
Итак, в начале 1960-х годов на строительстве Трансполярной магистрали был образован режимный посёлок, спустя 7 лет получивший название Харп, что переводится с ненецкого языка как "северное сияние". Ядром нового посёлка стал лагерь для заключённых, работавших над прокладкой железной дороги. Впоследствии лагерь был преобразован в колонию особого режима для особо опасных рецидивистов. Статус колонии для пожизненно осуждённых она получила в 2004 году.
Кроме того, недалеко от Харпа добывался уральский камень, который здесь же на дробилке превращался в щебень. Часть щебня тут же отправлялась на огромный завод ЖБИ, где раньше трудились заключенные. Периметры и территории у зоны и у завода - разные. Благодаря этому на заброшенный завод можно без труда зайти - в паре десятков метров от ворот зоны находятся ворота завода, даже ни на что не запертые. А еще между заводом и тюрьмой есть подземный тоннель! Дробильный щебеночный завод, кстати, тоже заброшен - но у него даже забора, по сути, нет. В общем, мой сегодняшний обзор обо всём этом комплексе.