Связанный объект: Спасопреображенская Шужгорская церковь
О существовании остатков Шужгорского монастыря не знает практически никто из жителей окрестных деревень. Исключение — небольшой поселок Захарово, который можно принять за вымерший изза большого количества брошенных деревянных домов. Здесь Шужгора более известна как урочище Пугорка. Именно отсюда начинается путь к монастырю. По словам местных жителей, в июле и августе в Захарово приезжают паломники, а также туристы, которые натаптывают тропу до самого урочища. В начале июня вместо тропы мы застали с трудом угадываемые очертания лесной дороги. По ней и пошли.Путешествие не назовешь легким. Уже через несколько сот метров так называемая дорога превращается в сплошные заросли травы, над которыми густыми ветвями склоняются сосны и березы. Изначально взятый бодрый шаг быстро утопает в болотине. Путь регулярно преграждают поваленные ветром деревья различной величины и сучковатости. Их приходится перелезать или огибать за несколько метров. Через полчаса ходьбы пропадает сотовая связь. Через полтора часа неожиданно возникает сосновый бор с болееменее ровной дорогой и следами стихийных вырубок. Но счастье длится недолго: бор заканчивается, снова начинается болото, еще более непроходимое. Любая остановка дает возможность армии комаров, скопившихся вокруг и только и ждавших удобного момента, наконец атаковать свою жертву.Шужгора появляется неожиданно, и один только вид на руины, возвышающиеся над окрестными лесами, вознаграждает два с лишним часа мучений. Перед тем как забраться на вершину, пройдя через заросли крапивы, можно подкрепиться водой из местного источника. Ктото заботливо соорудил здесь скамейку из веток, рядом на колышке болтаются цинковое ведро и пластиковая канистра. Источник — огороженный ветками квадрат, внутри которого стоит прозрачная вода. В Захарово нас уверяли, что она никогда не мутнеет и считается очень полезной.
Мы сняли канистру и начерпали в нее воды, чтобы попить в монастыре. К счастью, не наполнили пятилитровую емкость целиком, так как нести ее пришлось практически над головой, что тяжело само по себе. Все дело в том, что к руинам предстояло пробираться через сотню с гаком метров крапивных зарослей. Крапива больно обжигала руки, каждый раз когда уставали и опускались ниже плеч. Протаптывая перед собой сапогами небольшую тропку нам все же удалось почти без ожогов примерно за 15 минут добраться до самой вершины.
Прямо перед развалинами покоятся такие же заросшие, как и все кругом, могилы: их кресты едва видны сквозь заросли. В основном, как выяснилось, здесь похоронены люди, умершие во время войны. Миновав небольшое кладбище, мы вошли внутрь полуразрушенного здания.
Остатки монастыря – это три уютных помещения, которые, несмотря на полное отсутствие окон и почти полное отсутствие крыши, почти не продуваются. Не особо разбираясь в церковной терминологии скажем, что «основное помещение» провалилось вниз и представляет собой заваленное битым кирпичом углубление. Соседние «комнаты» более светлы, и в одной из них даже обустроен «молельный столик». На нем рассыпаны иконы различных размеров, видимо, принесенные сюда туристами. Сами развалины находятся, как уже сказано, на самой вершине горы, и из оконных проемов открывается потрясающий вид на лес – видно почти весь пройденный путь и всю остальную округу на много километров.
Осмотрев развалины мы решили прямо здесь перекусить прихваченными с собой бутербродами. Расположились рядом с одним из оконных проемов. Уж не знаем, повлияла ли святость места или усталость после многокилометрового пути, но пара кусков хлеба с колбасой показались в тот момент даром свыше – ничего более вкусного, казалось, мы не ели никогда в жизни.
Исторические источники об этом месте практически ничего не говорят. Однако нам удалось разыскать упоминание о Шужгорском приходе в Новгородском Богословском сборнике от 1865 года. В нем, в частности, говорится, что в приходе насчитывалось 45 дворов. Причт (лица, служащие при приходе) получали на свое содержание жалованье в размере 100 рублей. Церковники торговали свечами и имели от этого доход в размере 4 рублей и 50 копеек. «Прихожане в летнее время занимаются обработкой земли, а в зимнее — вывозкой леса с дач купеческих; лес отправляется в город Рыбинск», — рассказывает сборник.
Как утверждают местные старожилы, приход разрушили усилиями советской власти в самом начале ее правления. На месте церкви хотели построить санаторий и проложить к нему нормальную дорогу, да чтото не сложилось.