Канонерский остров
Связанный объект: Дом бакенщика
Где-то за парадными площадями и изысканными проспектами с великолепными старинными домами, дальше Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки, по ту сторону бывших заводских окраин Обводного канала, минуя портовую зону по Двинской улице и еще дальше к заливу, пересекая фарватер Морского канала, находится одно из самых удивительных места Санкт-Петербурга - выходящий к самой воде и пронизанный нависающей сверху, но не пересекающейся с ним автострадой - чарующий Канонерский остров. Место, где прекраснейшие виды на водную гладь сочетаются с разрухой, относительно современные жилые кварталы - с суровой портовой промзоной, близость к центру шумного мегаполиса - с провинциальным спокойствием, а первозданная природа - с настоящей антиутопией.Над островом нависает громадина Западного скоростного диаметра, но съездов на него нет, как нет и других мостов. Единственный для 4,5 тысяч местных жителей путь на большую землю - через построенный в 1983 году узкий двухполосный туннель.
Центральная часть тоннеля сооружалась методом погружных секций. Сами 75-метровые секции изготавливались в док-шлюзе на самом острове, доставлялись до места установки вплавь и погружались без участия водолазов с точностью до 1 сантиметра.
То, за что мы любим Канонерку - это вид на залив. Удивительно, конечно, что морской и портовый город Санкт-Петербург имеет так мало относительно близких к центру мест, откуда можно увидеть эти самые море и порт. Реки и каналы - пожалуйста, но не большую воду. Здесь же береговая линия, открытая всем ветрам, превышает пять километров чистого визуального наслаждения.
Летом здесь активно жарят шашлыки, загорают, а самые смелые даже купаются. Со своим оборудованием, разумеется - другого нет. Рядом находится Центральная станция аэрации и большая промзона, вода далеко не самая чистая. Но кого это останавливало в жаркий июльский день?
Зимой территория острова прирастает льдами, люди организуют другой досуг. И я говорю даже не о хоккее - сколько тут рыбаков!
Курортную идиллию нарушает стук и грохот с Канонерского судоремонтного завода - местного островообразующего предприятия.
Его 5-й док принял на ремонт единственный в мире атомный лихтеровоз Севморпуть. За ним и ЗСД - жилые дома и труба котельной Канонерского острова.
Центральна станция аэрации на искусственном острове Белый, отделяемого от нашего небольшим проливом. Станция принимает на себя около половины всех городских стоков из Василеостровского, Кировского, Московского, Фрунзенского, Центрального районов и части Юго-Запада. В это сложно поверить, но до 70-х годов все сточные воды в Ленинграде сбрасывались без очистки. Сегодня через очистные сооружения проходят свыше 98% всех бытовых, промышленных и ливневых вод.
У берегов Белого острова можно встретить подтопленные буксиры и дебаркадер.
Главная доминанта острова - 88-метровая труба недостроенной Канонерской котельной.
Котельная возводилась в 80-х годах по типовому проекту. На Волхонском шоссе стоит её сестра-близнец. Тоже, кстати, недостроенная.
Главный цех, труба, мазутохранилище - в конструкциях всё было готово. Работа встала в начале 90-х годов.
Оборудование не завезли, внутри пусто.
С бочек открывался замечательный вид на окрестности, а внутри них можно было оценить интересную акустику.
При строительстве ЗСД котельную почти полностью снесли, оставив лишь ровную площадку и дымовую трубу. Застраивать это место пока не планируется, а демонтаж высотных сооружений - дело затратное.
Жильё на острове представлены кварталом послевоенных сталинских домов, пятью пятиэтажками и еще пятью домами поновее и повыше (9-16 этажей). Жилое строительство на острове завершилось в 1990-м году. В центре кадра - бывшее общежитие сотрудников местного судоремонтного завода с трёхуровневыми (!) однокомнатными квартирами, построенный в 1989 году.
Хрущевка серии ГИ с микроквартирами: трёхкомнатная - 40,6 кв. м, четырёхкомнатная - 47,8 кв. м. Бонусом идёт постоянный шум от нависающей автострады.
Наиболее близкие к ЗСД дома полностью или частично расселили. В трёх из пяти парадных этого дома 504-й серии продолжают жить люди.
Ближняя пятиэтажка полностью расселена, в дальней, по мнению строителей магистрали, вполне себе можно жить.
Световая надстройка на крыше 9-этажной модификации серии ГИ. В парадной нет окон, свет поступает сверху. Да, и должен же где-то жить Карлсон.
Пара кирпичных домов 50-х годов постройки, обращенные фасадами на Морской канал, были расселены, долго стояли брошенными, но несколько лет назад их отремонтировали (реставрацией это сложно назвать) и снова заселили.
Постройка Канонерского тоннеля избавило от необходимости полагаться исключительно на паром, появилась возможность расширить производственные мощности судоремонтного завода и набрать новый персонал. 80-е стали временем строительного бума на острове, возвели пару 16-этажек серии 1-528-кп83, здание общежития и дом переменной этажности по индивидуальному проекту. А еще школу, бассейн, небольшую районную котельную и важные для комфортной жизни постройки.
Красивые виды на тихий залив и шумный порт.
Главная парадная магистраль - Путиловская набережная. Лучшее место для наблюдения за корабликами.
