ИркутскЪ: Улицы, пропитанные стариной (Часть вторая)
Продолжение статьи: urban3p.ru/blogs/message15188/
Дворец Пионеров
Здание - настоящий дворец с уникальной архитектурой и историей. Когда-то это здание принадлежало купцу первой гильдии Александру Федоровичу Второву. Он был Почетным гражданином города Иркутска, учредителем Товарищества «А.Ф. BTOРOB С СЫНОВЬЯМИ», хозяином многих крупных магазинов по всей Сибири: в Иркутске, Томске, Сретенске, Верхнеудинске, Троицкосавске, Чите. Его основной профессиональный интерес – мануфактура. Александр Федорович сумел открыть в Иркутске крупную оптовую торговлю. В иркутских магазинах продавались не только ткани, но и готовое платье, обувь, галантерейные товары и прочее. Купец заботился не только о развитии своего купеческого дела, но и о духовном развитии горожан. Иногда он устраивал балы в своем собственном доме или привозил жителей теплых стран для знакомства с ними иркутян, а также проводил благотворительные вечера для привлечения средств на устройство дешевых столовых для бедных или для помощи выпускницам Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой (в наше время здание Сельхозакадемии), или для обитателей двухэтажного ночлежного дома на улице Мяснорядской (Мясной). Балы были детские, юношеские, семейные. В 1897 году, когда сыновья могли самостоятельно вести дела, Александр Федорович решился выехать в Москву, разделив свое имущество между Николаем и Александром. Николая он отправил в Томск – завоевывать рынок Западной Сибири, а Александра оставил в Иркутске – продолжать его дело в Приангарье и Забайкалье. Он родился в Иркутске и после отъезда отца продолжал жить здесь, в отцовском доме-дворце.Дом Второвых знали все иркутяне: это настоящий дворец! Построен он в 1897 году. Здание выполнено в стиле псевдорусского барокко. Является памятником архитектуры. Он стоит на углу улиц Ивановской (Пролетарской) и Большой Трапезниковской (Желябова) и до сих пор считается одним из самых примечательных каменных зданий в псевдорусском стиле в Восточной Сибири. Своей необычной архитектурой он привлекает внимание прохожих, высоко оценен специалистами. Да и местоположение у него замечательное: самый центр города. Рядом Тихвинская площадь, все самые главные храмы города, рынок (ныне площадь Труда).
8 ноября 1937 г. в доме Второвых открылся Дворец пионеров, он сразу же приобрел широкую известность. Дети с удовольствием занимались в его кружках и студиях. Инициатива открытия Дворца детского творчества принадлежала секретарю Иркутского обкома ВКП(б) А.С. Щербакову. В 1947 году Дворцу пионеров было присвоено его имя. В 1971 году вышла книга «Иркутск» Ф. Кудрявцева и Г. Вендриха, где сообщается: «Видное место в деле воспитания детей занимает Дворец пионеров, открытый в 1937 году. Они овладевают здесь токарным и столярным делом, изучают радиотехнику, фотографию, изготавливают разного рода аппаратуру и модели, занимаются спортом, участвуют в кружках хоровом, драматическом, музыкальном, живописи, художественной вышивки и других. В летнее время Дворец организует экскурсии, походы учащихся на Байкал и а окрестности города, спортивные соревнования. Знания и навыки, полученные во Дворце пионеров, расширяют кругозор детей, помогают лучше учиться, способствуют правильному выбору профессии». В годы войны, здесь были «организованы военные кружки – пулеметный, радио и сандружины. Особых перестроек внешнего облика здания, видимо, не было, а вот внутренние помещения были заметно перестроены. Реконструкция производилась в 1970 годы. Что касается старого облика здания, то от него остались некоторые любопытные детали. Например, остатки подземного хода, который вел от главного здания в домик для слуг во дворе. Есть также комната с винтовой лестницей – она ведет в комнату прислуги. В другом помещении сохранились подземные коммуникации и старинный котел, наполненный водой. Сколько лет он стоит – никто не знает. Но признаков «старости» воды не ощущается. Внизу, где в настоящее время находится гардероб, был фонтан. Подвалы для хранения товаров «дожили» до наших дней без изменений. Есть и так называемый «черный ход». Частично сохранились двери внешние и внутренние. Правда, некоторые окна и двери заложены. Мебель, может быть, и не второвская, а 1930-х годов. Но, пожалуй, самое интересное из интерьера особняка – это загадочные второвские большие зеркала. Если смотреться в одно и увидеть себя в другом, то сможешь отразиться 100 раз. Зеркала были привезены из Венеции и прекрасно сохранились, благодаря тому что покрыты с внутренней стороны серебром. Вот такие тайны имеет особняк на Желябова. Несмотря на перестройки, хозяин Дворца, его наследник, теперь иностранец, попав через много лет в Сибирь, узнал свой дом и был чрезвычайно благодарен тем, кто сумел сохранить его от разрушения, кто Дворец его деда передал в руки сибирской детворы. Живет он в Англии, там пустил корни, но в свой дом, где родился он сам и его отец, мечтал попасть всегда. В наши дни здание имеет в основном тот же облик, только дворовые постройки были снесены. На месте некоторых из них был построен плавательный бассейн. Дворец по-прежнему является украшением Иркутска, страницей его истории в камне, напоминанием о семье Второвых, оставивших глубокую память о себе. Память – для одних, для других – назидание: строить надо на века.
