Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТворчество
Antares
написал 19 февраля 2020 в 11:21 [изменен через 7 минут] [ Назад ]

Антитлен: чем я теперь занимаюсь?

Связанный объект: Авиакладбище и музей авиатехники

Я до сих пор подробно не рассказывал коллегам по Урбану, чем сейчас занимаюсь, а многим это может быть интересно.

Уже прошло пять лет, как я перестал систематически ходить на залазы, а все свободные субботы стал проводить в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что я каждую неделю сижу на «объекте» :)

Первый раз после очень долгого перерыва я приехал в Монино в 2012 году, сделав большой обзор экспонатов. В 2013 году посетил организованный волонтёрами День открытых дверей, написав посты о Ту-114 и Як-40, В-12 и Ту-144. В 2014 году я вступил в волонтёрское движение и сам начал участвовать в ДОДах.

Наконец, в начале 2015 года я решился взять под свою «опёку» один из экспонатов - ракетоносец Ту-95МС. Самолёт, мягко говоря, не самый маленький, но задача привести его в порядок упрощалась потому, что до 2012 года борт служил учебным пособием и сохранился вполне прилично. К тому же, работы в основном концентрировались вокруг весьма компактной лётчицкой кабины.

Image


Про историю и особенности монинского экземпляра Ту-95МС можно почитать в этой статье.

