Непутевые Заметки. Долгожданный Крым. Часть 6. Балаклава. Обитель стальных китов.
Связанный объект: Объект №825 (Балаклава) бывший завод по ремонту подлодок
Предыдущие части:1. В Дону рыбы нет.
2. Переправа-переправа...
3. Севастополь - Город Воинской Славы.
4. Херсонес Таврический.
5. Фиолент
И вот настал тот день, о котором я давно мечтал... Мы выехали из Севастополя, чтобы посетить знаменитую базу подводных лодок в Балаклаве - тот самый объект 825ГТС
Читать дальше
Об этом месте я много слышал и читал - и это только разжигало мое любопытство. И вот мы на месте - возле касс музея. Отстояв огромную очередь ухитряемся взять последние билеты на последнюю экскурсию в этот день - такое огромное количество желающих.
Пока стояли за билетами - я жадно вглядывался в судоходный тунель, уходящий вглубь горы...
И вот билеты на руках, до начала экскурсии времени еще достаточно - а значит можно прогуляться по набережной вокруг горы Таврос и полюбоваться видами Балаклавы, бухты и моря.
Судоходство на входе в бухту очень оживленное - прогулочныые катера, теплоходы, моторки и яхты сновали туда-сюда толпами.
Вдоль набережной остатки старинных построек, недострои современного вида и остатки военных объектов, когда-то относившихся к Балаклавской военно-морской базе.
Южный выход тонеля из-под горы Таврос, а рядом - остатки позиций одной из линий охраны объекта - замаскированные в скалах стрелковые точки, укрытия, замурованные входы...
Но вот подходит время экскурсии и мы возвращаемся ко входу в подземный комплекс.
Думаю, нет смысла в сотый раз повторять историю сооружения объекта, его конструктив и назначение известны практически всем интересующимся данной тематикой. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах, о которых говорил экскурсовод и которые не освещались в других отчетах с этого объекта.
Входной портал и батопорт
Штольня на входе в объект
К слову, зная на своей шкуре об особенностях микроклимата на подземных объектах, мы с Машей захватили с собой свитера и при входе в объект надели их. остальные экскурсанты, одетые в легкую одежду - футболки, шорты - смотрели на нас как на идиотов. Наивные, к концу экскурсии стук их зубов мог перекрыть своей громкостью голос экскурсовода :)
Экскурсовод, к слову, оказался очень интересным расказчиком и указывал, что из представленной экспозиции не аутентично.
Небольшой зал в конце привходовой штольни с вагонеткой, от этого зала расходятся штольни в минно-торпедную часть, шлюзовая камера с противоатомными воротами и штольня вдоль основного судоходного тонеля , в нем же экспозиция, посвященная подземным объектам Севастополя и Ленинградскому Метрострою, который проводил большинство работ по рпоходке различных крымских подземных объектов.
Штольня в минно-торпедную часть, доступ, увы, закрыт.
А это штольня, идущая от привходового зала к подземному доку, на стенах - экспозиция, посвященная истории Балаклавы, а так же различным типам ДПЛ, не имеющая прямого отношения к самому объекту 825
Штольня пересекается с другой штольней из минно-торпедной части, ведущей к судоходному тоннелю к точке погрузки минно-торпедного вооружения, на пересечении штолен - зал, в котором представлены образцы торпед/мин, в общем различных боеприпасов, часть из которых не имеет отношения к подводным лодкам - по словам экскурсовода, украинские владельцы музея тащили в экспозицию все, что не успели пропить военные.
Дальше основная штольня изгибается, этот изгиб сделан для гашения ударной волны от ядерного взрыва. На стенах стрелки, указывающие направление в сторону убежища - которым служили технические помещения судоходного тоннеля и сухого дока.
Штольня выходит в самую впечатляющую часть базы - к сухому доку и техплощадке ремонтной зоны. Сейчас сухой док заполнен водой, но раньше, он вполне мог осушаться для проведения работ на корпусе подводной лодки. Размеры с одной стороны, внушительны, с другой стороны, визуально не впечатляют - за счет сводчатой конструкции размеры помещений кажутся несколько меньше.