Дом Купца Файнберга
Высокое старинное здание с башенками и звездами Давида на фронтоне хорошо знакомо жителям области. В 1902-1905 годах этот дом арендовало под свои нужды Управление по строительству Кругобайкальской ж д. С 1906 - 1918 штаб иркутского военного округа с 1923 - 1951 отдел краеведческого музея. В бывшем доме купца Файнберга, сегодня находятся отделы краеведения и библиографии, литературы по искусству и историко-культурного наследия областной библиотеки им. И.И.Молчанова-Сибирского. Дом Файнберга - уникальное сооружение, памятник архитектуры начала минувшего столетия.
Военные медицинские склады
Во время Русско-японской войны в городах начали возводить медицинские склады, в Иркутске, Чите, Хабаровске и других городах.
Одно окно "кричит" громче другого.
Музей истории города Иркутска
Созданный в 1996 году, сегодня музей прочно занял важную нишу в культурном пространстве нашего города. В качестве основного объекта своего внимания он выбрал историю города в самом широком ее понимании. Музей представляет жизнь иркутян на разных исторических отрезках, через быт, традиции и уклад жизни.С момента своего основания музей пытается определить свою нишу в системе музейной сети города. С этой целью были использованы новые формы работы. В частности, определены долговременные темы музейных экспозиций: "Твои люди, Иркутск", "Иркутск - город многонациональный". В рамках последней темы уже были проведены выставки, посвященные евреям, бурятам и полякам в Иркутске, готовятся совместные выставка по другим национальным диаспорам города. Среди новых форм работы - создание при музее клубов и других объединений. В настоящее время при музее работают клубы для взрослых "Клуб почетных граждан г.Иркутска", клуб "Встреча", объединяющий жертв политических репрессий. Кроме того, при музее был создан детско-юношеский клуб "Иркутск - Форт Росс". Основной деятельности музея является музейный фонд, его количественный и качественный состав, а также условия хранения и экспонирования. От качественного состава музейного фонда, его правильного и образного экспонирования, количества стационарных, передвижных и др. выставок зависит число посетителей музея. На сегодняшний день в фондах музея более 30 тыс. единиц хранения. В том числе значительная фото коллекция по истории Иркутска, аудио архив радиокомитета, предметы трудовой и бытовой культуры иркутян. Источники комплектации музейного фонда различны, в основном это дары посетителей, а также бюджет МИГИ. Ежегодно через экспозиции музея проходит более 15 тыс. посетителей. Кроме того, в различных мероприятиях, проводимых музеем участвует еще несколько тыс. человек.Важной задачей деятельности музея является организация праздников, которые дают возможность не только приобщить иркутян к истории города, его традициям, национальной культуре коренных жителей Сибири, русского населения, а также представителей различных национальных диаспор, проживающих в нашем городе. В музее проводятся праздники "Рождество", "Масленница", "Ханука" (совместно с еврейским национальным культурным центром)и др. Ярким событием стало проведение в рамках "Дня города" встречи с общественностью и творческими коллективами п.Усть-Орда.