1. Так выглядела кабина самолета в 2013 году. Что-то разбросано, замусорено, кое-чего не хватает.
Image
2. Перед передачей в музей военные удалили множество блоков оборудования, поэтому повсюду торчали обрубленные жгуты проводов.
Image
3. В конце февраля 2015 года мы с Романом начали первые работы в самолёте. Начали с простого - установили недостающие светофильтры и вентиляторы, которые нашли в волонтёрских запасах.
Image
4. В 2014 году бригаде Ту-144 удалось договориться с ОАО «Туполев» о ремонте носовых радиопрозрачных обтекателей Ту-95МС и Ту-22М3. 28 марта 2015 года мы сняли обтекатель и чуть позже отправили его в КБ. Нос самолёта завесили старым куском брезента.
Image
5. Памятное фото на фоне снятого обтекателя вместе с бригадой Ту-144. К тому времени ко мне присоединился Юлий (он в капюшоне). Его с сыном ещё в 2014 году направляли на уборку в кабине Ту-95МС, поэтому он с радостью стал помогать в дальнейших работах.
Image
6. В тот же день мы с ребятами проинспектировали технические отсеки в фюзеляже самолета. При демилитаризации военные вырезали отсюда всё до чего смогли дотянуться.
Image
7. Следующим этапом стала уборка. 18 апреля Катя и Юля полностью пропылесосили все уголки кабины.
Image
8. Перед началом работ было ощущение, что ковровое покрытие кабины испорчено и его надо полностью менять. После уборки вернулся первоначальный изумрудный цвет, и оставалось только приклеить ковёр в тех местах, где он был оторван. Что и было вскоре проделано.
Image
9. Много лет не стиранные шторки (которых в кабине шесть штук) из голубых стали желтоватыми. Одной стирки хватило, чтобы вернуть им исходный цвет. Заодно пришлось пришить оторванные петельки.
Image
10. Ещё одну проблему составляли брезентовые чулки на рулевых колонках. За годы обучения курсантов они истрепались до дыр. Я демонтировал их и отдал в швейную мастерскую у дома, где мне изготовили копии, но уже из долговечного чёрного кожзама.
Image
11. Затем в нижнюю часть чулков я вставил люверсы, и прочной капроновой нитью пришил к пьедесталу.
Image
12. Кабина наконец приобрела более-менее ухоженный вид и стала готова к приёму посетителей на ДОД.
Image
13. Куда более сложной задачей стала подготовка трапа. Вход в самолёт находится на довольно приличной высоте, но имеющиеся в музее аэродромные стремянки для доступа посетителей по разным причинам не подходили. Штатная стремянка пребывала в ангаре в довольно унылом виде, грязная и сломанная. Ввиду отсутствия перил пускать по ней посетителей (особенно с детьми) было опасно.
Image
14. Дорабатывать трап мне помогал мой тогдашний студент Олег. Мы отремонтировали сломанный узел, а из квадратного стального профиля собрали перила. Вес стремянки увеличился, но перила придали ей дополнительную прочность.
Image
15. Перед самым 9 мая я наскоро покрасил перила краской из баллончика.
Image
16. В тот же день самолёт принял первую группу экскурсантов, случайно гулявшую в этот день по музею.
Image
17. Так как у экспоната до сих пор нет собственной информационной таблички, я специально для ДОДов изготовил плакат. На нём изложена история создания типа, генеалогическое древо основных модификаций, сравнение с аналогами, чертежи, фото кабин и даже случайно найденная на просторах интернета карикатура. При нажатии на картинку она откроется в большом размере.
Image
18. 9 мая 2015 года самолёт впервые открылся для посетителей в рамках бесплатной экскурсии. Надо было только отстоять очередь.
Image
19. Так как размеры кабины сильно ограничены, посетителей мы пускаем группами по 2-4 человека, давая на осмотр и фотографирование 3 минуты.
Image
20. С первого дня мы начали вести журнал отзывов. Интересно, что среди первых посетителей оказались члены семьи Дмитрия Александровича Антонова - главного конструктора Ту-95МС.
Image
21. 16 мая и 6 июня два Андрея и Саша помогли мне докрасить стремянку уже окончательно.
Image
22. 23 мая волонтёр Алексей, занимающийся реставрацией американского вертолёта Vertol-44, помог мне загерметизировать протекающий аварийный люк в крыше кабины. Тогда мы не занялись вплотную этим люком, что имело печальные последствия.