В зале ремонтной зоны установлена миниатюрная подводная лодка, по сути, аппарат весьма специфического назначения - такие лодки использовались диверсантами, она рассчитана на двух человек, при этом ее кабина не герметична и "экипаж" внутри сидит в водолазном снаряжении.
Как мне тут подсказывают, это сверхмалая подводная лодка Тритон-1м.
Рядом стоит еще один артефакт советской эпохи - автомат с газировкой, по словам экскурсовода - вполне рабочий, вот только не подключенный и не заправленный.
А мы переходим канал по мостику и вдоль стенки по узкому "трапу" движемся в сторону "объекта в объекте" - базы хранения и снаряжения ЯБЧ торпед. По словам экскурсовода, моряки, служившие на объекте 825 даже не догадывались, что скрывается за невзрачной дверкой напротив пункта погрузки торпедно-минного вооружения. О том что за десятками метров скалы хранятся сотни килотонн, знали только несколько человек из командования объекта 825.
Вот за такими неприметными дверями начинается штольня, ведущая в места, которые существовали только в документах с грифом "Совершенно секретно" и "ОГВ".
На стенах остались еще с давних времен распредщитки, удивительно, что их никто не украл на металл.
Огромные противоатомные ворота, возле которых не грех сделать мордогляд :)
От ворот штольня ведет в зал, в котором сейчас разместилась экспозиция с макетами кораблей ЧФ.
К слову, на фото видно, как одеты экскурсанты - на улице-то +35, а внутри +10
А вот об этом экспонате экскурсовод рассказал весьма интересную историю - оказывется, не только "Дональда Кука" наши гоняли по Черному морю ссаными тряпками.
Знакомьтесь, сторожевик проекта 1135 "Беззаветный" (капитан кавторанг Богдашин) - знаменит тем, что в феврале 1988 совместно со сторожевиком СКР-6 прогнал группу американских кораблей из территориальных вод СССР, при этом не просто прогнал, а еще и повредил - навалившись на корму крейера УРО ВМС США "Йорктаун" - что привело к повреждению ракетных установок "Гарпун" и пожару на борту американца. Вдумайтесь только - крейсер (!) водоизмещением 9800 тонн отгреб от сторожевика (!) водоизмещением 3200 тонн! И не только отгреб, но и позорно драпанул из Черного моря. К слову СКР-6 (1100 тонн) тоже отличился, помяв навалом превосходящий его по размерам эсминец Кэрон (8000 тонн).
Навал "Беззаветного" на "Йорктаун" - фото с Википедии.
За залом штольня совершает очередной изгиб и выходит упирается в "Красную штольню" - по сути, шлюзовую штольню базы хранения и снаряжения ЯБЧ.
В зале за штольней находится небольшая экспозиция - макет БЧ на танспортной тележке на поворотном круге (по словам экскурсовода - совершенно неаутентичный), почему-то противокорабельная крылатая ракета воздушного базирования (которая на подлодки никогда не ставилась), в зале помимо поворотного круга есть еще и стрелка на рельсовых путях. А так же комната-сейф для хранения образцов радиоактивных изотопов.
В соседнем помещении находится небольшая экспозиция, посвященная подплаву - там есть рубочные люки, сегменты корпуса, макеты подлодок, отдельный стенд посвящен "Курску".
Воздух в этом помещении осушается - работают установки, поддерживающие микроклимат как на настоящей базе хранения ЯБЧ - температура 15 градусов, влажность - 0, поэтому гермодверь в зал открывают только для пропуска экскурсионных групп.
Мы выходим из помещения экспозиции и снова двигаемся по главной штольне к блоку жизнеобеспечения. К слову, в этот раз был недоступен зал экспозиции, посвященный обслуживанию и снаряжению ЯБЧ.
В блоке жизнеобеспечения находятся главная понижающая подстанция, вентузел и гермошлюз на выходе из базы хранения и снаряжения с обходным шлюзом. Напротив подстанции на рельсах стоит еще одна тележка с конусом, символизирующим собой "изделие".
Транспортный шлюз
Обходная штольня со шлюзом
Шлюз, к слову, двухкамерный. На выходе пробка из замерзших экскурсантов, рвущихся в тепло августовского дня.
На выходе еще одна небольшая экспозиция - ракеты, торпеды и... палубный истребитель вертикального взлета Як-38 - тот самый, про который, в силу его не особой надежности, летчики шутили:
Вот взлетает гордый "Як"!