Куйбышев Валериан Владимирович
Родился в семье офицера, учился в Омском кадетском корпусе, в 1904 году вступил в РСДРП. В 1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, из которой в 1906 году был исключён. После этого Куйбышев вёл революционную работу в Омске, Каинске, Томске, Петропавловске, Барабинске, Санкт-Петербурге, Вологде, Харькове, Самаре. Был сослан в Сибирь, где в Нарыме вместе с Яковом Свердловым создал большевистскую организацию.В 1917 году приехал в Самару, где возглавил Самарскую организацию РСДРП и был избран председателем Совета. В октябре 1917 года участвовал в установлении Советской власти в Самаре, был председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков. В годы Гражданской войны был комиссаром и членом революционного военного совета 1-й и 4-й армий, руководил Самарской партийной организацией.С 1919 года стал членом РВС Южной группы Восточного фронта, воевавшей против войск правительства адм. Колчака, руководил обороной Астрахани, затем руководил войсками в Средней Азии. Член РВС XI армии Туркестанского фронта, зам. председателя Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана (1919—1920).В 1920 году был избран членом Президиума ВЦСПС, в 1921 году — членом Президиума ВСНХ. Являлся руководителем осуществления плана ГОЭЛРО. С 1923 по 1926 годы был народным комиссаром РКИ. В 1926 году стал председателем ВСНХ, в 1927 году — членом Политбюро ЦК ВКП (б), в 1930 году — председателем Госплана СССР. Г. В. Чичерин предполагал в нём своего преемника на посту главы Наркоминдел СССР.
Музей декабристов - Усадьба Трубецкого
Дом князя С. П. Трубецкого был построен для его младшей дочери в 1854 г. С 20-х гг. прошлого века в нем размещались коммунальные квартиры. В 1970 г. здесь был открыт музей. Экспозиции рассказывали о жизни декабристов в Сибири.Дом-музей С.П. Трубецкого с 1 сентября 2006 года закрыт на реставрацию.Трубецкой, Николай Сергеевич (4 апреля 1890, Москва — 25 июня 1938, Вена) — выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления.
Спасо-Преображенский Храм
Построен в 1798 г. на средства иркутских купцов С. Я. Игнатьева и И. Н. Сухих. В приходе церкви нашли приют семьи декабристов С. Волконского и С. Трубецкого. Для семьи С. Волконского она была и домашней церковью.
Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов
Музей декабристов представляет собой комплекс, состоящий из двух мемориальных домов, принадлежавших князю С.П. Трубецкому и князю С.Г. Волконскому.Дом князя С.Г. Волконского был построен в 1838 году в селе Урик. В 1847 год дом из Урика перенесли в Иркутск, где он считался одним из лучших в числе подобных городских построек. При реставрации восстановлен комплекс надворных построек: каретник, конюшня, людская изба, амбар с погребом, хлев для домашних животных. Дому возвращен его первоначальный вид. Восстановлена планировка комнат. В музее хранятся уникальные коллекции – подлинные вещи И.И. Пущина, Д.И. Завалишина, Г.С. Батенькова, семей Волконских, Трубецких, Муравьевых, Юшневских, Ивашевых, Кюхельбекеров и Фонвизиных.Постоянные экспозиции музея: - История дома и усадьбы С. Г. Волконского. - «Несчастью верная сестра». Жены декабристов, поехавшие в Сибирь.- «Идеальные жены». Женские страницы в истории декабризма. - «И громче труб на поле чести зовет к отечеству любовь…». Декабристы — участники войны 1812 г.- Л. Н. Толстой и декабристы. «Война и мир». - «Одна любовь души моей». Княгиня М. Н. Волконская. - Князь С. Г. Волконский. - Салон княгини М. Н. Волконской — центр иркутской культурной жизни середины XIX века. - Дети и потомки декабриста князя С. Г. Волконского. - Реликвии декабриста Д. И. Завалишина. - Выставка новых поступлений «Дар бесценный». - Выставка факсимильного издания рабочих тетрадей А. С. Пушкина «Минута — и стихи свободно потекут…»
Дом Купцов Шастиных
Строился в середине XIX в. Постепенно внешний вид усадьбы менялся. Нынешний вид она приобрела в 1907 г., когда в домовладение вступил А. И. Шастин. Именно тогда появилась основная часть украшений. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, дом купцов Шастиных был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса. Теперь он называется Домом Европы. Одновременно в список охраняемого наследия были включены окружающие дома. Сейчас Дом Европы – визитная карточка Иркутска. Декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей неповторимостью. Восстановлена деревянная изгородь с монументальными воротами и дворовые постройки.
Усадьба В.П. Сукачева
Построенная в 70-80-х годах XIX века, усадьба выдающегося общественного деятеля города Иркутска, основателя первой за Уралом картинной галереи Владимира Платоновича Сукачева, ныне является историко-архитектурным памятником федерального значения. Помимо постоянной экспозиции, которая знакомит посетителей усадьбы с жизнью и деятельностью Сукачева, с научной, культурной и общественной атмосферой Иркутска конца XIX века, здесь регулярно устраиваются народные и православные праздники, призванные привить детям интерес и любовь к русским традициям; проходят выставки детского рисунка; организуются благотворительные мероприятия с участием фольклорных коллективов города.