Image
23. Тем временем, Олег Гаврюшенко добыл для нас семь списанных чехлов от парашютных систем, которые размещаются в креслах Ту-95 на случай экстренного покидания кабины. Вместо парашютов мы вставили поролон, и все кресла в кабине приобрели вид точно как на боевых самолётах.
Image
24. 12 июня 2015 года самолёт снова участвовал в Дне открытых дверей.
Image
25. 20 июня вернулся отреставрированный носовой обтекатель РЛС, и спустя некоторое время мы решили вернуть его на законное место.
Image
26. Обтекатель крепится по всему периметру на большом количестве винтов. Чтобы свести между собой маленькие отверстия, пришлось попотеть, ведь обтекатель гибкий и легко деформируется.
Image
27. Через неделю мы продолжили приводить в порядок внешний вид самолёта - покрасили чёрную антибликовую полосу перед лобовым остеклением.
Image
28. Эта полоса нужна для того, чтобы пилотов не слепили солнечные лучи, отражающиеся от алюминиевой обшивки носовой части. За годы стоянки краска частично облезла, частично вздыбилась. За один субботник мы зачистили и покрасили нос самолёта автомобильной эмалью. При этом, правда, не соблюли технологию (предварительно не загрунтовали поверхность), но это выяснилось позже. Зато самолёт начал выглядеть так, как подобает гордости отечественной Дальней авиации.
Image
29. 16 августа мы снова открыли самолёт для посещения. На фото виден ещё один экспонат, с которым посетители могли познакомиться посетители.
Image
30. Это бортовой аварийный самописец (чёрный ящик) МСРП-12-96, даже с сохранившейся магнитной лентой. На такой самописец записываются параметры полёта: скорость, высота, перегрузка, отклонения элерона, руля высоты, руля направления и т.д.
Image
31. В кабине тоже появились небольшие «фишки»: присланные из Америки фотографии перехвата Ту-95РЦ истребителями НАТО и случайно найденный Сашей в завалах железа пилотский писсуар.
Image
32. Книга отзывов пополнялась новыми записями.
Image
33. После ДОДов решили ещё одну небольшую проблему, связанную с солнцезащитной шторкой центральной секции лобового стекла. Она, в отличие от всех остальных шторок, открывается с помощью специального тросика, проложенного в тонкой трубке сложной конфигурации, уходящей за приборную панель. На тросик была намотана пружинка, раскрутившаяся внутри трубки и заклинившая тросик. В результате пришлось снимать трубку целиком, делать разрезы чтобы достать пружинку, и заменить тросик капроновой нитью.
Image
34. Еще один субботник мы с Юлием и его сыном потратили на то, чтобы посадить на место и прикрутить лючки в носовой части самолёта. Некоторые из них пришлось и подрихтовать. Щели были такие, что внутрь носовой части постоянно попадала вода.
Image
40. В октябре 2015 года нас постигла беда. Открыв самолёт, мы обнаружили, что мародёрам удалось его вскрыть аварийный люк и проникнуть внутрь. Приборное оборудование кабины понесло потери. Не фатальные, но достаточно неприятные. Пришлось срочно ремонтировать люк и как следует его герметизировать.
Image
41. Сразу занялись поиском недостающего. Нам удалось купить несколько приборов и неисправных авиационных часов АЧС. В результате кабина была полностью укомплектована АЧСами, а ведь их 6 штук, у каждого члена экипажа.
Image
42. Удалось найти и то, что было снято с самолёта ещё до передачи в музей: два блока текстовых сообщений СЧ-38М и индикатор СЗМ-5.
Image
43. После установки этих блоков, место бортрадиста стало полностью комплектным. Чёрный чехол имитирует специальную машинку для шифрования данных.
Image
Чтобы добыть недостающее оборудование, до сих пор используемое на боевых Ту-95 и Ту-142, от имени музея были отправлены письма командующим ВВС и Дальней авиации. К сожалению, ответов мы не получили, военные нам помогать не захотели. Главком ВВС Бондарев после этого «засветился» в истории с «переездом» музея в парк «Патриот», и мы перестали надеяться на помощь со стороны Минобороны.