И об палубу - *%як! Ну а мы просто погладили его по крылу - Погладить котейку - было, погладить ежика - тоже, даже торпедный катер погладили, а Як чем хуже?
И вот база у нас за спиной, а мы решили просто прогуляться по Балаклаве.
Котьки. Они везде...
Ссорятся из-за бутылки пива..
Гуляют по машинам..
Просто кушают и наслаждаются жизнью теплым августовским вечером...
Меня заинтересовало еще утром назначение непонятных штолен в подножии крепостной горы, но, увы, они оказались закрыты и обсигналены((
В итоге, решаем подняться на вершину горы - к остаткам стен и башен крепости Чембало.
Все выше... и выше... и выше... тропинка извивается по склону между пучками сухой травы, камешки уходят вниз... Не дай Бог поскользнуться - до низу только уши доедут...
И вот мы на самой вершине...
Можно ли считать, что мы заруфили гору?
Захватывающий вид на мыс Айя
Сил уже почти нет, но надо таки залезть на леса башни...
Гордым трамплином торчит скала, на которой расположен форт Южная Балаклава, тот самый, с наблюдательным пунктом "Бочка смерти"
Цитадель крепости Чембало
Но вот уже и солнце уходит за горы, а значит и нам пора к дому. Завтра еще один насыщенный день. А значит надо отдохнуть.
Спуск вниз, по тропе и знакомой маршруткой до дома...
Продолжение следует...
Аккабадора НИИ German
написал 17 мая 2016 в 20:29
С противоположеной стороны в горе находится мазутносолярная перекачка и здоровенная живая распределительная подстанция.
0
Ссылка
| 1 отв.
Аккабадора НИИ German
написал 17 мая 2016 в 20:30
Владимир Малдер Mulder
написал 17 мая 2016 в 21:47
Музей положем зач0тный. Некоторые кадры снимать надо было в режиме Tv - приоритет выдержки 1/20 и делать 3 кадра очередью. Было бы ЗБС. Шевеленка на некоторых кадрах. Жаль, что залазы обсигналены. КРЫМНАШ... увы :( Печалько :( негде полазить, а я уж думал нагрянуть туда.
0
Ссылка
| 11 отв.
Валерий Бичель Valergun
написал 17 мая 2016 в 22:01
Владимир Малдер Mulder
написал 17 мая 2016 в 22:09
Валерий Бичель Valergun
написал 17 мая 2016 в 22:12
Smile
написал 17 мая 2016 в 22:09
Валерий Бичель Valergun
написал 17 мая 2016 в 22:12
Владимир Малдер Mulder
написал 18 мая 2016 в 00:06
[исправлен через 2 минуты]
Valergun: странно как-то но штатив похоже стал для меня неким церемониальным предметом. Я ношу его скорее как оберег, т.к. плохое настроение, когда я его не взял, только вот почему-то использовать его полноценно удаётся только лишь на крыше ну и в подземке и то при наличии убермощного фонаря ... . В остальных же случаях или лень, т.к. объект УГ или тлен, или если объект годный, то по закону подлости нет времени. Т.е. стараешься зафоткать как можно больше, а объект огромный, а время ограничено и понимаешь, что если ты достанешь штатив, то ни хрена вообще не успеешь. И фоткаешь на 1/10 с 5 кадров очередью. Получается вполне приемлемое качество. Даже HDR удаётся запилить. Правда для этого ставлю приоритет выдержки 1/20 чтобы не просрать :) Да и стабилизатор на 24-105L рулит
Валерий Бичель Valergun
написал 18 мая 2016 в 00:41
Владимир Малдер Mulder
написал 18 мая 2016 в 02:02
Валерий Бичель Valergun
написал 18 мая 2016 в 02:07
Smile
написал 17 мая 2016 в 22:06
Smile
написал 17 мая 2016 в 22:02
Во первых строках своего письма замечу, что сверхмалая подводная лодка Тритон-1м рассчитана на двоих человек, а во вторых ракета не корабельная а противокорабельная сверхзвуковая крылатая ракета воздушного базирования Х-22, над ней даже рисунок пуска с Ту-22М3 размещен.
0
Ссылка
| 1 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.