В усадьбе работают постоянные экспозиции «Сукачев. Эпоха. Судьба» и «Современники В.П. Сукачева», которые знакомят посетителей усадьбы с жизнью семьи Сукачевых, а также с их окружением, в котором были как представители правящих кругов – члены царской семьи, губернаторы, архиепископ, так и выдающиеся деятели науки, культуры и искусства.
Иркутский Областной Театр Юного Зрителя им. А. Вампилова
Театр был организован в 1928 году, как театр рабочей молодёжи. Первый спектакль показанный на сцене театра был показан 3 августа 1929 года. Это была пьеса «Бузливая когорта» автором которой был путиловский рабочий Иван Скоринко.В 1937 году театр был реорганизован в театр юного зрителя, в связи с чем произошло изменение репертуара театра, его переориентация на спектакли для детей и юношества.В разные годы в театре работали режиссёры: Н. П. Колпаков, В. Я. Молдавский, И. С. Городецкий, С. С. Казимировский, М. А. Норвид, Э. Д. Корсаков, В. В. Кокорин, В. З. Федосеев. На сцене театра играли актёры: В. И. Корзун, В. А. Филимонов, В. Я. Коноплянский, Т. О. Золотарёва, Т. С. Тузовская, В. П. Манихин, В. Г. Климанова, П. И. Лавров, К. И. Тукаев, Т. Ф. Козлитина, М. И. Ермакова, И. Г. Коршунов, В. И. Шестерников, В. А. Елисеев, Г. Л. Проценко, А. А. Булдаков, О. А. Тарновская, З. И. Задорожная, В. Г. Зикора.
В годы Великой Отечественной коллектив театра давал концерты и небольшие представления в госпиталях, заводских цехах и на полевых станах. За годы Великой Отечественной войны театром были поставлены спектакли: «Двенадцатая ночь» (1943, режиссёр Захарий Вина), «Турандот, принцесса Китайская» (1945, режиссёр Г. А. Богданов), «Сын полка», «Юность отцов» (режиссёр В. Я. Молдавский).В 1987 году театру юного зрителя было присвоено имя драматурга Александра Вампилова.
Крестовоздвиженский храм
Построен в 1758 г. в стиле сибирского барокко. В 1933 г. служба храме была приостановлена, но в 1943 г. был возвращен Иркутской епархии. В конце ХVIII века на холме поставили (воздвигли) крест, предполагая основать женский монастырь, но монастырь (Знаменский) построили близ Ушаковки, а на этом месте срубили деревянную церковь, затем соорудили каменный храм. Храм богато декорирована каменной резьбой из сложнейших геометрических фигур. Примечательны три огромных иконостаса, созданные в 1750 г. – самый большой в высоту 14 м и шириной 6,5 м. Сохранились здание богадельни и каменная ограда с кованой решеткой.
Ну и какой же город без кота!
