздо меньше, а те, что встречаются совсем не широкие.

Самым страшным местом была зона трещина у ледопада между ледниками Елены Розмирович и Кашалаяк, участники Памирского марафона-2009 охарактеризовали этот участок, как "коварный ледопад", что не вселяло в меня оптимизма. По мере приближения к ледопаду, безоблачное небо заволакивают тучи, снова начинает падать снег, сильно холодает, видимость ухудшается. Весь ледник на этом участке разрезан трещинами, проходить их лучше всего чуть правее левой морены. Прыгать через сотни трещин в опустившихся облаках со снегом, сыплющимся в лицо - то еще удовольствие.

Спустя полтора часа миную этот участок, ледник снова становится пологим, метеостанция уже видна невооруженным глазом. Небо опять очистилось от облаков и только что выпавший снег начинает стремительно таять. До пригорка с метеостанцией остается пройти не больше километра, но в этом месте ледник изгибается, формируя углубление, в котором скапливается большое количество воды и мокрого снега. Пытаясь пройти этот участок, проваливаюсь по колено в воду, перемешанную со снегом. Поворачиваю назад и обхожу это углубление чуть ниже, здесь ледник тоже прикрыт снегом, каждый шаг приходится проверять палкой. К счастью, заснеженный участок быстро заканчивается и снова начинается надежный лёд. На гребень метеостанции я выбираюсь между огромных трещин.

ГМС им. Горбунова представляет собой фантастическое сооружение - маленькая ангаровидная постройка с огромными окнами, каждое из которых состоит из множества прямоугольных стеклышек. Внутри сохранился исторический интерьер, стены увешаны многочисленными плакатами, вымпелами, картами. Всё покрыто большим слоем пыли и рассыпанной серебрянки.

Никогда раньше у меня не было желания убираться на заброшке, но здесь мне предстояло провести пару ночей, так что я помыл одну комнату, в которой кинул спальник и слегка прибрался в главной рубке. Нашёл журнал посещений, судя по записям, до меня в этом году на станции была лишь одна группа ребят из Иркутска.

Остаток дня обследую станцию и её окрестности, просматриваю литературу, встречаются здесь очень интересные и редкие книги, в том числе Пржевальского и других исследователей средней азии. Ночью было очень холодно, вода в бутылке снова покрылась льдом, а ведь я ночевал в помещении, видимо метеорологам приходилось топить печи даже летом.


ImageМорена на Танымасской лапе утром оказалась присыпана снегом


ImageЛедовое озеро справа (если идти на Федченко) от перевала Танымас


ImageНа леднике Федченко, орографически вторая справа морена


ImageВид на верховья ледника Федченко



Image Понижение на Федченко, участок около ледника Наливкика


ImageКаменные грибы с ледовыми ножками у ледника Наливкина


ImageПогода налаживается, становятся видны масштабы ледника Федченко


ImageСвежевыпавший снег тает, делая морену более заметной. Участок у ледника Наливкина


ImageВпадение одного из бесчисленных ледников в Федченко


ImageФедченко и ледник Наливкина, на заднем плане в тени


ImageНа той же самой морене ниже ледника Наливкина



Image Вид на ледник Елены Розмирович


ImageПоворот Федченко на участке у ледника Елены Розмирович


ImageЕсли присмотреться, здесь уже можно увидеть метеостанцию. Чуть ниже начинается участок с трещинами.


ImageТрещина в леднике Федченко на участке между л. Кашалаяк и л. Елены Розмирович


ImageВид с морены на зону трещин на участке между л. Кашалаяк и л. Елены Розмирович


ImageНизкие облака стелятся по леднику Кашалаяк


ImageЛедник Геофизический


ImageЛедник Зимовщиков

Image Вид на метеостанцию с ближайшей морены на Федченко


ImageЛедник Зимовщиков - самый живописный в этом районе


ImageТемная снежная туча надвигается с перевала Кашалаяк. Как бы я не спешил, до станции она дойдет быстрее меня


ImageВыбираюсь на гребень метеостанции через зону трещин


ImageНад Федченко идет снег


ImageВид на станцию с площадки с аппаратурой, боковые двери ведут в хозяйственные помещения