Через канал можно увидеть пути станции Новый Порт, недостроенный пост централизации этой станции и высотки на Двинской улице. Но не за этим мы сюда приехали в День ВМФ.
Вот, например, сторожевой корабль ВМФ Индии проходит под двухъярусным мостом через канал.
Скоростной катер спешит куда-то в сторону Кронштадта.
И он такой не один, тут целый кортеж летит по волнам.
Видимо, кто-то опаздывает на аквадискотеку.
Зимой тут не столь уютно, но жизнь в порту и движение в канале не затихает.
Тухлов дом, в котором династия бакенщиков в четыре поколения жила до 1964 года. Опасные мели они отмечали красными и белыми бакенами, указывая путь судам. В 2011 году руины дома были снесены.
Мы покидаем обжитые места и устремляемся вдаль по косе Канонерского острова, уходящей далеко в воды залива. Островные высотки еще долго будут смотреть нам вслед.
Каждые пять-десять минут пути здесь радикально меняется ландшафт и растительность. Вот густой лиственный лес на холмистом основании.
Вот болотистый берег с камышами и чайками (и видом на газпромовскую башню).
А вот и среднерусские пейзажи с полями и небольшой рощицей.
Слева открываются виды на Большой порт Санкт-Петербург. Небольшой катерок упёрся в причал и, словно маленький но настойчивый жук, пытается его сдвинуть.
То и дело в объектив попадают интересные посудины.
А иногда и целые плавучие многоэтажки. До строительства нового пассажирского терминала на Морском Фасаде некоторые лайнеры разгружались прямо в Большом порту.
Справа же - бесконечная гладь залива, вид на город и панорамы самого острова.
Надоела маячащая на всех снимках ЗСД? Не проблема, можно её отключить.
Гостиница Прибалтийская на Васильевском острове.
ТЦ Питерленд и ЖК Золотая Гавань -район парка 300-летия Петербурга.
Мы приближаемся к оконечности Канонерской косы. На противоположном берегу Морского канала расположился скандально известный Петербургский нефтяной терминал (выглядит не так помпезно, как дворец в Вырице его владельца).
Пролив между нами и терминалом получил название Золотые ворота, гостей города здесь встречает монументальная стела ЛЕНИНГРАД, одна из двух сохранившихся, и уж точно самая торжественная.
Удивительной красоты места, только волны до горизонта, могучие суда и цепочка островов вдоль фарватера. Попасть на них можно только зимой или вплавь. Мы пойдем вторым путём, но уже в следующий раз.
Артём Серый artemseriy
написал 4 февраля 2021 в 11:40
Люблю я Канонерский. Особенная там атмосфера, ни на что не похожая. Людей мало, машин мало...
+9
Ссылка
Stimboy
написал 4 февраля 2021 в 14:49
[исправлен через 51 секунду]
Ходить пешком по этому туннелю то ещё удовольствие... Снесённую котельную тоже помню. Бывал на ней не раз. У меня там раньше друг жил. Поэтому часто там бывал. Коса в конце острова тоже интересное место. Особенно летом. Нашёл свою фотку с той котельной 2010 года...
+8
Ссылка
| 2 отв.
Дмитрий Мареев hardVIP
написал 4 февраля 2021 в 14:56
Stimboy
написал 5 февраля 2021 в 20:41
[исправлен через 9 минут]
hardVIP: я по началу тоже пешком по туннелю. Было интересно. Но вот эти летящие автобусы отбили всё желание. Там даже нормальных ограждений раньше не было. Туннель узкий. Очень опасное место.
А в воде это лодки. Просто качество фото плохое и не понятно. Там рядом с котельной лодочные гаражи. Они вроде и сейчас есть.
А ближе к косе есть искусственный водоём. Там в 90е топили криминальные трупы...
Ещё помню в конце нулевых туда народ ездил покупать наркоту. Там барыжное место было. При мне несколько раз на пустыре у озера продавали наркоту местным. Многие из тех ребят уже померли от наркоты. Так что место с богатой историей...
А в воде это лодки. Просто качество фото плохое и не понятно. Там рядом с котельной лодочные гаражи. Они вроде и сейчас есть.
А ближе к косе есть искусственный водоём. Там в 90е топили криминальные трупы...
Ещё помню в конце нулевых туда народ ездил покупать наркоту. Там барыжное место было. При мне несколько раз на пустыре у озера продавали наркоту местным. Многие из тех ребят уже померли от наркоты. Так что место с богатой историей...
Snedronningen
написал 4 февраля 2021 в 15:25
Очень хорошо. Канонерский остров — особенное место :)
+8
Ссылка
| 1 отв.
Дмитрий Мареев hardVIP
написал 5 февраля 2021 в 08:39
Xrisantema
написала 4 февраля 2021 в 16:23
Очень атмосферно и душевно, обожаю Канонерский остров, спасибо :)
+8
Ссылка
| 3 отв.
Дмитрий Мареев hardVIP
написал 5 февраля 2021 в 08:36
Stimboy
написал 5 февраля 2021 в 20:42
Xrisantema
написала 6 февраля 2021 в 09:07
Владимир Беломоров vavaponk666
написал 4 февраля 2021 в 18:48
Как будто сам там побывал, классно
+5
Ссылка
| 1 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.