Иерусалимская Церковь
В 1792 г., согласно одобренному плану города Иркутска, было отведено место под городское кладбище. В августе 1793 г. начались работы по обустройству кладбища, и в том же году была заложена церковь во имя входа в Иерусалим Иисуса Христа, которая и была освящена в 1795 г. На том же месте в 1835 г. иждивением «иркутских доброхотных дателей», по проекту томского архитектора А. П. Деева было воздвигнуто новое здание храма. Иконостас был выполнен по рисункам иркутского архитектора А. В. Васильева. В 30-е годы XX столетия, как водится, храм обезглавили. Здание было отдано под нужды училища культуры. В настоящее время храм передан Иркутской епархии и постепенно восстанавливается. Интересна судьба кладбища, перед входом в которое и была установлена Иерусалимская церковь. Согласно императорскому указу 1792 г., повелевающего учреждать кладбища за городской чертой, иркутским губернатором А. И. Брилем было сделано распоряжение: «В силу де получившего Его Высокопревосходительством от сего августа 11 числа из Правительствующего Сената Ея императорского величества указу для погребения всех умирающих не в городе и не при церквах способное место от состоящей по край самого городового жила Крестовоздвиженской церкви от полиции и определенного для отводов обывательских строений господина штурманского ранга капитана Татарникова уже действительно по плану и отводу назначено, где с нынешнего времени всех умирающих и погребать должно. » Со временем единое Иерусалимское кладбище разделилось на несколько частей в зависимости от вероисповеданий.Несмотря на постоянно принимаемые указы и распоряжения, порядок на столь значительной территории за всю историю навести не удавалось. Впервые вопрос о закрытии кладбища встал еще в 1883 г. Впоследствии этот вопрос неоднократно поднимался, однако последнее захоронение было сделано в конце 20-х годов XX века. В 1932 г. по решению горсовета кладбище было передано Горлесземтресту для переоборудование под парк культуры и отдыха. Из-за отсутствия средств Горлесземтрест не только не мог начать работы по переоборудованию, но и обеспечить надлежащую охрану кладбища. Памятники, чугунные ограды, кирпичные кладки и т. д. варварски расхищались, а то и просто уничтожались многочисленными вандалами.В феврале 1957 г. городским комитетом КПСС и исполкомом горсовета был утвержден план мероприятий по переоборудованию бывшего кладбища под парк культуры. За несколько месяцев были срыты большинство могил, а надгробные памятники вывезены. Доподлинно известно, что надгробия были использованы для устройства фундаментов вновь строящихся зданий (в частности жилого дома по ул. Марата). Церковь находится на территории Иерусалимского кладбища (кладбищу присвоен статус вновь выявленного памятника историко-культурного наследия), ныне — территория ЦПКиО. Сейчас на реконструкции.
Памятник героям, погибшим в войне за власть советов во время восстания против колчаковщины в Иркутске. 24 декабря 1919 г.4 января 1920 г.
Мятежу Политцентра в Иркутске предшествовал захватим 21 декабря власти в Черемхове, где копи имели подходящий человеческий материал, а успех лишал железную дорогу угля. Повстанческий штаб возглавил офицер Максимов-Соколов, комиссаром стал секретарь Иркутского комитета эсеров В. П. Мерхалев. Однако контрразведка Колчака 24 декабря арестовала революционный комитет эсеров (18 человек). Скрыться удалось Н.С. Калашникову, Максимову-Соколову и Линдбергу, затем В.П. Неупокоеву. Остальные (в том числе Б.Д. Марков, П.Я. Михайлов, А.А. Орлянский) были убиты 6 января 1920 г. на ледоколе «Ангара» среди 31 заложника.
130-й квартал
Специально создаваемая зона исторической застройки в Иркутске, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Квартал расположен у подножья Крестовой горы в Октябрьском округе Иркутска, имеет форму треугольника. Северо-западный угол стоит на пересечении сразу нескольких улиц: Ленина, Седова, Тимирязева, Красного восстания и 3-го Июля. Здесь же планируется восстановить утраченную триумфальную арку «Амурские ворота». Юго-западный угол района пересекается улицами 3-го Июля и Кожова, юго-восточный — Кожова и Седова.
На современной территория 130-го квартала иркутяне начали строить дома ещё в начале XVIII века. Все постройки были из дерева, местность не благоустраивалась, поэтому уже к началу XX-го дома среди каменных сооружений примыкавших районов представляли собой неухоженную деревню, нежели памятники архитектуры.В 2008 году к 350-летию Иркутска было решено на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. Согласно концепции проекта, люди живущие в домах района получат квартиры в новостройках, либо вернутся в уже отреставрированные.В конце марта 2010 года началась реставрация старых домов квартала и строительство утраченных.
Римско-Католический Приход Успения Богородицы
Построен в 1881 г. На месте современного католического костела до июня 1879 г. стоял костел деревянный, сгоревший в большом иркутском пожаре. Каменное здание возведено на пожертвования всех римско-католических приходов Российской империи. Стиль здания – неоготика, внутренняя отделка костела исполнена по рисункам ссыльного художника и столяра Войцеха Коперского. Католиками в Иркутске были в основном ссыльные поляки. В 1831 и 1863 гг. в Сибирь было сослано свыше 20 тысяч польских политических ссыльных – участников национально-освободительных вос-станий на территории бывшей Речи Посполиты. В 1978 году после длительных реставрационных ра-бот в помещении бывшего костела открылся органный зал. По специальному заказу известной фирмой «Вольф Ганг Шуккс» в Германии был изготовлен концертный орган.