ImageМетеоестанцияя на фоне изгиба ледника Федченко


ImageЛедник Зимовщиков с гребня метеостанции


ImageГМС им. Горбунова и площадка с метеоаппаратурой

ImageПамятная табличка, установленная в 1983 году


ImageЕле читаемая табличка ГМС Ледник Федченко

ImageПамятная табличка в честь первопрохождения двух вершин


ImageМертвая птичка между стёклами, обычно никто крупнее мух туда не забирается


ImageАккумуляторная находится в отдельной постройке


ImageВ этой же постройке соседнее помещение занимают генераторы


ImageДизельный генератор и батареи у вертолётной площадки. Кто-то когда-то явно мечтал разграбить метеостанцию, но потом передумал


ImageВертолётная площадка


ImageАнтенна спутниковой связи

ImageОкно, за которым находится главное помещение с датчиками и радиорубкой


ImageИзгиб ледника Федченко

ImageК аккумуляторной уже много лет прислонен ледобур (видел его на фотографиях 2009 года)


ImageЛеденящий душу сортир


ImageСумерки на леднике Федченко


ImageФантастическое звёздное небо над забытой во льдах метеостанцией. Остаточное напряжение в аккумуляторах позволяет ярко зажечь лампочку на несколько минут в день


День девятый
Большую часть дня остаюсь на метеостанции, продолжаю листать книги, смотреть старые записи, обследовать комнаты. В столовой к аккумуляторам была подключена лампочка, работающая от остаточного электричества. Принес еще три аккумулятора, подключил к цепи, стала светить ярче и дольше, но хватает ее все равно не больше, чем на полчаса.

В одной из комнат нашёл гантелю, перед обедом позанимался физкультурой, на такой высоте устаешь значительно быстрее. Сфотографировал весь журнал посещений, желающие узнать кто и когда бывал на станции могут найти pdf-книгу в конце этого рассказа. Ближе к закату ходил фотографировать на ближайшие пригорки. Метеостанция на фоне ледника выглядит фантастично, словно лунная база на поверхности обледеневшей Европы (спутник Юпитера). Посмотрев на скудные запасы своих продуктов, решаю не идти в низовья ледника Федченко, а на следующий день повернуть назад.

Image
Холодное утро на метеостанции


Image
Вид на Федченко с нижней части гребня метеостанции



Image
Ледник Зимовщиков в солнечный день



Image
Следы жизнедеятельности метеорологов. Они явно любили консервы (или у них не было выбора). Как мне кажется, живя на леднике, возможно хранить годовой запас свежего мяса прямо во льду летом или в любом неотапливаемом помещении зимой


Image
Боковые окна метеостанции. За левым окном находится комната, в которой я остановился


Image
Плакаты с мудрыми таджикскими старцами


Image
Карта Таджикcкой ССР


Image
Цепь аккумуляторов, раньше их было всего остальные я принес из комнаты, в которой решил поселиться



Image
Дверь в спальню фаната Майкла Джексона


Image
Книжный шкаф в главной комнате


Image
Интерьеры главной комнаты. За стеклом стоит барометр


Image
Фильм есть на youtube. Как я понимаю, это неудавшийся прототип Безумного Макса


Image
Кинопроектор Украина. Плёнки к нему я видел на чердаке. Было бы круто посмотреть здесь старые фильмы


Image
Умывальник с "качками"


Image
Вымпелы турклубов над дверным проемом, ведущим в радиорубку


Image
Книжный шкаф меньших размеров есть в одной из спален


Image
Окно в столовой


Image
Кухня, когда-то здесь готовили на газу. Но помимо этого на станции есть настоящая печь, в которой раньше пекли хлеб


Image
Комната, которая приглянулась мне, тем, что убраться в ней было проще всего. На полу лежал ковёр, набитый пылью, который я засунул в углубление под кроватью и комната сразу засияла чистотой


Image
Командная рубка - сердце метеостанции. На столе раскрыт журнал регистрации


ImageВетряной генератор, поваленный могучими ветрами


ImageГМС Ледник Федченко на фоне коварного ледопада между ледниками Розмирович и Кашалаяк



Image


Image
Изгибы ледника сливаются вдали


Image
Центральная морена ледника Федченко крупным планом


Image
Ледник Зимовщиков в последних лучах солнца


Image
ГМС им. Горбунова на фоне ледника Федченко. Такие пейзажи стоят издержек походной жизни


Image
Ледник Федченко ниже метеостанции


Image
Единственное убежище посреди огромных ледовых просторов


Image
Сумерки на метеостанции


День десятый
Выхожу на рассвете, ранним утром ледник еще не успел растаять и зону с ледяными болотами удается пройти не намочив ног. Ледопад в солнечный день уже не кажется таким страшным и маршрут следования по нему вполне понятен.