44. Три из пропавших панелей оказались специфическими для опытных самолётов КБ Туполева, они ставились на многие самолёты первых серий. Так как найти замену в обозримой перспективе не представлялось возможным, я решил заменить их макетами. Сделал в CorelDRAW модели, заказал в типографии распечатку на пластике, установил кнопки и тумблера. За помощь в изготовлении макетов спасибо Александру Власову и ООО «Стикер Ру».
Image
45. В апреле 2016 года я установил макеты на штатные места, от оригинальных они практически неотличимы.
Image
46. А в феврале 2016 года нас ждал очередной сюрприз: мародёры возвращались и снова пытались попасть в самолёт. Пришлось нам с Олегом заново устанавливать заглушку, защищающую люк от воды.
Image
47. Когда залезали на самолёт, обнаружили, что прошлогодняя антибликовая полоса начала облезать. Придётся ею заниматься.
Image
48. 9 мая 2016 года самолёт снова принимал гостей.
Image
49. В соцсетях появились фото посетителей за штурвалом легендарной машины.
Image
50. 14 мая впервые с начала работ удалось подкачать колёса. Розетка довольно далеко от самолёта, поэтому компрессор соглашается работать далеко не с каждым удлинителем.
Image
51. Результат налицо. Это колесо основной стойки шасси. Как выяснилось, я сделал это очень вовремя. По случаю намечавшегося приезда Шойгу военные перекатили самолёт на пару десятков метров вперёд (таково было требование ФСО).
Image
52. 4 июня Олег и Володя загрунтовали антибликовую полосу там, где отслоилась краска. Работа над ошибками, что поделаешь.
Image
53. 12 июня на новом месте мы провели очередной ДОД.
Image
54. Очередные фото из соцсетей посетителей.
Image
55. Был найден аутентичный шлемофон, предоставлявшийся всем посетителям для фотографирования.
Image
56. Кроме того, кабина пополнилась заправленным углекислотным огнетушителем и кипятильником КУС-200. Для обозначения места, где в боевых самолётах стоит химический туалет, был поставлен унитаз, добытый при разборе Ил-18 в Жуковском.
Image
57. 25 июня дождливое лето наконец подарило почти сухую субботу, и удалось покрасить антибликовую полосу.
Image
58. 18 августа Павел аэродромным тягачом КрАЗ вернул самолёт на исходное место.
Image
59. 21 августа под самолётом вновь собрались любители авиации.
Image
60. Каждому были предоставлены его три минуты в кабине Ту-95МС.
Image
61. Руководство по достоинству оценило мои труды, к 58-летию музея директор наградил меня грамотой в числе других активных участников волонтёрского движения.
Image
Сейчас проект по Ту-95МС фактически завершён, и работы ведутся лишь изредка, по мере необходимости. Экспонат находится в состоянии постоянной готовности к приёму посетителей, а я работаю над другими волонтёрскими проектами.
Drol
Болотный Кот Drol написал 19 февраля 2020 в 11:28
Вот это класс, вот это респект.
+40
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 19 февраля 2020 в 11:31
Drol: Спасибо :)
porcufine
Человек Яйца porcufine написал 19 февраля 2020 в 15:10
95-й это прекрасно
trashed25
Виртуал Алкоеда trashed25 написал 19 февраля 2020 в 15:25
Интересно, те персонажи, которые погноили приборы, сидят тут? И прочитают ли этот пост :)
0
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 19 февраля 2020 в 15:43
trashed25: Нет, это местные алкаши, которых понабрали чтобы охранять самолёты. Сторонних они бы к этому делу не подпустили :)
В итоге эту гниль смогли вычистить из музея.
Stork
Евгений Stork написал 19 февраля 2020 в 16:11
Колоссальная работа!
Brodyaga
ЧиполЛина Brodyaga написал 19 февраля 2020 в 21:53
Работа, достойная Уважения.
Nullklever
Nullklever написал 19 февраля 2020 в 23:04
Респект и плюс, определённо!
Mizaz
Федор Mizaz написал 19 февраля 2020 в 23:04
Отлично!
Lebowski
Тень Когтя Lebowski написал 19 февраля 2020 в 23:35
А четвёрка там как себя чувствует?
+10
Ссылка | 3 отв.
Antares
Antares написал 20 февраля 2020 в 00:21 [исправлен через 1 минуту]
Lebowski: Ту-4?
+7
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Lebowski
Тень Когтя Lebowski написал 20 февраля 2020 в 13:05
Antares: Да.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Antares
Antares написал 20 февраля 2020 в 13:10
Lebowski: Ту-4 стоит как стоял, с ним ничего не происходит.
igor113.livejournal.com/368363.html
Baron
Baron написал 20 февраля 2020 в 01:23
Отличная работа, прекрасное увлечение. :)
TubeTarena
На Консервации TubeTarena написал 20 февраля 2020 в 02:22 [исправлен через 2 минуты]
Омг желанный Ту-144,кстати спираль хде?..
Ну или молния 1 ободранная...

ОМГ!!!!1! Там приборы с СПД!! #хочу_вМонино.
-10
Ссылка | 1 отв.
porcufine
Человек Яйца porcufine написал 20 февраля 2020 в 02:38
TubeTarena: давай чеши отсюда кустик
Darky
Говорит Москва Darky написало 20 февраля 2020 в 10:43
Очень здорово! Всяческие похвалы за такую важную и обстоятельную работу
+10
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 20 февраля 2020 в 13:10
Darky: Спасибо! :)
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 21 февраля 2020 в 18:28
Всячески завидую. Молодцы!
deletant
deletant написал 24 февраля 2020 в 10:05
Очень приятно было познакомиться и пообщаться на ДОД. Осталось тебе в ЖЖ вернуть свой старый ник, ведь большинство людей, которые тебя знают привыкли к нику ANTARES.
Aviator
Vitaliy Aviatorov Aviator написал 25 апреля 2020 в 00:24
Молодцы!

Верхние правые часы похоже что с СПД.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.