Собор Богоявления
Начало собору во имя Богоявления Господня было положено в 1663 г., когда первые жители Иркутского острога возвели деревянный храм – он сгорел в большом пожаре в 1716 г. Каменный храм был заложен в 1718 г. был главным храмом города до освящения в 1894 г. Казанского кафедрального собора. С паперти собора читались важнейшие указы и манифесты, сюда собирался народ в дни торжеств и бедствий. В орнаменте фасада были использованы около 300 многоцветных поливных изразцов с изображением цветов и сказочных существ из языческих преданий. В декоре собора – смесь древнерусских мотивов и элементов барокко. В этом сооружении истоки того, что впоследствии искусствоведы назовут «сибирским барокко». До 1968 г. в его стенах находился цех хлебозавода, общежитие. В конце 1970 годов началось восстановление храма, после чего была развернута экспозиция сибирского искусства областного ху-дожественного музея. В 1994 г. собор был возвращен Иркутской епархии.
Спасская церковь
Самая старая каменная постройка Восточной Сибири. Она была заложена в 1706 г. взамен обветшалой деревянной церкви. Это единственное строение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней. Из старой деревянной церкви в новую перенесли хоругвь с образом Спаса, с которой пришли русские люди в устье Иркута ставить острог. Спасская церковь была в ту пору собором, то есть главной церковью Иркутска. В конце 1860 годов к церкви была пристроена ко-локольня, шпиль которой поднимается на высоту 50 м. В начале XIX в. фасады Спасской церкви были украшены фресками, причем не только внутри, но и снаружи. Спасская церковь – редчайший памятник культового зодчества, не имеющий аналогов от Урала до Тихого океана. Монументальное наружное панно на восточном фасаде состоит из трех сюжетов: Крестный ход в воду», изображающий крещение бурятского населения; правая часть компо-зиции изображает обряд причисления к лику святых первого иркутского епископа Иннокентия Куль-чицкого; в центре – образ крещения Христа. В 2006 г. храм был возвращен Иркутской епархии.
Курбатовские бани
На улице Цесовская Набережная, недалеко от Ангарского моста стоит красивое полуразрушенное здание. Это бывшие бани. Они были основаны в 1890 году и находились во владении купца Н. П. Курбатова, поэтому их называют курбатовскими. Множество индивидуальных кабинок, красивая плитка делали бани привлекательным местом. К сожалению, такие заведения как баня, со временем приходят в негодность, условия в них становятся аварийными и антисанитарными. Не избежала эта участь и курбатовских бань. В своё время бани были переделаны в прачечную. Также в различных частях этого здания в разное время были кафе, хлебокамбинат, зоомагазин и многое другое. В 2001 году, уже в разрушенном здании была организована и проведена творческим объединением молодежи «Винипуховая вселенная» акция «Музыка для эмбриона». Проект объединял разные творческие коллективы. В процессе своей деятельности баня неоднократно меняла внешний облик: стены и двери перекрашивались, клали новую плитку, меняли трубы. И теперь все эти слои осыпаются, и зрелище это не очень приятное. Орнамент пола не увидишь, не потрудившись, до него еще нужно добраться, ибо все покрылось пылью, грязью и мусором. Как-то так повелось, что иркутяне называли бани по фамилиям их владельцев. В основном это были купцы и зажиточные люди. Н. Н. Курбатов и Г. И. Русанов, жившие на рубеже XIX—XX веков, считались очень богатыми подрядчиками. И однажды они решили построить баню на самом берегу Ангары. (Полная информация содержится в объекте)
И в Заключении
Это конечно же не все места, которые смело можно было бы показать, тут только то, что я успел обойти за день. Надеюсь вам понравилось, если есть что дополнить или исправить, жду комментариев. Если вам было интересно, я могу сделать продолжение.
Спасибо за внимание
Язва Сибирская Smert113
написал 6 сентября 2010 в 13:48
DAS
написал 6 сентября 2010 в 19:25
Ты наверное, зарабатываешь себе место в раю для индустриальщиков. :)
Такая работа проделана! Несомненно плюс!
Такая работа проделана! Несомненно плюс!
0
Ссылка
| 1 отв.
Язва Сибирская Smert113
написал 6 сентября 2010 в 19:44
Зеро TinnitusDoll
написал 6 сентября 2010 в 19:56
Я хочу посетить все города России, мне кажется, некоторые из них я люблю даже никогда в них не побывав!:)
Теперь я и в Иркутск хочу)
Теперь я и в Иркутск хочу)
0
Ссылка
| 2 отв.
Зеро TinnitusDoll
написал 6 сентября 2010 в 20:05
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
городские прогулки - тоже туризм, но никак не "объекты"