На половине пути снова начинает падать снег, но мне уже всё равно, самое сложное позади, иду быстро, практически без остановок, единственной новой проблемой - была зона трещин у слияния Танымасской лапы и Федченко, которую я удачно обошел в прошлый раз, а сейчас застрял в самой её середине.

Вернувшись назад, прохожу этот участок по маршруту, записанному на GPS ранее. К пяти часам вечера выхожу к месту стоянки у ледового озера, забираю спрятанные продукты и, поужинав, отправляюсь дальше. Вниз по уже известному маршруту идется быстро и легко. На ночь останавливаюсь выше ледника Танымас 3й в паре километров от места встречи с волком.


Image
Единственная фотография за этот день. Моя палатка в долине реки чуть выше ледника Танымас 3-й




День одиннадцатый
Этой ночью спал ужасно, проснулся в четыре часа утра от ветра и холода, до рассвета не удается больше поспать, как только небо становится едва светлым, выбираюсь из палатки и еле двигающимися руками собираю рюкзак.

За прошлый день я прошел тридцать пять километров и сейчас чувствую себя очень уставшим. Все ручьи покрылись толстой коркой льда, проломив которую, набираю воду и кипячу чай, доедаю оставшийся шоколад, орехи и отправляюсь в путь. Уже знакомыми местами обхожу прижимы Танымаса, выбираюсь через ущелье на ледник, спускаюсь вниз, обходя огромные ледяные пирамиды.

В ущелье, где встретил волка, нахожу свежие следы медведя, но повстречать самого мишку не пришлось. Идти, когда знаешь маршрут гораздо проще и быстрее, не приходится тратить время на обдумывание пути и рассматривание рельефа.

Снова обхожу Гудару по леднику, воды в ней стало меньше из-за холода последних дней, но все еще слишком много, чтобы пытаться пройти ее вброд. В этот же день успеваю обойти прижимы реки, уже в сумерках я спускаюсь вниз, на полянку, где ночевал в первую ночь на Танымасе. Ставлю палатку в том же самом месте и, закутавшись в спальник, быстро проваливаюсь в сон.
Image
Ледник Танымас 3-ий


Image
Очень хочется забрать череп с рогами себе домой, но тащить лишние 5 килограмм совсем не хочется


Image
Река Танымас после заката. Фотография сделана в месте спуска после обхода главных прижимов на пути назад


Image
Холм с ручьем, здесь я ночевал после первого дня пути по Танымасу




День двенадцатый
До урочища Топтал остается всего двенадцать километров. Без остановок прохожу их, практически не обходя прижимы, за исключением самых глубоких. После холодных дней, тем более утром, Танымас заметно меньше в размерах и уже не кажется таким страшным и непреодолимым. Самые глубокие участки прохожу по пояс в воде, заранее спрятав электронику в пакет наверху рюкзака.

Часам к 11 утра выбираюсь на дорогу. Дует сильный ветер, поднимая пыль и закручивая смерчи в долине реки. Несколько часов отдыхаю, а затем поднимаюсь по серпантину на перевал. Крутой подъем дается с турдом, но наверху меня ждёт приятный сюрприз. Навстречу едут два джипа. Это оказываются киргизы из Оша, сопровождающие группу буржуйских туристов, едущих на велосипедах в сторону Хорога. Угощают меня колбасой, двумя лепешками хлеба и бутылкой кока-колы. Такого сытного обеда у меня давно не было! Вскоре подъезжают велосипедисты и машины следуют за ними дальше, а я иду к пастухам.

По пути встречаю двух молодых памирцев, идущих с осликами в сторону урочища Топтал. Дойдя до хижины, вижу у них в доме неожиданную гостью, француженку, которая шестой год подряд заезжает к этим пастухам и путешествует по Памиру. Местные, как и в прошлый раз очень дружелюбны ко мне и приветливы, показываю им фотографии, рассказываю о своём пути. С заинтересованностью они обсуждают эту метеостанцию. По сравнению с их незатейливым домом, ГМС - настоящая космическая станция.

До вечера сидим вместе и пьем чай с хлебом и маслом. Меня угостили йогуртом, переварить который мне нормально не удалось. На вкус он был свежий, но продукт очень непривычный. На ночь останавливаюсь в палатке на травянистой поляне, где уже ставил ночевал в прошлый раз. Француженка хотела поставить палатку рядом, но у неё сломалась дуга и ей пришлось ночевать вместе с пастухами.


Image
Щедрый киргизский водитель, угостивший меня колбасой с хлебом


Image
Памирец и француженка разглядывают карту района


Image
Звёздное небо у пастушьего дома




День тринадцатый
На рассвете заглядываю к пастухам, большая часть людей уже разбрелась по своим делам, с оставшимся парнем и француженкой вместе завтракаем традиционными хлебом с маслом и молочным чаем.

Впереди у меня долгая дорога... Если я хочу выбраться отсюда за два дня (а на больший срок еды мне не хватит), то нужно идти по 35 километров в день, что по ровной дороге совсем не сложно, но всё же несколько утомительно. Прощаюсь с местными обитателями, благодарю их за теплый приём и отправляюсь в путь. Спустя несколько километров, на берегу реки встречаю только проснувшихся французских велосипедистов, с которыми вместе выпиваю по чашке кофе.

Иду дальше по безжизненной степи, как и в прошлые дни, ветер закручивает маленькие смерчики и бросает песок мне в лицо. По пути встречается немец на джипе, едет он мне на встречу и по его словам направляется в Хорог, недолго общаемся и расходимся. Вскоре меня догоняют двое велосипедистов, тоже немецких. Все встречные европейцы необычайно улыбчивы и приветливы.

До шести часов вечера прохожу тридцать семь километров. Слышу звук мотора, оглядываюсь, мне на встречу едет тот же самый немец, которого я повстречал в первой половине дня, до Хорога он явно не добрался. Счастью моему нет предела, оставшийся путь до Каракуля проезжаю вместе с ним. А впереди меня ещё ждёт долгая дорога домой через Киргизию, Узбекистан, Казахстан...


Image
Смерч на фоне пика Муксольский


Image
Долгая дорога к Памирскому тракту, участок после маленького перевала Аильутек


Image
Участок дороги вдоль реки Кокуйбель


Image
Еле заметная синяя полоска - озеро Караколь


Image
Долгожданный Памирский тракт


Image
Ребенок в селе Караколь


Image
Девушки набирают воду в бидоны. Колонки здесь имеют очень неудобную конструкцию, затрудняющую набор воды в бутылку


Image
Серый жигуль - призрак России


Image
Мужики направляются в мечеть


Image
Минимализм по-таджикски. Всего одно окно на такую длинную стену


Image
Посёлок кажется полузаброшенным, большая часть домов здесь закрыта на большие ржавые амбарные замки


Image
Гостевой дом в здесь - чуть ли не единственный способ заработать денег, не уезжая на работу в другие места


Приложения:
Журнал регистрации ГМС им. Горбунова (PDF, 103 mb)
Трек "На Федченко через Танымас" (kml, 90kb) Использовать с осторожностью - запись трека я вёл только на леднике, остальную часть дорисовал по памяти.

Контакты автора: vk, instagram, facebook
ulterior
ulterior написал 5 сентября 2017 в 11:20
Очень-очень душевно!
White
White написала 5 сентября 2017 в 12:28 [исправлен через 11 секунд]
Отличный материал!
давно с таким удовольствием не читала посты
NordSkif
Скифъ Северный NordSkif написал 5 сентября 2017 в 14:29
Отлично, на метеостанции время словно остановилось :)
0
Ссылка | 1 отв.
Arseniy
Arseniy Kotov Arseniy написал 5 сентября 2017 в 22:03
NordSkif: я смотрел ранние отчет и тогда она выглядела лучше. Сейчас уже видны следы вандализма. Кто-то на вертолетную площадку притащил дизель и аккумуляторы, видимо хотели на дачу себе увезти.
OMGtime
OMGtime написал 7 сентября 2017 в 21:19
Одного плюса явно маловато, поставил бы больше.
Padonak
Женяй Padonak написал 11 сентября 2017 в 01:52
очень сильно, нет слов!
Только жители сайта могут оставлять комментарии.